Памятка для родителей "Что такое "виктимность" и "булинг" в детском коллективе"
консультация

Сугундукова Евгения Сергеевна

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей со склонностью к виктимизации. Дети и подростки, в том числе дети, имеющие особые образовательные потребности, нередко становятся жертвами булинга, преступлений, жестокого обращения и насилия. В данной памятке отражены тревожные сигналы, которые могут свидетельствовать о буллинге и описана необходимая стратегия реагирования на данное явление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «ФАНТАЗИЯ»

Памятка для родителей

«Что такое «виктимность» и «булинг» в детском коллективе?»

Подготовила: педагог-психолог

                                                                     Е.С. Сугундукова

г. Пыть-Ях

2020

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей со склонностью к виктимизации. Дети и подростки, в том числе дети, имеющие особые образовательные потребности, нередко становятся жертвами булинга, преступлений, жестокого обращения и насилия. Мы познакомим вас с тревожными  сигналами, которые могут свидетельствовать о буллинге, и с необходимой стратегией реагирования на данное явление.

Проблема булинга и виктимности подростков прочно заняла свое место среди других актуальных проблем и вопросов организации психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде. По мнению большинства ученых, психофизические особенности детского и подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность детей и подростков, в связи с чем у них возникает множество проблем, с которыми многие самостоятельно справиться не могут.

Виктимность (от лат. victima – жертва) – особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие, как неумение постоять за себя, покорность, внушаемость, неосторожность, доверчивость.

Буллинг - это негативное и агрессивное поведение, осуществляемое физическими лицами с намерением причинить вред их жертвам эмоционально или физически.

В последнее время буллинг рассматривается как системное явление, которое возникает в школьных коллективах по отношению к детям, имеющим явные отличия в физическом или (и) психологическом облике от сверстников (Ковалев Е.В., Ольвеус Д., Петросянц, В.Р., Роланд, Шефер, и др.). Не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают и разрешаются, проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребенку, после чего возникает длительный конфликт. Однако единичные или даже повторяющиеся случаи проявления нахальства или наглости еще не являются буллингом. Нужна длительность и систематичность. Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы, - три существенных признака буллинга.

Буллинг разнообразен, это не только физическая агрессия, а скорее и чаще – психологическая. «Ученик или ученица подвергаются насилию или буллингу, если по отношению к ним неоднократно и на протяжении длительного времени совершаются действия негативного характера со стороны других учеников или учениц» такое определение буллингу дал Дэн Олвеус.

Существуют определенные признаки, по которым можно распознать буллинг:

- кого-то зажимают в углу помещения;

- когда взрослый подходит к группке детей, они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);

 - один из учеников ни выбирается другими (в изоляции);

 - весь класс смеется над одним и тем же учеником;

 - наличие обидных прозвищ;

 - по лицу одного из учеников: бледный, красный (в пятнах), в слезах, напуган, трясет, признаки насилия на теле/лице;

 - младшие школьники боятся зайти в туалет;

 - школьники после уроков не расходятся, кого-то ждут около школы.

Психологические характеристики «жертв» буллинга и «обидчиков»

Психологические характеристики «ЖЕРТВЫ»: социальная отрешенность, способность отстраняться от конфликтов, сензитивность, замкнутость, застенчивость, соматическая ослабленность, тревожность, склонность к депрессии, заниженная самооценка, неуверенность в себе, преобладание неконструктивных стратегий совладания, сниженная учебная мотивация, социальные проблемы (хвастливость, игнорирование), осторожность в общении, уход в себя (эскапизм), избегание обидчиков, отрицательное самоотношение, низкий/высокий уровень агрессии, пониженное чувство собственного достоинства, низкая степень социальной поддержки.

Психологические характеристики «ОБИДЧИКА»: высокая общая агрессивность, положительное отношение к агрессии, недостаток эмпатии, большая потребность в доминировании, успешность и самоуверенность, положительное самоотношение, относительно высокий социометрический статус.

Жертвой в детском коллективе может стать любой ребенок, но, как правило, выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от остальных. Обычно виктимами (жертвами насилия) становятся те дети, которые имеют

 • особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба), рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, и т. д.;

 • физические недостатки. Детей с физическими недостатками – носящих очки, имеющих сниженный слух или нарушения движений (например, при ДЦП), т. е. тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя, – обижают гораздо чаще, чем остальных;

 • особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (флегматики и интроверты) или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети нередко бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают "ответный удар". Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно;

 • недостаточно развиты социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы;  

• наличие болезней. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, энурез, энкопрез, заикание, тики и гиперкинезы, нарушения речи – дислалия, дисграфия, дислексия, дискалькулия и т. д.;

 • нарушение интеллектуальной деятельности и трудности в обучении. Слабые способности детерминируют и низкую обучаемость ребенка. Недостаточная успеваемость формирует низкую самооценку. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Можно сделать вывод что, буллинг и виктимность провоцируют сразу несколько негативных факторов. Наиболее негативными факторами являются трудности в обучении, психотравмирующие ситуации, эмоциональная депривация, враждебность со стороны социального окружения.

Существует обязательное правило профилактики буллинга для всех взрослых: НЕ ИГНОРИРОВАТЬ, НЕ ПРЕУМЕНЬШАТЬ ЗНАЧЕНИЕ!!!

Родителям ребенка дошкольного возраста необходимо владеть информацией о явлениях булинга и виктимности с целью профилактики нежелательных форм поведения у детей в дальнейшем. Обращать внимание на признаки виктимного и агрессивного поведения ребенка, проводить беседы, установить доверительные взаимоотношения с ребенком, воспитывать в нем уверенное поведение, умение отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное поведение, развивать навыки сотрудничества. В случаях затруднений в воспитании, по данным направлениям, или, при наличии признаков виктимного, либо агрессивного поведения ребенка своевременно обращаться к педагогу-психологу, воспитателю.  

Если вам стало известно о случае буллинга, или вы стал свидетелем такого случая, необходимо занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации. Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. Сообщите администрации образовательной организации о ставшем вам известном случае.

 Беседа с жертвой буллинга призвана, прежде всего, поддержать его, устранить чувство страха и угрозы, а также перестать скрывать буллинг. Очень важно защитить ребенка, ставшего жертвой буллеров. Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений жертве и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада.

В подготовительных группах  детских садов нередко складывается ситуация объединения двух малочисленных групп в одну. При этом, следует заметить, объединяются группы с уже сложившимися...

Формирование традиций в группе детского сада как элемент работы по сплочению детского коллектива

В статье рассматривается опыт работы воспитателя детского сада по созданию дружного детского коллектива...

Консультация «Детский совет – как традиция детского коллектива»

Консультация «Детский совет – как традиция детского коллектива»...