«Роль семьи в раскрытии детской одаренности» (Выступление на родительском собрании)
консультация (подготовительная группа)

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_raskrytii_detskoy_odarennosti_vystuplenie.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль семьи в раскрытии детской одаренности»

(Выступление на родительском собрании) 

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными

и талантливыми? Тогда помогите им сделать

первые шаги по ступенькам творчества, но…

не опаздывайте, и помогая… думайте сами

Б.П. Никитин

Темой моего сегодняшнего  выступления является                                      «Роль семьи в раскрытии детской одаренности»

Что же такое « детская одаренность»?

Под термином «одаренность» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок  может  часами заниматься любимым  делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Эти  дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным  в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться  повнимательнее  к  своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее: то есть

         -он очень любознателен;

-любит задавать каверзные  вопросы и решать трудные задачи;

-его речь очень развита,  у него большой словарный запас;

-во всех вопросах ищет самостоятельные решения,  и

не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ;

-настойчив в достижении поставленной цели, и легко бросает то, что

показалось понятным или наскучило;

-обладает богатой фантазией и воображением;

рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера и т.д.

Все это подтверждает наличие одаренности у ребенка.

Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное  ожидание  и готовность решать связанные с этим проблемы.

Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в  меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.

Советы родителям одаренных детей:

- поймите ребенка и осознайте его уникальность;

- помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;

- поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;

- не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;

- учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;

- спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;

- не забывайте уделять внимание физической активности малыша;

- создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;

- учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;

- считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка.

Уважаемые родители ваш ребенок обязательно  имеет склонность к одной из области человеческой деятельности.  Я предлагаю вам анкету. Анкета "О талантах ребёнка: как их выявить" (методика А. Де Хана и Г. Кафа).для того, чтобы вы смогли выявить в какой области талантлив Ваш ребенок.

Как отмечает исследователь Н.С. Лейтес, выражение «одаренные дети» весьма условно, поскольку рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого развития, остаться не реализованными. Вместе с тем у других детей подлинные выдающиеся способности могут обнаружиться позднее, в будущем. Нужно знать и помнить о том, что человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способностей.

Наша с вами задача уметь увидеть эти задатки, помочь развиться тем предпосылкам способностей, которые заложены природой.

Родители- главная опора одаренных детей. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.

Анкета "О талантах ребёнка: как их выявить" (методика А. Де Хана и Г. Кафа).

Ваш ребёнок обязательно имеет склонность к одной из областей человеческой деятельности. Познакомившись с "признаками" талантливости, оцените каждый из них в баллах от 2 до 5. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4, и так далее. Затем сложите баллы каждого из восьми разделов, полученную сумму поделите на число признаков.
1. У вашего ребёнка совершенно очевидные
ТЕХНИЧЕСКИЕ способности, если он:
- интересуется самыми разными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы;
- сам находит причины неисправностей механизмов;
- пробует чинить испорченные механизмы, создаёт новые предметы из разных запчастей;
- любит рисовать чертежи и эскизы;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
2. Ваш ребёнок имеет
МУЗЫКАЛЬНЫЙ талант, если он:
- любит музыку, всегда стремится туда, где можно послушать её;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;
- поёт или играет на музыкальном инструменте и делает это с большим вдохновением;
- сочиняет мелодии.
3. У вашего ребёнка способности к
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности, если он:
- обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет чётко выразить словами чужую мысль или наблюдение, причём нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;
- проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкции, схем,

коллекций;
- не унывает, если его проект не поддерживают, садится за изобретение нового.
4
. АРТИСТИЧЕСКИЙ талант проявляется у ребёнка в том, что он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства жестами;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
5. У вашего ребёнка незаурядный
ИНТЕЛЛЕКТ, если он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;
- задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- интересуется книгами;
- обгоняет своих сверстников в знаниях; 

 -гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.
6. У ребёнка
СПОРТИВНЫЙ талант:
- он энергичен и всё время хочет трудиться, двигаться;
- смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
- почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в спортивных играх;
- неизвестно, когда научился ловко управляться с коньками, лыжами, мячами;
- лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- никогда всерьёз не устаёт;
- у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
7. У вашего ребёнка
ЛИТЕРАТУРНЫЕ дарования, если он:
- рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать;
- изображает персонажи своих рассказов живыми и интересными;
- любит, уединившись, сочинять рассказы.

8. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ способности вашего ребёнка могут проявляться в том, что он:
- не находя слов, прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, не останавливаясь на достигнутом;
- серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьёзным, когда его внимание привлекает какое-то произведение;
- охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- любит создавать прикладные вещи - украшения для дома, одежды и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании «Роль семьи в жизни ребенка»

Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятия о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновен...

Выступление на родительском собрании в средней группе.«Роль семьи в речевом развитии ребенка».

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Задачи: познакомить родителей с содержанием р...

«Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО» выступление на родительском собрании

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи.Совре...

Выступление на родительском собрании по теме "Роль семьи в жизни ребенка".

Выступление на родительском собрании, по теме «Роль семьи в жизни ребенка», о приоритетной форме семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения....