Родительское собрание в подготовительной группе по теме «Финансовая грамотность»
методическая разработка (подготовительная группа)

Литвиненко Татьяна Владимировна

Игра – путешествие для родителей  «Игровой мир финансовой грамотности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе по теме  «Финансовая грамотность»

Игра – путешествие

 «Игровой мир финансовой грамотности».

Цель: повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста. 

Задачи: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; 

расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

Предварительная работа: анкетирование родителей, подготовка игровых упражнений и проблемных ситуаций, для мероприятия.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, которую мы назвали

 «Игровой мир финансовой грамотности».

«Подъемы и спады на рынке, война и мир, здоровье и болезнь, браки и разводы – вот лишь некоторые взлеты и падения, через которые проходит в жизни каждый из нас. Заветная мечта каждой матери и отца – чтобы их дитя никогда не узнало, что значит

изворачиваться, добывая очередной обед или ужин, или мучиться на ненавистной работе «ради денег». Инстинкт, предписывающий оберегать детей от экономических тягот жизни, порой мешает дать им необходимое финансовое образование. А ведь финансовая грамотность – оружие экономической самообороны».

           Джолайн Годфри. «Как научить ребенка обращаться с деньгами»

      Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазины, овладевают первичными экономическими знаниями на житейском уровне.

       А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Что же такое финансовая грамотность?

«Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни»

Все дети — и маленькие, и постарше — задают родителям массу вопросов. И о деньгах тоже, но ни в коем случае нельзя уходить от ответа на них. Обязательно нужно воспользоваться этой возможностью и доходчиво все разъяснить ребенку.

Можно и нужно знакомить ребенка с бережливостью, рациональностью, трудолюбием. Необходимо воспитывать в детях бережливое отношение к вещам, природе и природным ресурсам и, конечно, к деньгам. Дети должны прийти к пониманию того, что доход — это результат трудовой деятельности.

Уроки финансовой грамотности в детском саду проводятся только   в игровой форме. Такой формат — идеальный способ соединить приятное с полезным. Ведь все дети с удовольствием играют — и в куклы, и в «дочки-матери», и в машинки. Играют они и в «Магазин», а это очень удобный повод для знакомства с темой денег.

Знакомство с основами финансовой грамотности дает детям элементарные, первичные экономические знания,  формирует у детей бережное отношение к деньгам,  учит детей, как же нужно и можно обращаться с деньгами (накапливать, тратить, вкладывать и т. д),  подводит  детей к пониманию разницы между «хочу» и «надо»,  дети узнают о  новых профессиях и могут рассказать о них, учатся уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, учатся понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей.

Сегодня мы вам предлагаем отправиться в увлекательное путешествие в «Игровой мир финансовой грамотности».

  1. Остановка « Азы экономики»

Провести анализ анкетирования (приложение)

В: А что значить экономить?

Интересно, как понимают дети значения этого слова?

В-ль читает стихотворение Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»

«Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей даёт: Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

В:  Вывод:  Если ребенок  будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.

  1. Остановка « Знатоки экономики»

Разминка: Экономические загадки:

  • Люди ходят на базар: там дешевле весь…. (товар)
  • На товаре быть должна обязательно…..(цена)
  • Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без……(рекламы)
  • Чуть оплошаешь - так в тот же момент рынок захватит весь твой….(конкурент)
  • Коль трудился круглый год, будет кругленьким …..(доход)
  • Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить ….(налоги)
  • Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…..(вклад)
  • Приносить доходы стал в банке папин …. (капитал)
  • Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы …..(ссуду)
  • И врачу и акробату выдают за труд…….. (зарплату)
  • В банке для всех вас висит прокламация: «деньги в кубышках съедает……» (инфляция)
  • Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них…..(договоры)

В: Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда вы пытаетесь погасить кредит, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, вы уже знаете, какие шаги вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

3. Остановка -  «Закончи пословицу» 

- Труд человека кормит, а лень…(портит).

- Дерево сильно корнями, а человек…(трудами).

- Землю солнце красит, а человека…(труд)

- Кто не работает тот не…(ест)

- Делу время потехе…(час)

- Скучен день до вечера когда делать…(нечего)

- Дело мастера…(боится)

- Деньги куры…(не клюют)

-  Кто рано встает у того копейка…(растет).

