Статьи
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Бурнашева Оксана Иосифовна
Аннотация: цель исследования – активное вовлечение родителей в единый воспитательно-образовательный процесс, создание педагогических условий для эффективной преемственности. Новизна исследования заключается в обосновании педагогических условий взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к этнокультурным ценностям в постоянно действующих формах работы как «Родительская академия». Автором обоснованы направления, содержания работы студий, в которых реализуются задачи этнокультурного образования детей и педагогического сопровождения родителей. В заключении проанализированы результаты исследования. Ключевые слова: преемственность, родители, педагоги, родительская академия, студии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Бурнашева О.И

Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28 «Кэнчээри» с. Танда» Усть – Алданского улуса

E – mail: IBoksana83@mail.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОО И СЕМЬИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В «РОДИТЕЛЬСКОЙ АКАДЕМИИ»

Аннотация: цель исследования – активное вовлечение родителей в единый воспитательно-образовательный процесс, создание педагогических условий для эффективной преемственности. Новизна исследования заключается в обосновании педагогических условий взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к этнокультурным ценностям в постоянно действующих формах работы как «Родительская академия». Автором обоснованы направления, содержания работы студий, в которых реализуются задачи этнокультурного образования детей и педагогического сопровождения родителей. В заключении проанализированы результаты исследования.

Ключевые слова: преемственность, родители, педагоги, родительская академия, студии.

Сегодня в обществе трансформируются традиционные ценности «культа родителей, семьи, рода», что наносит неисправимый урон нравственному, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В этом отношении мы согласны с тем, что в условиях глобального общества, кризиса духовности в нём «…личность, не понимающая свои особенности, свои ценности не сможет интегрироваться в общество, выжить нем», «необходимо вернуть личность к базовым духовно-нравственным устоям нации и ориентировать её на духовное воспроизводство ценностей в своё поведение» [1, с. 17]. К сожалению, семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры, утрачивает свою ведущую роль. Причиной тому являются занятость и педагогическая неграмотность.

В исследовании нами поставлена цель – активное вовлечение родителей в единый воспитательно-образовательный процесс, создание педагогических условий для реализации содержания, форм и методов постоянно действующих форм работы с родителями.

При этом мы предполагаем, что обеспечение преемственной связи с родителями по приобщению детей к этнокультурным ценностям будет эффективным, если:

- систематизировать и дифференцировать работу с родителями;

- организовать постоянно действующие формы работы в преемственной связи;

- разработать содержание, формы и методы совместной деятельности с семьями детей по изучаемой проблеме;

- обеспечить эффективное педагогическое сопровождение родителей.

Новизна нашего исследования заключается в разработке и обосновании педагогических условий взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к этнокультурным ценностям в постоянно действующих формах работы с ними.

Одной из этих форм работы является многофункциональная, постоянно действующая и открытая для всех «Родительская академия».

Работа академии организована по пяти блокам, в содержание которых предусматриваются:

  1. Игры предков в воспитании детей.
  2. Формирование ценностных представлений у детей трудовых традициях народа.
  3. Приобщение детей к мудрости устного фольклора народа.
  4. Воспитание ценностного отношения к этнокультурным традициям русского народа и народа саха.
  5. Использование народных методов в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста

В социализации и развитии духовно – нравственных качеств личности детей важную роль сыграли созданные нами студии совместной деятельности родителей и детей, которыми руководят родители воспитанников. Сегодня разработано содержание деятельности пяти студий:

- «В мире музыкальных инструментов»;

- «Школа этнокультурного дизайна»;

- «Юнистрой в народных традициях»;

- «Умники и умницы»;

- «Сундучок творчества».

Следует подчеркнуть, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по настоящему результативной, если родители являются его единомышленниками. Поэтому перед нами стояла задача заинтересовать родителей в проведении работы «Родительской академии», сделать их активными субъектами педагогической деятельности. В каждой студии родители активно приобщали детей к ценностям этнокультурных традиций в зависимости от избранной ими студий. Каждая студия разработала свой план совместной деятельности с детьми, которая предусматривает разнообразие форм работы: организация защиты совместных с ребенком творческих проектов, тематических выставок, экскурсий в музеи села, развлечений, концертов, показа мод, обрядовых традиций и т.д. В них довольно полно представлены факторы воспитания: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, общение, игра, пример. Важнейшая роль отводилось приобщению ребенка  к языковой культуре. Конкретные цели заключались в воспитании идеального человека – человека Айыы («добрый молодец», «умница - красавица» и т.д.), в которых просматривается «традиционное народное понимание педагогических функций: развитие ума, воспитание честности, порядочности, трудолюбия» [2, с.24].

Проведенная работа по установлению преемственно с семьями воспитанников значительно повлияла на педагогическую грамотность родителей, на знание методов, культуры традиционного народного воспитания.

В результате мониторинговых исследований установлено, что у детей значительно возраст интерес к народным обрядовым традициям, их музыкальному и прикладному творчеству. Намного повысились уровни ценностного отношение к культуре родного народа. По результатам данного этапа работы нами разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов ДОО, обобщен опыт работы, который обсуждался в улусных, республиканских семинарах и научно-практических конференциях.

В заключении следует подчеркнуть, что основой совместной деятельности семьи и ДОО являются именно этнокультурные традиции. Родители являются истинными носителями культуры, языка родного народа. Они – знатоки обрядовых традиций, мастера традиционных промыслов, хранители, умельцы и таланты в творческом воспроизводстве всех материальных и духовных ценностей народа. Потому созданное нами объединение «Родительская академия» стало популярным среди семей и общественности; является деятельным центром сетевого взаимодействия. В дальнейшем мы планируем расширить такие постоянно действующие формы работы с семьей, и обогатить содержание, методы взаимодействия с семьями и общественностью.

Литература

  1. Баишева М.И. Воспитание ребенка как субъекта собственной безопасности / Новая наука: от идеи к результату: Международная научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (29 сентября 2015 г. Стерлитамак). – 2. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. – С. 16-18.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...