Ребёнок не говорит. Что делать ?
консультация (младшая группа)

Стук Ольга Николаевна

В статье , адресованной родителям детей групп раннего и младшего возраста , даётся разъяснение к каким специалистам следует обращаться за помощью при задержке речевого развития .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребёнок не говорит . Что делать ?

Консультация для родителей детей групп  раннего и младшего дошкольного  возраста

Развитие речи начинается с первых дней жизни и проходит несколько этапов :1. крик ( новорожденный )2. Гуление (1-6 месяцев) 3. Лепет ( 6-12 месяцев ) 4 . Первые слова(1 год – 1 год 6 месяцев 5.» Начатки фразовой речи ( 1 год 6 месяцев – 2 года )6. Простая фраза  ( 2 года – 2 года 6 месяцев ) 7 .Развёрнутая фраза ( 2 года 6 месяцев – 3 года ). Но часто бывает так – проходит месяц за месяцем , а речи нет . Ребёнок не только не говорит,  но и  не понимает обращённую речь, смысл простых инструкций .

Проблема задержки речевого развития ребёнка в последние десятилетия встаёт перед родителями многих стран мира . Но это мало утешает каждую отдельную семью столкнувшуюся с этой проблемой . Что делать ? В каждом отдельном случае нужно разбираться . Причины нарушения разные и поэтому обследование ребёнка с задержкой речевого развития комплексное и  к нему привлекаются многие специалисты . Ребёнка должен обследовать психиатр для того, чтобы выявить нет ли отклонений в психологическом развитии  .Он назначит энцефалограмму,  МРТ и другие необходимые исследования .К обследованию слуха привлекается врач- сурдолог, ЛОР –врач. Даже незначительное, минимальное снижение слуха может вызвать задержку речи ребёнка . Состояние неврологического статуса определит невролог . В случае необходимости  малыша посмотрит врач –эндокринолог . Состояние речи обследует логопед .Сначала он побеседует с родителями и выяснит:» Как протекала беременность у мамы? «;»Как чувствовал себя малыш ещё до рождения ?»;» Не испытывал ли он кислородного голодания ? « ;» Как протекали роды ? « ; « Какой вид акушерской помощи получила при этом мама ? «Очень часто мать говорит : « Всё было замечательно . Кесарево сечение . «, или « Беременность  протекала нормально. Было кратковременное обвитие пуповиной , но затем всё было хорошо «.Эти моменты выявляет не только врач , но и логопед , потому что они могут быть определяющими для выяснения причины нарушения . Затем логопед выяснит  особенности раннего речевого и моторного ( двигательного ) развития : когда  ребёнок начал держать головку ,  садиться , переворачиваться  на живот ,ползать , ходить ; в каком возрасте появились гуление , лепет  ,первые слова. Выявляется  характер этой первой речевой продукции . Был ли лепет? . Каким был лепет ? Какими были первые слова ? Это были целые слова  ,  или части слов ( слоги ) ? Всё это важно для постановки правильного диагноза. Выявляются особенности раннего психологического развития  .Когда появилась социальная улыбка ? Как ребёнок реагировал на присутствие родителей? Когда появились слова :» мама « , «папа « ? Относилось ли слово « мама « только к матери или к другим членам семьи тоже . Логопед познакомится с ребёнком , выявит уровень понимания речи понаблюдает за его игровой деятельностью , выявит уровень его речевого развития. Психолога следует посетить , если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребёнка :

-не смотрит в глаза ;

- не откликается на имя ;

-не выполняет простые инструкции ;

-не взаимодействует с родителями ;

- достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др .

Психолог проведёт обследование психологических процессов: памяти , внимания,  мышления ,оценит общее развитие детей . С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем как посещать логопеда.

Логопед –это специалист  который может не только выявить задержку в развитии речи , но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия , направленные на запуск речи .

Что могут сделать родители для запуска речи у ребёнка ?

  1. Формируйте указательный жест .
  2. Учите ребёнка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ « нет «, махать ручкой «пока-пока «.
  3. Очень важное умение для речи – научиться соблюдать очерёдность : строить дом из кубиков , заборчик из счётных палочек ; говорите по очереди : говорит папа – пауза – говорит мама.
  4. Используйте простые и понятные слова  .Идёт мышка :»пи-пи» « топ –топ «.
  5. Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребёнок считывает лучше всего .
  6. Проговаривайте  и озвучивайте все действия ребёнка , комментируйте всё что с ним происходит.
  7. Говорите с ребёнком громко,  чётко, медленно , убрав » зашумляющие» слова : « Дай мишку «, а не :  «Димочка, подай мне, пожалуйста, маленького плюшевого мишку «.
  8. Стройте диалог с ребёнком , даже если он ещё не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу  - смотрите в глаза и отвечайте , как будто говорит ребёнок.
  9. Читайте , а лучше рассказывайте много раз одни и те же сказки  потешки ,стихи .
  10. Катайте ребёнка на качелях  каруселях , гамаке , кресле –качалке . Доказано , что развитие вестибулярного аппарата связано с развитием интеллектуальных способностей
  11. Говорите с ребёнком нормальным языком , не подстраивайтесь под речь ребёнка : «машина « , а не «би-би « , собака  а не « ав- ав» .                                                                       Если речь всё же не появляется  обращайтесь к специалистам  как и было сказано ранее .

Одна часть родителей , понимая , что есть проблема старается ребёнка вылечить и надеется только на врачей . Другая часть обращается к логопеду и никак не соглашается на медицинское обследование . Третья часть рассчитывает , что природа своё возьмёт и ребёнок сам заговорит .

Если до 6-летнего возраста родители бездействовали , последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна до 6-7 лет .

Если ребёнка привели к логопеду в 2 – 2,5 года , шанс догнать возрастную норму очень высока. А если ребёнка привели в 4-5 лет , то можно только  улучшить речь .

       Неважно с врача , логопеда , или психолога начнут свой путь родители – главное , чтобы они его начали .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ребёнок не говорит. Что делать?" Буклет. Часть 1. (рекомендации по стимулированию речи)

Достаточно часто к психологу обращаются родители с детьми раннего возраста (и даже старше), имеющими задержку речевого развития. Причины этой задержки могут быть разные: от недоразвития интеллекта до ...

"Ребёнок не говорит. Что делать?" Буклет. Часть 2. (рекомендации по стимулированию речи)

Достаточно часто к психологу обращаются родители с детьми раннего возраста (и старше), имеющими задержку речевого развития. Причины этой задержки могут быть разные: от недоразвития интеллекта до стрес...

ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ, ЧТО ДЕЛАТЬ? ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧИ.

На стенд учителя логопедаЕсли ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи....

Почему ребёнок плохо говорит? Что делать?

                     Консультация для родителей: " Почему ребёнок плохо разговаривает? Что делать?"   Что происходит, ...

Буклет для родителей "Ребёнок не говорит - что делать?"

Нормы развития речи детей, причины нарушений, способы преодоления....

Консультация для родителей "Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи."

Консультация для родителей "Если ребёнок не говорит, что делать?  Приемы стимулирования речи."...