Изучение цвета в раннем возрасте
консультация

Кудряшова Татьяна Александровна

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_tsveta_v_rannem_vozraste.docx468.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Изучение цвета в раннем возрасте

При помощи зрения выделяется такое свойство объектов окружающего мира как цвет. Цвет — это окраска, цветовой тон чего либо. Окраска может быть как монохромной, то есть представлена одним цветом, так и состоять из сочетания цветов и оттенков.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.

Значение цвета в мире людей.

Помимо пользы при выборе продуктов питания (например, незрелые и спелые фрукты, ягоды), различение различных животных по их окраске (ядовитые и неядовитые змеи, различные виды бабочек и т.п.) и прочее, цвет придает жизни человека яркость и красочность, а порой даже праздничность, развивает чувство красоты. Цвет имеет огромное, а порой доминантное, значение в таких видах человеческой деятельности, как дизайн, живопись, кино и др. Значение цвета можно лучше понять, если сравнить между собой цветные и черно-белые фотографии, полноцветное и черно-белое кино и телевидение. Сразу становится понятно, что восприятие картинки, состоящей только из черного и белого цвета, и их оттенков менее четкое и детальное, порой не дает целостного представления об изображаемом объекте. И конечно, цветное изображение больше привлекает внимание, легче для восприятия, его интереснее рассматривать. Цвет пронизывает всю жизнь человека. Во-первых, это природные, естественные цвета — цвет неба, облаков и моря, камней и скал, цветов и деревьев, животных и птиц, разнообразная палитра крыльев бабочек и т.д. Во-вторых, это искусственные цвета, созданные человеком. При помощи естественных и искусственных красителей люди красят в разные цвета созданный ими мир. Цвета окружают человека повсюду:

Вещи: люди носят разноцветную одежду и обувь, едят из красиво разукрашенной цветной посуды, дети играют с яркими игрушками, по дорогам ездят разноцветные автомобили и т.д.

Интерьеры: люди окрашивают стены помещений в разные цвета или наклеивают красочные обои, покрывают полы разноцветными коврами, окна закрывают цветными занавесями, расставляют на полках яркие сувениры, а на стенах развешивают картины.

Живопись: художники при помощи красок, мелков и карандашей создают живописные полотна, рисунки, иллюстрации для книг, яркие мозаики.

Мода: при создании моделей одежды, обуви и разнообразных аксессуаров используются ткани, кожа и другие материалы самых разных цветов и оттенков.

Внешность: при помощи грима актеры театра, цирка и кино могут менять внешность, женщины украшают лица при помощи макияжа — цветной помады, теней и румян, по-разному окрашенные волосы и парики также имеют важное значение при создании внешности и т.д.

Итак, цветом пронизана как окружающая нас живая и неживая природа, так и материальная культура человека, различные виды искусства.

Порядок изучения цвета.

 

Начинайте знакомство ребенка с цветом из 4-х цветов: красный, желтый, зеленый и синий. Только после того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно добавлять следующие цвета: белый и черный, оранжевый, фиолетовый. В дальнейшем можно предложить для изучения голубой цвет, который усваивается с трудом (даже взрослые порой путают синий и голубой цвета — называют голубыми светлые оттенки синего). С детьми дошкольного возраста можно начинать изучать оттенки цветов по светлоте — розовый, салатовый, серый и др., а также различные смешанные цвета: лимонный, коричневый, сиреневый, малиновый и другие.

Этапы обучения восприятию цвета.

 Восприятие цвета отличается от восприятия формы, величины и других свойств предметов прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, пользуясь при восприятии цвета зрительной ориентировкой. Рассмотрим более подробно, как развивается у ребенка восприятие цвета:

1этап: Различение цветов по принципу «такой — не такой» — зрительное сравнение предметов по цвету при непосредственном их сближении — прикладывание, примеривание. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. Пример — игра «Цветные парочки»: ребенок среди одинаковых или разных предметов ищет пары по цвету. Взрослый произносит название цвета после того, как ребенок сравнит цвета, не требуя от него повторения.

Игра «Цветные кубики»

Цель: Обучение сличению цветов по принципу «такой — не такой»; обучение подбору пар одинаковых по цвету предметов; знакомство с названиями основных цветов.

Оборудование: Пары цветных пластиковых или деревянных кубиков: красные, желтые, синие, зеленые.

Ход занятия: Высыпьте кубики на ковер, затем выберете один кубик, покажите детям.

Взрослый: Вот какой кубик я выбрала. Теперь надо найти такой же кубик. Из кучи на полу возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет пары кубиков не совпадет.

Взрослый: Такой? Нет не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики. Затем предложите малышам самостоятельно по очереди найти пары остальным кубикам. В конце игры взрослый обозначает цвет кубиков при помощи слов.

Взрослый: Для каждого кубика мы подобрали пару. Этот кубик красный, и этот тоже красный. Эти кубики зеленого цвета. Эти кубики — желтые, а эти — синие. Найди каждому кубику пару по цвету.

