Консультация-буклет для родителей "Роль театральной деятельности детей в развитии речи."
консультация (старшая группа)

Гранкова Александра Юрьевна

Консультация для родителей в виде буклета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx150.32 КБ

Предварительный просмотр:

Речь – одна из важнейших линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с людьми.

Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

К сожалению, из-за дефицита во времени родители в наше время забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

  • Односложная, состоящая из простых предложений;
  • Бедность речи, недостаточный словарный запас;
  • Замусоривание речи сленговыми словами;
  • Неспособность построить монолог;
  • Отсутствие навыков культуры речи.

Поэтому очень важна работа по развитию речи в детском саду. Это конечно и различные дидактические игры, и чтение художественной литературы, и заучивание стихов, считалок, потешек, и проведение НОД по развитию речи и многие- многие другие методы.

И безусловно, одну из ведущих ролей в развитии речи у дошкольников играет театрализованная деятельность.

Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Театрализованная деятельность:

  • Помогает усвоить богатство родного языка, его выразительных средств
  • Появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
  • Совершенствует артикуляционный аппарат
  • Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  • Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
  • Дети получают эмоциональный подъём
  • Способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
  • Позволяет формировать опыт социального поведения
  • Стимулирует активную речь

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду.

Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что ему интересно, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включатся во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др. ) могут вноситься в содержание праздника.

Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы педагог сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т.е. сам владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений. 

Понятие и виды театрализованных игр. 

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребёнка.

В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребёнка, авторы приводят разные классификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

  • Игры-драматизации 
  • Режиссёрские игры

В играх - драматизации  ребёнок ,исполняя роль в качестве «артиста».  

Видами драматизации является

  • Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • Ролевые диалоги на основе текста;
  • Инсценировка произведений;
  • Постановка спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр», управляет «артистами».

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

  • Настольный;
  • Плоскостной и объёмный;
  • Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионетка.) и т.д.;
  • Катушечный;
  • Ложковый;
  • Баночный;
  • Кулачковый и т.д.

В них ребёнок не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа - объёмного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры- драматизации, с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игру с марионетками.

Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определённого образа. Характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Игра - наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике интонации речи и т.п.).

В игре развивается вся личность ребёнка, его сознание. Ребёнок учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространённый вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственный высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, звуковая сторона речи.

Влияние театральной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи по развития речи.

МАДОУ «Детский сад №242»

Консультация для родителей

Тема: Роль театральной деятельности детей в развитии речи.

Подготовила

Музыкальный руководитель:

Гранкова Александра Юрьевна

2023 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Влияние театральной деятельности на развитие коммуникативных умений детей и повышение эффективности коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях....

Проект: Театральная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Проект: Театральная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста....

Самообразование на тему "Театральная деятельность,как средство развития речи у детей раннего возраста"

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболе...

опыт работы "Театральная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Проработав воспитателем более 4 лет, я вижу, что действительно количество детей с нарушениями речи увеличилось. Наша задача как педагогов дошкольного образования способствовать гармоничному развитию р...