Изучение формы в раннем возрасте
консультация

Кудряшова Татьяна Александровна

Форма — это внешнее очертание, наружный вид предмета. Знакомство детей с формами должно происходить постепенно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_formy_v_rannem_vozraste.docx159.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Изучение формы в раннем возрасте

Форма — это внешнее очертание, наружный вид предмета. Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму, которая может быть простой или сложной, то есть состоять из нескольких простых форм. Причем форма может быть как узнаваемой, близкой к эталону, так и оригинальной, неповторимой.

Знакомство детей с формами должно происходить постепенно. Начните с круга, затем познакомьте ребенка с квадратом, помогите сравнить круг и квадрат: круг гладкий, ровный, округлый, а у квадрата есть стороны и углы, покажите как можно обвести контуры фигур пальцем, или объемные тела ладошкой. В дальнейшем можно добавить треугольник, прямоугольник и овал.

Фигуры должны быть большими и маленькими, четырех основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый. При знакомстве ребенка с фигурами обязательным условием ставится правильное научное называние их взрослым. От детей в этом возрасте требовать названий совсем не обязательно. Но если малыш пытается назвать фигуру, то ограничивать его не следует.

Знакомя с геометрическими фигурами, их предъявляют попарно. Вначале ребенок воспринимает каждую фигуру отдельно, не выделяя сходства и различия между фигурами. Потом, в следующих играх, круг и квадрат, находящиеся у взрослого, должны отличаться от круга и квадрата у ребенка, сначала по цвету, потом по величине, а затем и по цвету, и по величине. Вопрос будет оставаться таким же: «Покажи такой же». Таким образом, ребенок постепенно начинает отделять форму от других признаков предметов.

До трех лет дети способны различать по образцу только контрастные по форме геометрические фигуры. В этом возрасте необходимо давать детям возможность выполнять различные действия с предметами в соответствии с их формой. Надо предлагать малышу разнообразные игры и упражнения: «Прокати шарик», «Построй башенку», «Покажи такую же фигуру», «Чудесный мешочек», «Каждую фигуру - в свой домик». В ходе таких игр детям не обязательно повторять названия за взрослыми: во-первых, потому что, как и любой человек, ребенок не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, и это только отбивает у него охоту заниматься; во-вторых, прежде чем о чем-то спрашивать малыша, ему нужно очень много раз это объяснить и показать!

Поэтому постарайтесь сводить проверочные вопросы к минимуму. Просто повторяйте и повторяйте изучаемую информацию, будь то названия фигур или чего-то еще. Делайте это во время игр и бесед с малышом. А то, что ребенок все усвоил, вы вскоре и сами увидите без лишних проверок.

Когда малыши играют с предметами, геометрическими фигурами, исследуют их, слышат их названия, то они постепенно накапливают необходимый опыт и с 3-4 лет уже способны различать геометрические фигуры по характерным признакам и названию.

Рассмотрим последовательность восприятия ребенком формы:

- Практические действия, направленные на изучение формы предмета. Для этого используются специальные дидактические игрушки, при использовании которых форма становится значимой для достижения игровой цели.

Игра «Весёлые прятки»

Цель: Практическое знакомство с плоскими геометрическими формами; обучение подбору нужных форм разными методами.

Оборудование: Дидактическая игрушка по типу доски Сегена со скрытыми изображениями.

Ход:  Для игры необходима специальная игрушка — деревянная дощечка с углублениями для вкладывания плоских деревянных фигурок со скрытыми изображениями. Предлагая малышам игрушки такого типа, мы создаем игровой мотив деятельности и тем самым облегчаем обучающую задачу. Покажите малышам

игрушку и предложите достать фигурки. Затем попросите спрятать картинки — вставить фигурки на свои места.

Взрослый: Ой, кто это? Вот зайка, а это лисичка. Зайчик и лисичка играют в прятки. Давайте поможем им спрятаться - накроем фигурками подходящей формы!

https://www.vdm.ru/upload/resize_cache/iblock/4b8/268_268_088a72fc7266318a80b8f0925635b1ab0/b64289.jpg

Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат его игры.

Игра «Сортеры на колесиках»

Цель: Практическое знакомство с объемными фигурами разной формы; обучение подбору нужных прорезей для проталкивания фигур, используя разные способы действий.

Оборудование: Дидактическая игрушка - сортер с геометрическими телами в виде автомобиля или автобуса.

Ход: Если малышам неинтересно играть с классическим сортером в виде коробки, можно предложить им сортер на колесиках - в виде автомобиля или автобуса. В этом случае фигурки, которые следует протолкнуть сквозь отверстия внутрь автобуса, будут «пассажирами» или «грузами».

https://www.game-house.ru/userfiles/shop/large/4/38108_or195-avtomobil-logika-mikr.jpg

- Зрительное восприятие формы. Зрительное сравнение предметов по форме при непосредственном их сближении (прикладывании, примеривании). Когда две формы вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость.

Игра «Печенье - угощенье»

Цель: Обучение подбору нужной формы методом зрительного соотнесения.

