мастер класс для педагогов и родителей "Развиваем речь с помощью скороговорок"
методическая разработка

Шульженко Надежда Юрьевна

Чем полезны скороговорки?

         Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов и родителей

 «Развиваем речь с помощью скороговорок»

Подготовила и провела воспитатель: МДОАУ

«Детский сад № 208 «Самоцветик» г. Орска»

Воспитатель:   Чем полезны скороговорки?

         Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.  Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания. Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника. 

Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

(Воспитатель раздает карточки со скороговорками. (Приложение №1).

Итак, проделывайте все пошагово:

  1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится. 
  2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
  3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
  4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. 
  5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

(Родители выполняют задание)

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие! 

В конце мастер – класса воспитатель  вручает всем присутствующим родителям памятки «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками». (Приложение №2).

Приложение №1

Скороговорки.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Ткёт ткач ткани на платки Тане.
  • Осип охрип, Архип осип.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • Ехал Грека через реку,

          Видит Грека — в рeкe рак,

          Сунул Грека руку в pеку,

          Рак за руку Гpеку цап.

  • Pыла свинья, тупopыла, белopыла,

        Пoлдвopа рылом из-pыла,

        Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.

        На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.

  • Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

        Надел кукушoнoк капюшoн,

        Как в капюшоне он смешон.

  • Бeлый снег. Бeлый мел.

        Бeлый сахар тожe бел.

        А вoт белка не бeла.

        Бeлой даже нe была.

  • Карл у Клары украл кораллы, 

      А Клара у Карла украла кларнет.

  • Расскажите про покупки 

      Про какие, про покупки 

      Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

  • Купили Валерику и Вареньке 

     Варежки и валенки.

  • Юлька-Юленька-юла, 

      Юлька юркая была, 

      Усидеть на месте Юлька 

      Ни минуты не могла.

Приложение №2

Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»

  • Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
  • В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
  • Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
  • Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
  • Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов по теме: «Речь ребёнка в ваших руках».

Сегодня я вам расскажу о развитие речи детей посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности»....

Мастер - класс для педагогов "Создание дидактических игр с помощью программы Power Point"

Подробный мастер-класс по созданию дидактических игр....

Мастер-класс для педагогов по развитию речи дошкольников «Путешествие Язычка»

Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Недостаток же звуковой культуры речи неблагоприятно отражается на личност...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования с помощью поролоновой губки»

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования с помощью поролоновой губки»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

активизация творческого потенциала педагогов ДОО для использования игровых методик в образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов на тему: «Речь педагога особенна»

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников....