Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания
материал (младшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

мастер-класса для родителей

«Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»

Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей по проблеме формирования КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Задачи:

  • Приобщать родителей к русской народной культуре через малые формы фольклора;
  • Учить родителей использовать фольклор в повседневной жизни;
  • Развивать навыки общения со своим ребенком в процессе совместной деятельности;
  • Создать эмоционально-положительный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и воспитателями; снятие барьеров в общении и переходе к открытым, доверительным отношениям

Материалы и оборудование:

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас. Сразу должна сказать, что сегодня у нас не совсем обычное родительское собрание. Сегодня с вашими детьми мы вам покажем мастер-класс по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания с использованием фольклора. Но прежде чем мы приступим к теме давайте поприветствуем друг друга.

Эй, дружок, становись в кружок!

«Здравствуй солнце золотое!» (руки вверх к солнцу)

«Здравствуй небо голубое» (соединить руку над головой)

«Здравствуй легкий ветерок» (покачать руками)

«Здравствуй поле и лужок» (круговые движения перед собой)

«Здравствуй маленький дубок» (поднять руку вверх и через стороны соединить над головой)

Мы живем в одном краю (раскрыть руки)

Всех я вас приветствую (соединить руки в замок)

Воспитатель: Замечательно! А теперь давайте с вами присядем и поговорит о том, для чего мы с вами здесь собрались.

Формирование КГН и навыков самообслуживания (умываться, правильно держать ложку, одеваться и раздеваться самостоятельно и т.д.) именно в раннем возрасте является благоприятным и в тоже время требует особой выдержки, терпения у нас, взрослых.

При этом необходимо учесть индивидуальные особенности ребенка, продумать доступные детям правила действия и их последовательность, чтоб для ребенка это не казалось навязчивым, принудительным занятием.

Незаменимым помощников в этом деле нам могут стать малые фольклорные формы

- Что это такое? Как вы думаете (потешки, загадки, сказки, прибаутки, колыбельные и т.д.)

Воспитатель: Верно. Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения: песенки, потешки, заклички и др.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, песенки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

Сейчас Василиса покажет своей маме и нам как можно умываться весело и интересно, используя фольклорные формы

Василиса с мамой садятся за столик, где сидит кукла, лежит полотенце мыло. Ребенок показывает маме как надо пользоваться мылом, полотенцем, имитирует процесс умывания (воспитатель помогает). При этом Василиса рассказывает потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: Спасибо, Василиса! А мама знает такую потешку? А остальные гости знаю эту потешку? Пользуются ей в процессе обучения ребенка умываться? Какие еще потешки, стишки про умывание, мыло, полотенце вы знаете?

***

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

***

Загибаем рукава,

Открываем кран – вода.

Льется-струится теплая водица.

Наши ладошки мы потрем немножко.

Воды наберем – лицо сполоснем,

Руки отряхнем, вытираться пойдем.

Вот теперь мы чистые, Заиньки пушистые!

Воспитатель: ну и много других. А теперь мы попросим Максима показать своей маме и всем нашим гостям как можно организовать прием пищи.

Максим с мамой садятся за накрытый игрушечной посудой стол, где сидит кукла. Максим начинает кормить куклу при этом рассказывает потешку:

Кушай кашку, девочка,

Девочка-припевочка,

Кушай кашку, подрастай,

Всем на радость вырастай!

Воспитатель: Спасибо Максиму! А мама какие-нибудь стишки еще вспомнит про еду?

***

Раскапризничался Саша.

Саша есть не хочет кашу.

Саша, с кашей не шути!

Как же будешь ты расти?

Ведь от каши, мальчик милый,

Ты получишь много силы.

***

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

***

Каша из гречки

Варилась на печке,

Варилась и прела,

Чтоб Арина съела.

Воспитатель: Ну и много других. А сейчас Стеша покажет маме и нам как весело и интересно наводить ей красоту.

Стеша с мамой садятся возле зеркала, мама начинает причесывать ее. Ребенок рассказывает стишок:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Воспитатель: Спасибо Стеша! Для причесывания детей можно использовать и такие потешки как:

***

Петушок-петушок,

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

***

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Воспитатель: Малые фольклорные формы можно использовать и в процессе одевания. Миша, покажи нам, пожалуйтста.

Миша садиться на стульчик, начинает одевать носочки, воспитатель рассказывает потешку:

 Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

Воспитатель: Малые фольклорные формы можно использовать и в процессе пробуждения ребенка

Мы проснулись, мы проснулись.

- Сладко – сладко потянулись.

-Маме с папой улыбнулись.

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдем,

Да водичку найдем.

Воспитатель: И во время купания малыша

Кто тут будет куп - куп,

По водичке хлюп - хлюп?

В ванну быстро - прыг - прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пенится,

И грязь куда - то денется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s_roditelyami.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»

КОНСПЕКТ

мастер-класса для родителей

«Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»

КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»

Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей по проблеме формирования КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Задачи:

  • Приобщать родителей к русской народной культуре через малые формы фольклора;
  • Учить родителей использовать фольклор в повседневной жизни;
  • Развивать навыки общения со своим ребенком в процессе совместной деятельности;
  • Создать эмоционально-положительный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и воспитателями; снятие барьеров в общении и переходе к открытым, доверительным отношениям

Материалы и оборудование:

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас. Сразу должна сказать, что сегодня у нас не совсем обычное родительское собрание. Сегодня с вашими детьми мы вам покажем мастер-класс по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания с использованием фольклора. Но прежде чем мы приступим к теме давайте поприветствуем друг друга.

Эй, дружок, становись в кружок!

«Здравствуй солнце золотое!» (руки вверх к солнцу)

«Здравствуй небо голубое» (соединить руку над головой)

«Здравствуй легкий ветерок» (покачать руками)

«Здравствуй поле и лужок» (круговые движения перед собой)

«Здравствуй маленький дубок» (поднять руку вверх и через стороны соединить над головой)

Мы живем в одном краю (раскрыть руки)

Всех я вас приветствую (соединить руки в замок)

Воспитатель: Замечательно! А теперь давайте с вами присядем и поговорит о том, для чего мы с вами здесь собрались.

Формирование КГН и навыков самообслуживания (умываться, правильно держать ложку, одеваться и раздеваться самостоятельно и т.д.) именно в раннем возрасте является благоприятным и в тоже время требует особой выдержки, терпения у нас, взрослых.

При этом необходимо учесть индивидуальные особенности ребенка, продумать доступные детям правила действия и их последовательность, чтоб для ребенка это не казалось навязчивым, принудительным занятием.

Незаменимым помощников в этом деле нам могут стать малые фольклорные формы

- Что это такое? Как вы думаете (потешки, загадки, сказки, прибаутки, колыбельные и т.д.)

Воспитатель: Верно. Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения: песенки, потешки, заклички и др.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, песенки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

Сейчас Василиса покажет своей маме и нам как можно умываться весело и интересно, используя фольклорные формы

Василиса с мамой садятся за столик, где сидит кукла, лежит полотенце мыло. Ребенок показывает маме как надо пользоваться мылом, полотенцем, имитирует процесс умывания (воспитатель помогает). При этом Василиса рассказывает потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: Спасибо, Василиса! А мама знает такую потешку? А остальные гости знаю эту потешку? Пользуются ей в процессе обучения ребенка умываться? Какие еще потешки, стишки про умывание, мыло, полотенце вы знаете?

***

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

***

Загибаем рукава,

Открываем кран – вода.

Льется-струится теплая водица.

Наши ладошки мы потрем немножко.

Воды наберем – лицо сполоснем,

Руки отряхнем, вытираться пойдем.

Вот теперь мы чистые, Заиньки пушистые!

Воспитатель: ну и много других. А теперь мы попросим Максима показать своей маме и всем нашим гостям как можно организовать прием пищи.

Максим с мамой садятся за накрытый игрушечной посудой стол, где сидит кукла. Максим начинает кормить куклу при этом рассказывает потешку:

Кушай кашку, девочка,

Девочка-припевочка,

Кушай кашку, подрастай,

Всем на радость вырастай!

Воспитатель: Спасибо Максиму! А мама какие-нибудь стишки еще вспомнит про еду?

***

Раскапризничался Саша.

Саша есть не хочет кашу.

Саша, с кашей не шути!

Как же будешь ты расти?

Ведь от каши, мальчик милый,

Ты получишь много силы.

***

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

***

Каша из гречки

Варилась на печке,

Варилась и прела,

Чтоб Арина съела.

Воспитатель: Ну и много других. А сейчас Стеша покажет маме и нам как весело и интересно наводить ей красоту.

Стеша с мамой садятся возле зеркала, мама начинает причесывать ее. Ребенок рассказывает стишок:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Воспитатель: Спасибо Стеша! Для причесывания детей можно использовать и такие потешки как:

***

Петушок-петушок,

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

***

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Воспитатель: Малые фольклорные формы можно использовать и в процессе одевания. Миша, покажи нам, пожалуйтста.

Миша садиться на стульчик, начинает одевать носочки, воспитатель рассказывает потешку:

 Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

Воспитатель: Малые фольклорные формы можно использовать и в процессе пробуждения ребенка

Мы проснулись, мы проснулись.

- Сладко – сладко потянулись.

-Маме с папой улыбнулись.

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдем,

Да водичку найдем.

Воспитатель: И во время купания малыша

Кто тут будет куп - куп,

По водичке хлюп - хлюп?

В ванну быстро - прыг - прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пенится,

И грязь куда - то денется.

Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать своим личным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его успехи.

Воспитатель: на этом наш мастер-класс закончен. Я благодарю наших сегодняшних учителей-ребятишек и приглашая всех на чаепитие.

Чаепитие.

- Спасибо всем за приятно проведенный вечер. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку, он будет гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла Вам понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они п...

"Малые формы фольклора, как средство развития культурно - гигиенических навыков у детей в первой младшей группе".

«Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей в первой  младшей группе».   Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культу...

Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно- гигиенических навыков".

Предназначен для родителей, воспитателей групп раннего возраста. Материал  содержит  иллюстрированную консультацию об использовании фольклорного материала в  воспитании ребенка ран...

«Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

Использование фольклора как средства успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста - попытка формирования важнейших навыков на данном жизненном этапе....

КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»

КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания» Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей...

«Малые формы фольклора ,как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

Создание социальной ситуации развития в процессе организации условий для привития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников через ознакомление с фольклором, развитие и совершенствование их ...