Консультация для родителей "Музыкальная терапия для детей"
консультация (подготовительная группа)

Полосухина Ирина Анатольевна

 Музыкальная терапия поможет укрепить здоровье, снять стресс. повысить интелект ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная терапия для детей.

Музыку мы слушаем для удовольствия. Но на этом не заканчиваются ее полезные свойства. Психологи и врачи уже используют музыкальные композиции и упражнения как настоящее лекарство, которое исцеляет и тело, и душу. Музыкальная терапия помогает снять стресс, улучшить здоровье и повысить интеллект.

Лечебные звуки.

Удивительные свойства музыки использовались в медицине еще в 16 веке. Французский хирург Амбруаз Паре заметил, что музыкальное сопровождение во время операции позволяет снизить дозу анестезии. Этот опыт оказался полезен и сегодня. В Национальном институте переливания крови во Франции выявили, что некоторые композиции классической и джазовой музыки обладают обезболивающим действием. Почему так происходит? Все дело в том, что звук- это акустический сигнал, который целенаправленно воздействует на клетки нашего организма, изменяя их электрохимическую активность.

Ученые не останавливаются на достигнутом. В научно-исследовательском центре музыкальной терапии в Москве провели опыт, как клетки человека воспринимают разную музыку. Образцы клеточных культур поместили между наушниками и фиксировали реакцию на инструментальную классическую, средневековую, эстрадно-симфоническую и рок-музыку. Наиболее сильным и «антистрессовым» оказалось воздействие средневековых духовных песнопений.

Последние исследования показывают, что с помощью музыки можно бороться и с различными инфекциями. Например, после 45-минутного концерта из произведений Моцарта, Гайдна и Чайковского 30% болезнетворных микробов погибают.

Музыка Моцарта повышает интеллект.

Музыка может стимулировать интеллектуальное развитие, как взрослых, так и детей. Российский физиолог и электрофизиолог- В.С.Русинов в ходе своих исследований наблюдал за изменениями в мозге человека во время прослушивания музыки. Оказалось, что приятные мелодии усиливают внимание и активизируют центральную нервную систему. А специалисты в Центре обучения и памяти при Калифорнийском университете в Ирвине провели такой эксперимент. После стандартного теста на IQ (оценка коэффициента интеллекта человека) группа студентов 10 минут слушала сонату Моцарта (До мажор). После этого было проведено повторное тестирование, и на этот раз IQ оказался на 8-9 пунктов выше, чем раньше. Исследователи предполагают, что регулярное прослушивание музыки может продлить срок повышенного уровня интеллекта, так как сложная структура музыки активизирует зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и другие немузыкальные функции.

Французский отоларинголог, почетный член Французской медицинской академии и Академии наук Альфред Томатис также советует слушать Моцарта. Томатис изучал влияние звуков высокой частоты от 5000 до 8000 Гц на психику человека. Согласно его теории, ребенок, находясь в лоне матери, хорошо воспринимает именно этот частотный диапазон. И поэтому прослушивание произведений с высокими частотами помогает возвратиться нам в то блаженное состояние, когда мы были еще эмбрионами. А когда мы устали и медленно соображаем, такая музыка поможет «перезарядить» мозг, как батарейки. После многолетних исследований Томатис пришел к выводу, что сочинения Моцарта содержат наибольшее количество звуков в этом частотном диапазоне, в то время как тяжелый рок – наименьшее.

Музыка эпохи барокко улучшает память.

Музыка эпохи барокко также несет в себе огромные возможности. Болгарские психологи Г.Лозанов и А.Новаков определили, что музыка Баха, Генделя, Вивальди и Монтеверди переводит мозг человека в диапазон альфа-волн, которые распространяются на частоте от 8 до 13 Гц, что способствует повышению самочувствия и внимательности. В результате специалисты разработали метод суггестопедии: на фоне спокойной музыки времен Баха человеку преподносится информация, например, фразы на иностранном языке с интервалом в 4 секунды. Первые эксперименты показали, что люди в таком режиме могут запомнить от 60 до 500 иностранных слов в день. Это подтвердили и американские исследователи из университета Айовы. По их данным скорость обучения с помощью музыки эпохи барокко увеличилась на 24%, а объем сохранения данных в памяти человека увеличился на 26%.

Музыка и эмоции.

В музыкальном диалоге ребенок может контактировать с другим человеком в безопасной зоне, он раскрепощается и учится выражать свои чувства и эмоции. А делать это можно с помощью простых музыкальных инструментов: барабана, деревянных ложек, маракасов, треугольника, трещотки и всего, что есть под рукой. 

«Музыкальный диалог»

Предложите ребенку сказать что-нибудь не словами, а музыкальными инструментами (хлопками). Взрослый отвечает.

Варианты:

«Передай свое настроение с помощью барабана».

«Давай поиграем тихо-тихо, а теперь так громко, как только можешь».

«А сможешь играть быстро-быстро, а медленно?»

Пение для здоровья.

