консультация "Роль игры для детей с ОВЗ"
консультация (средняя группа)

Байданова Альбина Рафизовна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_rol_igry_detey_s_ovz.docx866.46 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в жизни ребенка с ОВЗ

    Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущее положение определяется не количеством времени, а тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в общении, взаимодействии со сверстниками, активности, движении, фантазии, познании окружающего мира, самостоятельности; в игре зарождаются другие виды деятельности (учебная, трудовая), игра способствует психическому развитию ребенка.

Игра – это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая не в меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Эти детки характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффективным реакциям, неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, снижение общей работоспособности.

В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:

1. Правило последовательности:

• игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;

• объяснения воспитателя подтверждаются последующими действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием;

• игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.

3. Правило доступного игрового материала:

• игра должна быть с четко сформулированными правилами;

• подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной группы.

4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

Интересные игры для детей с ОВЗ

«Игровой массаж»

Для детей с ОВЗ важно, чтобы занятия включали развитие мелкой и крупной моторики. Для них полезна работа руками. Недавно для таких детей придумали «игровой массаж». Это классная штука, построенная на взаимодействии двух ребятишек. В процессе принимает участие не взрослые, а исключительно дети с ОВЗ.

Как это работает. Один ребенок садится на стул или подушку, а другой делает ему массаж. Преподаватель контролирует процесс и показывает карточки. Например, на одной из них изображена бегущая кошка. Задача ребенка показать на спине другого, как царапает котик. Это тактильное занятие направлено на взаимодействие и доверие. Они могут трогать, обнимать друг друга — это занятие обеспечивает постоянный контакт.

Бывает, что ребенок агрессивно настроен. Он мог устать во время долгих групповых занятий. Тогда, задача взрослого снять это напряжение. "Игровой массаж" - идеальный вариант. Главное, вовремя среагировать и предложить эту идею. Кстати, карточки вы можете сделать своими руками.

https://cache.betweendigital.com/code/1x1.gifhttps://www.maam.ru/upload/blogs/d697be9762d7caa92b8a91db32220041.jpg.jpg

Сенсорные занятия

Для таких занятий используют сенсорные боксы, боксы с шишками. Также, есть сенсорные коврики, разработанные специально для детей с ОВЗ. Они сочетают разные текстуры: песок, каменный настил, трава. Это далеко не ортопедические коврики, которые подходят для всех детей. Данная модель предназначена конкретно для деток с диагнозом.

Используйте сенсорные коробки. Они делятся на 2 вида: открытые и закрытые. Открытые позволяют ребенку ознакомиться с предметом, потрогать его, понять что это. Это помогает им запоминать каштан или шишку не только визуально, но и тактильно. После занятий с открытыми коробками, можно переходить к закрытым. Предметы прячут в мешочки. Задача ребенка на ощупь определить, что может быть внутри.

https://autogear.ru/misc/i/gallery/26390/659971.jpg https://magicrm.ru/upload/iblock/5ca/5ca8da677b45136ff61462d45435ed08.jpg

https://xn----7sbblyjhcpi2i4b1b.xn--p1ai/upload/iblock/d31/d3195cd6016be38b0ed1cc26aa5d6a2d.jpg

https://toys-land.by/images/stories/virtuemart/product/%D0%B1%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5.jpghttps://academy-of-curiosity.ru/wp-content/uploads/2019/10/sensornaya-korobka-i-sortirovka.jpg

Пальчиковое рисование

detei_s_ovz

Есть очень интересный итальянский проект Segni mossi, под руководством двух арт-терапевтов. Они разработали множество упражнений, направленных на взаимодействие между абсолютно разными детьми. Их концепция заключается в работе с красками. Эти уроки «активируют» все: доверительные отношения, воображение, память. Я считаю, это очень актуально для деток с ОВЗ. Если правильно применить знания и проводить занятия в небольших группах, то эффект будет. И он будет положительным.

Песочная терапия и игра

https://fsd.videouroki.net/html/2018/03/14/v_5aa8d63866d9e/v99712237_0_2.jpeg

Песочная терапия тоже благоприятно влияет на ребенка. Песок — это проводник в детское сознание. Такие занятия дают положительные результаты в работе со здоровыми детьми, но которые плохо разговаривают. Мы проигрываем разные ситуации, и проблема раскрывается. Когда ясна причина, мы можем с этим работать. Нужно учитывать, что к детям с ОВЗ нужен особый подход, в том числе и в играх. У них есть нарушения зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата и т.д. Но все они любят играть. Сложно описать словами, когда мы видим улучшение у ребенка после песочной терапии. Он передает информацию через песок, свои мысли и переживаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...