В: Уважаемые родители,  дети думают,  можно купить всё, что хочешь? Иметь всё, что хочешь?  Так ли это. Давайте проверим.

Игра называется «Яблоко-груша».

Возьмите лист бумаги. На одной стороне нарисуйте яблокоТеперь переверните листок, и на обратной стороне нарисуйте грушу. Хорошо. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте, и яблоко, и грушу.

А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. 

Так и с деньгами: любую покупку  нужно планировать заранее.

4. Остановка «Сказочная страна»

В: Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

«Экономика в сказках»

  1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его двум братьям? (Три поросенка).
  2. Кто из героев сказки  сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
  3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
  4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
  5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
  6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой).
  7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
  8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).
  9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).

В: Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.

  • Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,9 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т.к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

  • Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

  • Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?

Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.

5. Остановка «Труд и профессии»

Труд является важной категорией в экономике, поэтому предлагаю вам отгадать загадки о профессиях.

У певицы есть соседи –Близнецы Денис и Федя.

Воду варят вечерами, значит будут. (поварами)

Повара с Валерой в ссоре, он опять о вкусах спорит.

Очень любит он дебаты, значит будет. (депутатом)

Депутат с Мариной дружит. Той, что вечно в танце кружит,

Ведь красавица Марина стать мечтает. (балериной)

Балерина дружит с Дашей. Даша кормит с ложки кашей

Куклу-капризулю Катю – подрастает  (воспитатель)

Воспитатель ходит в школу вместе с мальчиком веселым.

Ян жонглирует мячом, значит, будет. (циркачом)

Ян-циркач знаком с Иваном, недоверчивым и странным.

Он следит за дядей Дроном и мечтает стать. (шпионом)

У шпиона есть братишка. Коля любопытный слишком,

Он наукой увлеченный, значит, вырастет. (ученым)

Наш ученый с другом Васей плавал дома на матрасе.

Ловко обогнул диван, Вася, храбрый. (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной заразили кашей манной

А потом лечили щами. Стать хотят они. (врачами)

Молодцы!

6.Остановка « Конечная»

Заключение

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

                                                                                                         

Анкета для родителей

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

2. Надо ли проводить работу с детьми по финансовой грамотности?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

3. Как вы относитесь с желанием детей иметь копилку?

- положительно

- отрицательно

- затрудняюсь ответить

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

5. Умеет ли ребенок сам расплачиваться в магазине наличными?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

6. Как ребенок относится к труду?

- охотно принимается за дело

- неохотно принимается за дело

- затрудняюсь ответить

7. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

8. Знают ли дети профессии родителей?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

9. Знает ли ребенок на что тратятся деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

10. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

11. Имеет ли ребенок постоянные обязанности по дому?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

                                   

Полезные советы родителям

1. Рассказывайте детям о своей работе

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы должны быть довольны своей работой и зарплатой! Поделитесь этой  радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна  не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде; помогут вашим детям стать самостоятельными.

2. Не скрывайте от детей свое материальное положение

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

З. Не приучайте детей к излишествам

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

4. Формируйте у детей разумные потребности

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», чаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети  должны стремиться делать покупки, вместе с тем, им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить желание.

5. Учите детей бережливости

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

 6. Помогите детям осознать стоимость вещей

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

 7. Привлекайте детей к работе по дому

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите ленивого ребенка, не способного даже к самообслуживанию.

 8. Дети должны знать цену деньгам

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами  и  понимали,  чего  стоит заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают  цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин. Дайте возможность  ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Родительское собрание в средней группе "По ступенькам финансовой грамотности"

Родительское собрание в средней группе "По ступенькам финансовой грамотности"...

Проект в подготовительной группе га тему "Финансовая грамотность"

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы...

Родительское собрание в подготовительной группе «Финансовая грамотность детей»

Родительское собрание в подготовительной группе«Финансовая грамотность детей»Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста....

Родительское собрание в старшей группе «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста через разные виды деятельности»

Родительское собрание способствует  укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей; содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, по...

Родительское собрание в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: Ваш ребёнок и финансовая грамотность.

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями.Вы, к...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему финансовая грамотность.

Конспект по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги –помощники»Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей  дошкольного возраста: раскрыть сущност...