Консультация "Развитие мышления в процессе игровой деятельности"
консультация

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.Именно в игре ребёнок развивается. Игры стимулируют наглядно-образное мышление, к концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений, и здесь обязательно потребуется помощь родителей. Предлагаю простые игры,  в которые можно поиграть с детьми с целью развития их мышления .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Воспитатель МБДОУ д/с №40 Бутенко И.Н.

Консультация на тему: «Развитие мышления в процессе игровой деятельности»

 Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности.

           В период времени от трёх до семи лет под влиянием конструкторской продуктивной, художественной деятельности у ребёнка складываются способности мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединять их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей. Развитие восприятия происходит поэтапно. На первом этапе перцептивные действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. На втором этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное.

         Характерной особенностью внимания ребёнка раннего дошкольного возраста является его непроизвольность, т.е., что оно вызывается внешними привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Объективное владение речью, рассуждение вслух, внутренне регулируемое восприятие позволяет формировать произвольное внимание, возникающее под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны сосредотачивать внимание уже от 12 до 20 секунд. К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. Но детям необходима помощь родителей, т.к., уже в дошкольном возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания, что зависит от типа нервной деятельности, состояния здоровья, условий жизни ребёнка.

         В младшем и среднем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются непроизвольными, а в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию материала. Учёными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Даже дети 3-4- летнего возраста в играх могут произвольно запоминать, помнить и припоминать различные материалы. Большинство нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста имеют неплохо развитую механическую память. Но они легко запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и слышанное при том условии, что оно вызвало у них интерес. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей.старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.

         Сюжетно-ролевые игры, особенно с правилами, стимулируют, в первую очередь, наглядно-образное мышление.

Играя предметами, ребёнок учится замещать их образами, необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь, обязательно, потребуется помощь родителей, т.к. известна нелогичность детских рассуждений и сравнений. Полностью словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту.

Игры на развитие мышления

       Мышление - одна из высших   форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс,   неразрывно связанный с речью. Предлагаемые игры помогут детям научиться  рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными   словами, самостоятельно мыслить.

«Бывает - не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете   ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация   бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на   работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо;   яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

«Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком   овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.   Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок   затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами,   и он находит нужный.

 «Что будет, если…»

Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в   лужу?"

"Что будет, если в ванну с водой упадет   мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь   ролями.

«Неоднозначные ответы»

Заранее обдумайте вопросы, на которые возможны   неоднозначные ответы. Когда ребенок ответит на ваши вопросы, возможно, вы   будете очень удивлены. Такого ли ответа вы от него ожидали?

Маленькие примеры:

«Шерсть у нашей кошки очень….» ;

«Ночью на улице очень…»;

«У людей есть руки, для того чтобы …».;

«Я заболел потому, что …»

«Что на свете колючее?»

Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на   свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и   шиповника, папин подбородок....

Назовите несколько колючих объектов, возможно   малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и   булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения,   покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок   вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих   вещей".

Можно поиграть и с другими свойствами. "Что   на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на   свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше   что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу,   допустим, "колючих вещей" все новые и новые объекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Психокоррекционный   комплекс   состоит  из   2 этапов:  установочный  блок  и  коррекционно-развивающий  блок.Цель установочного блока – снятие тревожност...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.Технология проектир...

«Развитие логического мышления детей в процессе игровой деятельности».

мПояснительная запискаСловесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логичес...

Развитие психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

В данной статье раскрыта актуальность темы и даны методические рекомендации....

Формирование логического мышления дошкольников в игровой деятельности

Одна из основных задач, стоящих сегодня перед системой образования - всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Ценность дошкольного возраста в развитии личности - неоспоримый факт. Мир детства, ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...