КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
план-конспект занятия (старшая группа)

Моисеева Елена Ивановна

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sobraniya.doc418 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  родительского собрания для детей 5-6 лет

«Значение познавательно-исследовательской деятельности детей

в ДОУ и дома»

                                                                              Воспитатель: Моисеева Е.И.

Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником в домашних условиях.

Ход собрания:

 -Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы детского экспериментирования в детском саду и дома.

Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.

Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение.

Итак, Почему важна так эта тема?

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей в режимные моменты, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия по Познавательно-исследовательской деятельности (ПИД). В группе созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности, в центре науки имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, термометр, песочные часы, лупа, пробирки, и др.), неструктурированные материалы (песок, вода, крупы) и т.п.

Пример. Дети выходят гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка - немножко. От большого – по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков. Но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой-то мусор… Видно, прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши. На донышке немного краски. Ну-ка пузырек отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато-бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?

Что делает ребенок? Балуется? Отнюдь нет. Он занимается серьезнейшим делом – экспериментированием.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. А маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться».

К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

         Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.  Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например, Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного научного ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Для проведения эксперимента необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2.Подберите материалы (список всего необходимого для   проведения опыта)

3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

И помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Соблюдайте правила безопасности. Перед проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил.

Этап опытно-экспериментальной  деятельности с родителями

-  Вот мы с вами сейчас и поэкспериментируем.

Опыт №1 «Соломинка – пипетка»

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.

Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Опыт №2 «Вулкан»

Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма из кратера вулкана.

Оборудование:  2 ч.л. пищевой соды, 2 ст. л. лимонной кислоты, красный пищевой краситель (или гуашь), стеклянная пробирка, конус из картона, в который будем вставлять пробирку, вода.

1. Вставьте в конус пробирку. Насыпьте 2 ч.л. соды в кратер вулкана - пробирку.

2. В стакан с водой добавьте 3 капли моющей жидкости и краситель. Тщательно перемешайте.

3. Всыпайте лимонную кислоту в стакан и перемешивайте. 

4. Не спеша переливайте содержимое стакана в жерло вулкана - пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.

Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.

Опыт №3 «Пустой стакан»

Оборудование: стакан, таз с водой.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

 Опыт №4 «Вытеснение воздуха водой»

Оборудование: стакан, таз с водой.

Детям предлагается снова опустить стакан в таз с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись?

Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт №5 «Яйцо утонет или всплывет?»

Материал: 1 яйц0, сваренное вкрутую (7 мин. в кипящей воде), 4 ч. л.соли,

2 стакана с водой.

Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.

В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности. 

Вывод: Если вода солёная, её вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

И в завершении нашего собрания мы бы хотели раздать памятки «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» и «Варианты совместной исследовательской деятельности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...

Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»

К концу дошкольного возраста у детей должен быть  сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие речи)

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития.Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие...

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"

Программное содержание: Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные,...


 

Комментарии

Щавелева Ольга Анатольевна

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Проблема привлечения родителей к организации совместной с детьми и педагогом познавательно-исследовательской деятельности очень актуальна и своевременна. Ведь только совместными усилиями педагогов дошкольного учреждения и семьи возможно воспитание всесторонне развитой личности - человека будущего.

Старых Елена Михайловна

Просто замечательное родительское собрание! В процессе взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон. Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. Почему? Зачем? Как? Откуда? В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности. В этом должны помогать и родители.

Спасибо за интересный материал по привлечению родителей к познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Родительское собрание в нетрадиционном формате сближает родителей и детей, дает родителям необходимые знания по организации исследовательской деятельности дома.