Наш голос- одно из наиболее эффективных средств на пути к здоровью. Не случайно многие известные оперные певцы - долгожители (И.С. Козловский, М.Д.Михайлов, С.Я.Лемешев). Это объясняется тем, что во время пения происходит стабилизация электрической активности мозга, а также мягкая стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и пресса. Причем, даже отсутствие музыкального слуха- не помеха для занятий лечебным вокалом. 

Вокальная зарядка.

Суть упражнения в том, что ребенок тянет звук как можно дольше на удобной высоте.

Звук «м-м-м» (при правильном произнесении губам должно быть щекотно) снимает напряжение и дает возможность расслабиться.

Звук «а-а-а» - мягко массирует гортань и щитовидную железу

Звук «и-и-и» - тонизирует, заставляет мозг работать интенсивнее, повышает активность

Звук «о-о-о» - помогает сконцентрироваться, дает активные вибрации в грудной клетке.

Звук «э-э-э» - благотворно действует на железы внутренней секреции.

По возрасту и интересам ребенка можно разыгрывать небольшие сценки, которые будут провоцировать ребенка на длительный выдох и тонирование.

Например, мы едем на машине «ж-ж-ж». Вдруг машина остановилась. Что такое? У нее спустило шину «с-с-с». А за окном дует сильный ветер «у-у-у» (можно пропеть этот звук вверх и вниз). Он поднял с земли листья, и они зашуршали «ш-ш-ш» и т.д.

Также можно поиграть с ребенком в «повторялки».

«Я буду издавать разные звуки. Сможешь их повторить? (Для разнообразия можно использовать не только звуки, но и хлопки, шлепки по разным частям тела, топанье ногами). А теперь давай поменяемся. Ты будешь издавать звуки, а я – повторять».

Музыка и пластика.

Здесь ребенок может выражать свои чувства и переживания через жесты и пластику. Согласно концепции К. Юнга таким образом можно освободиться от подавленных желаний, конфликтов и избавиться от отрицательных эмоций. Также через снятие мышечного напряжения человек снижает уровень стресса.

Придумай танец.

Ребенок танцует под любимую музыку так, как хочет. Если он затрудняется с выбором движений, покажите ему пример. Активизировать фантазию можно с помощью газового платка. Вот у нас ручеек (волнообразные движения вдоль пола), спрячемся (закрываем платочком лицо), а теперь сделаем салют (спрячем платок в ладошках и подбросим вверх). Можно придумать тему для танца. Например, «Мое хорошее настроение», «Как я устал» и др.

В темпе барабана.

Кто-то из взрослых играет на барабане или другом ударном инструменте. Можно использовать даже кастрюли или смастерить маракас, засыпав крупу в пластиковую бутылку. Ребенок двигается, пока звучит барабан. Когда музыка прекращается, он должен замереть на месте. Затем можно поменяться ролями.

Вариант. Изменяем темп, играя на барабане (медленно, быстро, с ускорением). Ребенок должен следовать темпу.

Обретаем спокойствие.

Композиции в медленном темпе заставляют человека непроизвольно замедлить дыхание, расслабиться и успокоиться.

Медитация «Ласковое солнышко».

 На фоне спокойной музыки предложите ребенку положить руки в районе сердца и послушать, как оно стучит. «Представь, что у тебя в груди кусочек солнышка. Яркий и теплый свет разливается по телу, рукам, ногам. Оно согревает тебя, наполняет энергией и хорошим настроением…»

Музыкальный сон.

Прослушайте музыкальное произведение с закрытыми глазами и обсудите кому, что «снилось».

Рисуем музыку.

Цвет в сочетании с музыкой усиливает психотерапевтическое воздействие на человека.

Предложите ребенку нарисовать все, что захочется под музыку. Это может быть какой-либо сюжет, а могут быть абстрактные линии или пятна.

Чтобы настроить юного художника, расскажите ему небольшую сказку.

«Жила-была Кисточка. Она очень любила своего друга -Художника. С ее помощью на холсте получались красивые картины. Но однажды Художник загрустил и не хотел больше рисовать. Кисточка очень расстроилась и не знала, как помочь своему другу. Как-то раз Кисточка проснулась от удивительных звуков за окном. Оказывается, в их доме поселился Музыкант. (Звучит музыка.)

В них Кисточка услышала пение птиц и шум ветра, увидела утренний туман и заход солнца. Кисточке очень захотелось рисовать. Она даже попыталась встать, но... не смогла, потому что кисточки не умеют сами ходить. «А что, если музыку пригласить к нам и окунуть в краски», -подумала Кисточка и стала звать звуки к себе в гости. И музыка вплыла в комнату. Палитра ожила. От этих прекрасных звуков Художник проснулся. «Теперь я знаю, что и как рисовать", - воскликнул он и принялся рисовать ту музыку, что наполняла его комнату».

Вот такая удивительная история произошла с Кисточкой. У нас с тобой есть не менее волшебная кисточка, которая тоже сможет нарисовать музыку.

Даже несколько минут в день хорошей музыки помогут ребенку обрести душевное равновесие и получить заряд положительных эмоций. Через пение, фантазии, рисование, движение, игру на музыкальных инструментах он может выразить себя, стать общительнее, здоровее и умнее. 

Список произведений, оказывающих седативное и тонизирующие действия.