Подобную игру можно провести с чем угодно, например : «Разложи шарики в коробки такого же цвета»

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/11/28/s_6384d2e11abe0/phpzpjAh8_Individualnaya_konsultatsia_Izuchenie_tsveta_html_df3e8ccb63aabbb4.jpg

2 этап: Зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Это настоящее восприятие цвета, не требующее непосредственного контакта (наложения и приложения). Пример — игра «Найди предмет»: ребенку показывают карточку определенного цвета и предлагают найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. Взрослый произносит название цвета после выполнения ребенком задания.

Игра «Найди цветок для бабочки!»

Цель: Различение цветов; сличение цветов; закрепление знаний о названиях цветов; развитие внимания. Оборудование. Вырезанные из картона фигурки цветов и бабочек красного, синего, желтого, зеленого и белого цвета (цветные с обеих сторон).

Ход занятия: Перед началом занятия подготовьте картонные фигурки цветов и бабочек разных цветов, соблюдая размеры таким образом, чтобы бабочка полностью помещалась на цветке. Обратите внимание, что если загнуть фигуркам бабочек крылья, то они становятся объемными. Разложите цветы на столе или на ковре, раздайте малышам фигурки цветных бабочек и предложите помочь бабочкам найти свои цветы.

Взрослый: Посади бабочку на такой цветок, чтобы её не было видно, и никто не смог ее поймать (увидеть, найти)! После выполнения детьми задания подведите итог — назовите цвета бабочек и цветов.

Взрослый:  Правильно, бабочка должна быть того же цвета, что и цветок. Жёлтая бабочка села на желтый цветок — и стала незаметной. Синяя бабочка села на синий цветок — теперь ее не видно и т.д. Все бабочки спрятались. Молодцы! При необходимости взрослый исправляет допущенные детьми ошибки.

Взрослый:  Посмотрите, эта бабочка видна на цветке. Почему? Она не такая по цвету, как цветок. Давайте найдем для нее подходящий цветок, чтобы бабочка стала незаметной (взрослый прикладывает бабочку поочередно к разным фигуркам цветов, пока не находит цветок нужного цвета). Это такой цветок? Не такой. А это такой цветок? Не такой. Вот такой цветок! Бабочка красная — и цветок красный. Теперь бабочку не видно на цветке. В качестве усложнения игры можно увеличивать число цветов и оттенков, добавляя оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой и др.; предложить каждому из детей за один раз найти домики для 2–3 бабочек; или в цветах и фигурках бабочек использовать сочетание из нескольких цветов — 2–4 разных цвета.

http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-09/1662825701_1-klubmama-ru-p-applikatsiya-babochka-v-mladshei-gruppe-fo-1.jpg

3 этап: Закрепление представлений о цвете в слове-названии — ребенок различает цвета по слову-названию без необходимости прикладывания или сопоставления на глаз с образцом цвета, а также самостоятельно называет основные цвета. При помощи слова накопленный ребенком опыт восприятия цвета становится представлениями о цвете, которые ребенок использует в жизни (в быту) и деятельности — игре, изобразительной и трудовой деятельности. Также дети учатся оперировать представлениями о цвете не только в реальных действиях, но и мысленно. Пример — игра «Назови, какого цвета!» (можно использовать предметы и картинки).

Материалы и способы изучения цвета:

 Изучать цвет и закреплять знания о цвете можно несколькими разными способами: — используя специальные дидактические игрушки и настольно-печатные игры, направленные на изучение цветов;

— в специально организованных подвижных играх;

— рассматривая и используя на занятиях и в быту реальные предметы — овощи и фрукты, одежду, игрушки и т.д.;

— рассматривая цветные картинки, карточки, книжки и др.;

— рисуя вместе с ребенком простые изображения цветными карандашами, фломастерами, красками или мелками.

В играх с детьми раннего возраста лучше, если поначалу роль ведущего выполняет взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"

Окружающий мир порожает цветовым многообразием и изменчивостью цвета, предметов и явлений. Цвета имеют свойства по разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челов...

Обучение основным цветам детей раннего возраста

Консультация для родителей, направленная на помощь в обучении детей младшего дошкольного возраста основным цветам в игровой форме....

Семинар-практикум "Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"

Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челове...

Методическая разработка "Цвета" для раннего возраста

Пояснительная запискаПредварительная работа: Рассмотреть вместе с детьми предметы разных цветов, назвать знакомые цвета, вспомнить, где в группе есть нужный цвет.Организация развивающей предметно - пр...

Тематическая неделя "Расцвела земля родная. Цветы" (группа раннего возраста)

Весна - время года, когда в природе происходят разные чудеса, появляются первые цветы - первоцветы. И очень важно беречь и сохранять красоту природы. Задачи: - обогащать знания о цветах и их частя...

Изучение формы в раннем возрасте

Форма — это внешнее очертание, наружный вид предмета. Знакомство детей с формами должно происходить постепенно....

Изучение величины в раннем возрасте

При изучении величины следует учитывать, что признак величины является относительным при сравнении на глаз, то есть результат сравнения зависит от того с предметом какой величины сравнивается данный п...