Изучение величины в раннем возрасте
консультация

Кудряшова Татьяна Александровна

При изучении величины следует учитывать, что признак величины является относительным при сравнении на глаз, то есть результат сравнения зависит от того с предметом какой величины сравнивается данный предмет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_velichiny_v_rannem_vozraste.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Изучение величины в раннем возрасте

Посредством зрительного восприятия выделяется и такое свойство предметов, как величина.

При изучении величины следует учитывать, что признак величины является относительным при сравнении на глаз, то есть результат сравнения зависит от того с предметом какой величины сравнивается данный предмет. Один и тот же предмет в сравнении с другим может восприниматься и большим и маленьким.

Знакомство малышей с величиной происходит посредством сравнения предметов. Помимо общего определения большой — маленький, существуют частные: длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий.

Количество параметров. В раннем возрасте лучше изучать признак величины, сравнивая предметы только по одному параметру. Например, только по высоте, или только по ширине.

Качество объектов сравнения. В начале работы по восприятию детьми такого свойства предметов как величина, лучше сравнивать между собой одинаковые по цвету и форме предметы, различающиеся только величиной (например, матрешки, кубики разной величины и прочие).

Количество объектов сравнения. В начале работы сравниваются два однородных объекта. Только после того, как дети научатся сравнивать два однородных объекта по различным параметрам величины, используя при этом разные методы — практическое примеривание или зрительное соотнесение — можно сравнивать группы однородных объектов, различных по величине.

Словесное сопровождение. При проведении занятий параметры величины обозначаются словами. Для наглядности можно использовать выразительные жесты, что особенно полезно в работе с детьми раннего возраста. Сначала обозначают величину при помощи слов такой — не такой, затем словами, обозначающими размер: большой — маленький, в последующем словами, обозначающим конкретные параметры величины: высокий — низкий, узкий — широкий, длинный — короткий.

Первый этап знакомства с величиной практические действия. Величину так же, как и форму, ребенок учится различать практически. Вначале по величине сравниваются два предмета (игрушки), затем количество предметов увеличивается. Практическое знакомство с величиной можно осуществить при помощи предметов (накрывать кастрюли различной величины крышками, складывать вещи в большой и маленький пакеты и т.п.) и специальных игрушек (вкладыши-пирамидки, пирамидки, матрешки

и др.). Действуя с такими предметами и игрушками, ребенок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры — то есть величина становится значимым признаком.

Второй этап знакомства с величиной зрительное ее восприятие. На этом этапе ребенок уже не действует с предметами — предметы сравниваются зрительно, на глаз. Сравниваются статичные, или очень большие и тяжелые объекты, с которыми нельзя манипулировать и поэтому невозможно сравнить способом приложения (например, сравниваются по высоте два дома; два шкафа и т.д.). Также ребенок учится выстраивать ряды из предметов или игрушек разной величины (вкладыши, матрешки и др.).

Третий этап знакомства с величиной использование знаний о величине, названиях различных ее параметров, навыков сравнения величины предметов зрительно в различных ситуациях.

Постепенно у детей формируются представления о величине, которые, соединяясь со словом закрепляются в памяти ребенка.

Четвертый этап знакомства с величиной использование мерок. Знакомство с мерками в дошкольном возрасте происходит в ознакомительном порядке. Вначале детей учат использовать в качестве мерок различные подходящие предметы (полоски бумаги, карандаш, т.п.).

Можно предложить ребенку игры на определение величины:

Игра  «Два шарика»

Цель: Практическое знакомство с величиной; знакомство со словесным обозначением величины — маленький, большой.

Оборудование: Два резиновых шарика — маленький и побольше.

Ход игры: Подберите для игры два шарика — один маленький, который помещается в ладошке малыша, а другой побольше, который в ладошку не помещается. Предложите ребенку спрятать в ладошку сначала маленький шарик, а затем большой.

Взрослый: Спрячь шарик в ладошку! Не видно шарика. Открой ладошку — вот он, шарик! А теперь попробуй спрятать другой шарик. Не получается? Большой шарик, не помещается в ладошку.

Можно продолжать эту игру, пряча в одной или двух ладошках другие предметы и игрушки разной величины.

Игра  «Большие и маленькие кубики»

Цель:  Обучение  этой игре малыши учатся сортировать предметы двух резко различающихся по размеру, пониманию и использованию словесного обозначения величины — маленький, большой, такой же, одинаковый по величине. Предложите малышам поиграть с кубиками на полу — сначала покажите большое ведро с боль-

шими кубиками и предложите достать их и поиграть с ними.

Взрослый: Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики — вот такие.

Затем покажите маленькое ведерко и предложите достать маленькие кубики, поиграть с ними

Взрослый: А вот маленькое ведерко. В нем лежат маленькие кубики — вот такие. Поиграй с кубиками.

Вместе с детьми сравните маленький кубик с большим — поставьте их рядом. После того, как малыши поиграли с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Можно провести игру немного по-другому: заранее перемешать кубики двух размеров в большом контейнере и попросить детей разложить их по ведеркам. После того, как все кубики разложены взрослый вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания: не попал ли в ведерко «чужой кубик из другого домика»?

Подобным образом можно в этой игре использовать и другие игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на закрепление понятий "цвет", "форма", "величина" у детей раннего возраста

в презентации представлены игры на закрепление понятий "цвет", "форма", "величина" у детей раннего возраста. игры можно использовать родителям и педагогам для индивидуальной работы с детьми....

ЛЭПбук для детей раннего возраста «Цвет, форма, величина»

Цель: формирование представлений о цвете. Учить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаках предметов (формы, величины, цвет). Содействовать развитию речи, внимания, восприятия, мелкой мотори...

ЛЭПбук для детей раннего возраста «Цвет, форма, величина»

Цель: формирование представлений о цвете. Учить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаках предметов (формы, величины, цвет). Содействовать развитию речи, внимания, восприятия, мелкой мотори...

Ознакомление детей раннего возраста с цветом, формой, величиной предмета.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве)....

Изучение цвета в раннем возрасте

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину....

Изучение формы в раннем возрасте

Форма — это внешнее очертание, наружный вид предмета. Знакомство детей с формами должно происходить постепенно....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Сравнение предметов по величине» группа раннего возраста

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Сравнение предметов по величине»группа раннего возраста...