С.Шушарджан – доктор медицинских наук, основоположник научной музыкальной терапии в России разработал музыкально-терапевтические программы для регуляции состояния человека. Вот, некоторые из отобранных и опробованных произведений:

Музыка, оказывающая седативное действие:

  • В.Моцарт: Симфония №4 – Andante
  • Л.Бетховен:Лунная соната – Adagio sostenuto
  • И.Бах: Бранденбургский концерт №1 – Adagio
  • П.Чайковский: Мелодия
  • Э.Григ: сюита «Пер Гюнт» - Песня Сольвейг
  • Й.Гайдн: Симфония №96 – Andante
  • К.Дебюсси: Лунный свет
  • Ф.Шопен: Фортепианный концерт№2 – Larghetto
  • А.Вивальди: Времена года – Весна
  • С.Рахманинов: Вокализ
  • Ф.Шуберт: Музыкальный момент
  • Т.Альбинони: Адажио

Произведения, оказывающие тонизирующее действие

  • П.Чайковский: Лебединое озеро- Вальс
  • И.Бах: Бранденбургский концерт №2 и №3 -1 часть
  • А.Рубинштейн: Мелодия
  • Э.Григ: Пер Гюнт – Утро
  • И.Штраус: Вальс «Голубой Дунай»
  • В.Моцарт: «Маленькая ночная серенада»
  • И.Пахельбель: Канон (Ре мажор)
  • Р.Шуман: Симфония№3 (Ми-бемоль мажор)
  • Р.Клейдерман: «Mamma Mia»
  • Ф.Синатра: «Forget Domani» 

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

МУЗЫКОТЕРАПИИ

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классические произведения:

1. Бах И. «Прелюдия до мажор».

2. Бах И. «Шутка».

3. Брамс И. «Вальс».

4. Вивальди А. «Времена года».

5. Гайдн И. «Серенада».

6. Кабалевский Д. «Клоуны».

7. Кабалевский Д. «Петя и волк».

8. Лядов А. «Музыкальная табакерка».

9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада».

10. Моцарт В. «Турецкое рондо».

11. Мусоргский М. «Картинки с выставки».

12. Рубинштейн А. «Мелодия».

13. Свиридов Г. «Военный марш».

14. Чайковский П. «Детский альбом».

15. Чайковский П. «Времена года».

16. Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета).

17. Шопен Ф. «Вальсы».

18. Штраус И. «Вальсы».

19. Штраус И. «Полька "Трик-трак"».

Детские песни: •

1. «Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский).

2. «Бу-ра-ти-но» (из к/ф «Буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников).

3. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).

4. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старока-

домский).

5. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).

6. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

7. «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

8. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев).

9. «Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Е. Крылатов).

10. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника»,

Ю. Энтин, Г. Гладков).

11. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко).

12. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).

13. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

14. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

15. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).

16. «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего», Ю. Эн-тин, Е. Крылатов).

17. «Танец утят» (французская народная песня).

Музыка для пробуждения после дневного сна

Классические произведения:

1. Боккерини Л. «Менуэт».

2. Григ Э. «Утро».

3. Дворжак А. «Славянский танец».

4. Лютневая музыка XVII века.

5. Лист Ф. «Утешения».

6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».

7. Моцарт В. «Сонаты».

8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов».

9. Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке».

10. Сен-Сане К. «Аквариум».

11. Чайковский П. «Вальс цветов».

12. Чайковский П. «Зимнее утро».

13. Чайковский П. «Песня жаворонка».

14. Шостакович Д. «Романс».

15. Шуман Р. «Май, милый май!».

Музыка для релаксации

Классические произведения:

1. Альбинони Т. «Адажио».

2. Бах И. «Ария из сюиты № 3».

3. Бетховен Л. «Лунная соната».

4. Глюк К. «Мелодия».

5. Григ Э. «Песня Сольвейг».

6. Дебюсси К. «Лунный свет».

7. Колыбельные.

8. Римский-Корсаков Н. «Море».

9. Свиридов Г. «Романс».

10. Сен-Сане К. «Лебедь».

11. Чайковский П. «Осенняя песнь».

12. Чайковский П. «Сентиментальный вальс».

13. Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация длятродителей по теме "Музыкальная терапия для детей"

Порой организм маленького ребенка нуждается в простых и приемлемых способах расслабления и успокоения. Поэтому в последнее время психологи и врачи-педиатры уделяют большое внимание музыкальной терапии...

консультация на тему "Применение Су-джок терапии для детей раннего возраста"

Консультация полезна как для воспитателей дошкольных учреждений, так и для родителей воспитанников. В консультации представлены игровые упражнения по Су-джок терапии для детей раннего возраста....

Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Песочная терапия для детей - один из методов арттерапии"

Песочная игра - это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность....

Консультация для педагогов "Танцевальная терапия для детей".

Занятия танцами помогают эмоциональному раскрепощению, свободе от напряжения и достижению гармонии....

«Песочная терапия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии» /консультация для воспитателей/

Развитие ребенка неразрывно связано с речью, которая способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Констатируя в последние годы увеличение количества детей с различными фор...