Оборудование: Печенье крекер квадратной, круглой, треугольной и других форм; круглый и квадратный подносы небольшого размера; листы белого картона в виде круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, многоугольника и других форм (в соответствии с формой печенья); куклы и мягкие игрушки.

Ход: Изучать форму можно, используя продукты питания. Для этой игры подготовьте печенье разной формы: квадратной, круглой, треугольной, многоугольной, в виде ромбов, а также несколько тарелок или большие фигуры из белого картона в соответствии с формой печенья. Сначала перемешайте в миске

печенье круглой и квадратной формы и попросите малышей разложить его по тарелкам.

Взрослый: Давай, Миша, угостим кукол печеньем. Только сначала нужно разложить печенье по тарелкам - такое сюда, а такое сюда. Кукла Маша будет есть квадратное печенье, а Мишка - круглое печенье.

Когда задание выполнено, проверьте вместе с детьми правильность его выполнения: поищите печенье, которое «заблудилось».

В дальнейшем при сортировке печенья можно добавлять новые формы: прямоугольное, треугольное, в виде многоугольников.

Раскладывать печенье можно на картонные «тарелки» соответствующих печенью форм, или на одинаковые тарелки (это более сложный вариант). Также можно давать задание без показа, по словесной инструкции.

Взрослый: Разложите печенье по тарелкам: круглое на красную тарелку, а квадратное печенье на синюю тарелку

- Закрепление представлений о форме в слове-названии. Ребенок различает форму по слову-названию без необходимости прикладывания или сопоставления на глаз с образцом формы, а также самостоятельно называет изучаемые формы.

Игра «Геометрический поезд»

Цель: Закрепление знания названий геометрических фигур и их внешнего вида.

Оборудование: Карточки с изображением различных геометрических фигур разного цвета (их можно нарисовать или сделать при помощи аппликации).

Ход: Предложите малышам сделать из карточек «поезд» - положить карточки с геометрическими фигурами в ряд. Вначале каждый из детей строит свой поезд, затем можно построить один длинный поезд - в этом случае карточки лежат в короб-

ке, каждый из детей по очереди выбирает и кладет подходящую карточку-«вагончик». Сначала можно использовать карточки одного цвета, затем разных цветов, объяснив детям, что в этой игре имеет значение только форма, не нужно отвлекаться на цвет.

Взрослый: Давайте выложим карточки в ряд – получился длинный поезд, а каждая карточка - это вагончик. Предложите ребенку сделать разные виды поездов. Например, «Поезд» из определенных фигур, например, «квадратный поезд» - для этого надо выбирать и выкладывать в ряд карточки с разноцветными квадратами. Более сложный вариант задания – сделать геометрический «поезд» по словесному диктанту, который задает взрослый.

Взрослый: В первом вагоне едет треугольник. Потом квадрат. Затем круг и т.д.

Кроме специальных игр можно организовать освоение знаний ребенком в непринужденной обстановке, в общении со взрослыми. Мама начинает мыть посуду или ставить ее на стол в присутствии ребенка. Можно показать ему  тарелки, чашки, крышку от кастрюли, круглый поднос и т. д., назвать их форму. Если она круглые, сказать слово «круг».

Взрослый дает ребенку носовой платок, салфетку, развернуть их, назвать форму. Если они квадратные, сказать слово «квадрат».

Рассматривая пуговицы в шкатулке назвать геометрические фигуры, на которые похожа их форма. Рассматривая фрукты и овощи так же назвать геометрические фигуры, на которые похожа их форма.

Дети любят полежать на коврике на полу. Можно использовать этот момент и показать на узоре ковра квадрат, круг, ромб, овал и т. п.

Геометрические фигуры легче познаются, если использовать лепку, аппликацию. Можно вылепить грибок, дав почувствовать руками шар, цилиндр; вылепить ягодки, шарики, морковки, конфеты …

https://heaclub.ru/tim/1a109a2dffcc08e35a7c50ea2714031b/kazhdii-okruzhayushii-nas-predmet-imeet-opredelennuyu-formu.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Презентация "Изучение форм и цветов" в группе раннего возраста.

Презентация "Изучение форм и цветов" создана для проведения непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста.Цель: Формирование у детей знаний о форме и цвете предметов....

«Использование малых фольклорных форм в раннем возрасте в образовательной деятельности»

laquo;Использование малых фольклорных форм в раннем возрасте в образовательной деятельности»...

«Использование малых фольклорных форм в раннем возрасте в образовательной деятельности»

мастер - класс «Использование малых фольклорных форм в раннем возрасте в образовательной деятельности»...

Статья на тему: «Малые фольклорные формы в раннем возрасте»

Фольклор – это народное творчество, которое создаётся коллективно народом и отражает его многовековый опыт, мудрость поколений, принципы и идеалы....

Изучение цвета в раннем возрасте

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину....

Изучение величины в раннем возрасте

При изучении величины следует учитывать, что признак величины является относительным при сравнении на глаз, то есть результат сравнения зависит от того с предметом какой величины сравнивается данный п...