«Использование малых фольклорных форм в раннем возрасте в образовательной деятельности»
консультация

Черепанова Людмила Николаевна

мастер - класс «Использование малых фольклорных форм в раннем возрасте в образовательной деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Использование малых фольклорных форм в раннем возрасте в образовательной деятельности»

     Малые формы фольклора всегда неразрывно связаны с опытом народной педагогики, широко применяются в работе с детьми.   Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм.   Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего. Колыбельные песни убаюкивают, од потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами.  

Кто пробовал - знает, что нелегко придумать игру с малышом, которому и нет двух лет. Вот здесь и придут на помощь игры с пальчиками!

- Давайте познакомимся с пальчиковой игрой «Кошечки»:

(руки перед грудью, слегка согнуты в локтях)

Правая рука:

Вот кулак, а вот ладошка (сжимаем кисть в кулачок, а затем разжимаем)

На ладошку села кошка (ходим пальчиками левой руки по ладошке правой руки)

И пошла, пошла, пошла (гладим кончики пальцев правой рукой левой)

До мизинчика дошла (растираем мизинчик правой рукой)

Левая рука:

Вот раскрытая ладошка (сжимаем кисть в кулачок, разжимаем)

- Ой, смотри другая кошка! (гладим раскрытую ладошку)

Быстро, быстро, побежала, (гладим кончики пальцев)

До мизинца добежала (растираем мизинчик)

(обе руки сжать в кулачок, активно сжимать и разжимать)

А теперь поймаем кошку,

Хлопнем мы с тобой в ладошки (хлопки в ладошки).

 - Спасибо, уважаемые коллеги.

     Фольклорные произведения сопровождаются действиями, или наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на   коленях, бабушки, мамы, воспитателя, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п.  

- Приглашаю будущего воспитателя наших   детей. Познакомьтесь, это наш Ванюшка, он сыграет ребёнка.

(Подбрасывать ребенка на коленях с разной амплитудой, покачивая в стороны на ухабах, в конце уронить.)  

Поехали с орехами на бочке, на бочке

По ровной дорожке, по кочкам, по кочкам.

По оврагам, по оврагам,

По ухабам, по ухабам,

На высо-о-окую горку,

В ямку бух!

-  Когда младшие воспитатели накрывают на стол, самое важное для нас, чтобы дети  не подходили к столу, т.к. пища горячая, и на помощь опять приходят потешки, которые предусматривают диалог. Вот сейчас в такую игру мы с вами поиграем:

- Кисонька-мурысонька, где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысонька, что там делала?

- Муку молола.

- А что из муки делала?

- Прянички пекла.

- А с кем прянички ела?

- Одна!

- Не ешь одна, не ешь одна!

-  В тихий час, если кто-то из малышей беспокоится, присаживаемся рядом, стараемся успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули ворковать,

Тихо Ваню усыплять

Спи, малютка почивай.

Глаз своих не открывай.

Вот и люди спят

Вот и звери спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят, поспят – всем миру спать велят!

- Пока наш Ванюшка спит,  мы разделимся на две команды.

Одна команда будет вспоминать потешки в режимных моментах, а другая команда будет участвовать в викторине.

- Уважаемые коллеги, перед вами лежат карточки с заданиями: нужно вспомнить потешки в режимных моментах.(педагоги выполняют задание)

Для второй команды проведем небольшую викторину. Внимательно слушаем и отвечаем.

Вопрос №1: Перечислите, какие малые формы фольклора используют в детском саду? Перечислите.

Вопрос №2: Как называют короткие рифмованные стихи, где дети определяют ведущего? (считалки)

Вопрос №3: Как называют песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

Вопрос №4: Какие сказки, помогают воспитывать нравственные ценности? (педагоги перечисляют различные варианты)

Вопрос №5: Как называется выражение «Ябеда-беда, козья борода»

(дразнилки)

Вопрос №6: Назовите жанр фольклора, в котором по содержащему в вопросе образу надо найти правильный ответ? (загадка)

- Молодцы, справились с заданием.

(Первая команда в свободной форме рассказывает варианты используемых потешек в режимных моментах)

- Хочу сказать Вам большое спасибо, за участие в этом конкурсе.

- Малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми, действовать дружно и слажено, учат координировать и соотносить свои движения с движениями других.

- Давайте поиграем в хороводную игру, но для начала детей нужно собрать в хоровод - это тоже можно сделать с помощью потешки 

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

- У нас получился хоровод, и мы поиграем в хороводную игру, которая очень нравиться детям «Матрёшки»:

 

Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели,                   присаживаемся

Встали,                          встаем

Себя показали.

Попрыгали,                      прыгаем

Потопали                                    топаем

В ладошки мы похлопали.              хлопаем.

     В завершении своего мастер класса хотелось сделать небольшой вывод. С помощью малых форм фольклора мы легко устанавливаем с каждым ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Использование малых фольклорных форм с детьми раннего возраста"

Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе, особенно в раннем возрасте. Работая с детьми раннего возраста более 10 лет, пришла к выводу: ор...

Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности с детьми раннего возраста

Представлены потешки для использования в режимных моментах....

Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности с детьми раннего возраста

Представлены потешки для использования в режимных моментах....

«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»

С самого раннего возраста ребёнок откликается на потешки, прибаутки, колыбельные. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимо...

Использование малых фольклорных форм в обучении культурно - гигиеническим навыкам детей раннего возраста

Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает ч...

«Использование малых фольклорных форм в раннем возрасте в образовательной деятельности»

laquo;Использование малых фольклорных форм в раннем возрасте в образовательной деятельности»...

Статья на тему: «Малые фольклорные формы в раннем возрасте»

Фольклор – это народное творчество, которое создаётся коллективно народом и отражает его многовековый опыт, мудрость поколений, принципы и идеалы....