Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.
консультация

Бирюкова Виктория Павловна

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.

Цели воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.

Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям),

бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.

Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.

Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Педагоги, родители, работники учреждений культуры знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта.

Взрослые знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.

Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Педагоги, родители расширяют круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.

Основные формы приобщения детей к культурному наследию:

  • предпраздничные посиделки;
  • посещение краеведческих музеев;
  • оформление в детском саду мини-музея и выставки художника;
  • познавательные беседы;
  • творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
  • экскурсии, целевые прогулки по улицам города (поселка).

Предпраздничные посиделки

Задачи воспитания:

  • познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников;
  • формирование навыков общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками;
  • развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности;
  • создание эмоционального комфорта.

Основная цель — это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; оформляют интерьер русской горницы предметами старины; изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким (родным, друзьям) и др. Дошкольники проживают (пропускают через разум, сердце, руки) собственное представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.

В ожидании праздника педагоги организуют несколько посиделок, при этом каждый раз меняется их содержание. Например, на одних мастерят предметы для

оформления праздника и знакомятся с новой хороводной песней; на других — делают подарки для родных, друзей и играют в народные игры; на третьих — бабушка знакомит с национальными блюдами, правилами гостеприимства русского народа и народа другой национальности. Все посиделки заканчиваются народными играми, хороводами («Кончил дело — гуляй смело»).

Посиделки состоят из трех частей.

В первой — познавательный рассказ бабушки, беседа с детьми;

во второй — практическая деятельность детей и взрослых;

в третьей — творческие игровые, музыкально-литературные занятия.

Посиделки интересны слиянием индивидуального и коллективного творчества. Каждый ребенок, исходя из собственного интереса, выбирает себе занятие. При этом дети или объединяются в подгруппы и выполняют какую-то общую работу, или занимаются индивидуально. Добровольность и собственный интерес создают эмоционально-насыщенный характер межличностного общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками.

На посиделках дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

Творческая деятельность детей

Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем; а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно не претендуя на общественную значимость получаемого продукта.

Творчество — главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности.

Познавательные беседы

По окончании праздничного периода педагоги с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы.

Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Педагоги подводят детей к логическому рассуждению, почему этот праздник (Масленица, Пасха и др.) отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда.

Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем — бережное отношение к тому, что их окружает.

Праздники в детском саду и семье начинаются с осени.

Первая неделя сентября — дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.

С октября начинаются календарные народные праздники. Педагоги помогают ребенку установить их связь с временем года, сезонным трудом и отдыхом человека. Первый народный праздник — «Ярмарка». Затем - «Новый год и рождество», «Святки», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха», «Троица».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась выс...

Беседа с родителями «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утвер...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Человек всегда стремился и стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Его естественная потребность - соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Методические рекомендации по приобщению детей к культурному наследию...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Консультация для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это е...


 

Комментарии

Спасибо за познавательный материал!