Консультация для родителей "Сенсорное развитие дошкольников и дидактические игры"
консультация

Волобуева Татьяна В.

Влияние дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie_i_didaktich.igry_.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Сенсорное развитие дошкольников

и дидактические игры"

                                                                                  Воспитатель: Волобуева Т.В.

Цель: повышение компетентности родителей в использовании дидактических игр для развития математических представлений у детей. Поиск новых рациональных средств, форм и методов.

Предварительная работа:

  • Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства дидактической игрой.
  • Разработка консультации.
  • Подготовка оборудования.

 Ход консультации:

  1. Вводная часть.

Значение сенсорного воспитания:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

 Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребёнка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

  1. Основная часть.

 Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от  того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного воспитания.

Виды дидактических игр:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  • настольно-печатные;
  • словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети сравнивают их, устанавливают сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

 Настольно-печатные игры - разнообразны по видам (парные картинки, домино, лото) и по требуемым действиям. Это подбор  картинок по парам, подбор по общему признаку (классификация), и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.

 В дидактические игры входят так же и словесные игры. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.

Этапы проведения дидактических игр:

  • подготовка игры,
  • проведение,
  • анализ результатов.

Родители предварительно должны изучить, осмыслить весь ход игры, её правила, методы руководства и свою роль.

Участвуя в игре, родители направляют действия детей советами, вопросами, напоминаниями, непосредственным показом. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок, что не получилось и почему. Такой анализ помогает совершенствовать подготовку игры и её ход.

Перечень   развивающих дидактических упражнений с правилами для игр с детьми:

  • «Что катится?»          

Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый.

  • «Чтение потешек».            

Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это плохо получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь ребёнка. Подобные игры разовьют речь и память малыша.

  • «Сравни предметы».            

Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки.  Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький.  Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча. Цель этих упражнения – развитие внимания.

  • «Оденем кукол».            

Ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобная игра развивает восприятие  ребёнка.

  • «Запомни картинку».         

  Для этой игры необходимо заранее приготовить 10-12 картинок, на каждой картинке должен быть изображён какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой ещё не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребёнка.

  • «Будь внимателен».          

 Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» - изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» - пятиться назад, «птицы» - бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» - стоять на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.

  • «Загадки».          

До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать очень сложные, требующие долгих размышлений, лучше выбирать лёгкие загадки, лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребёнок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ответил последним. Игры подобного рода призваны развивать у малыша абстрактное мышление и воображение.

  1. Рефлексия.

        Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, которые позволяют родителям воздействовать на детей, руководить игрой в целях обучения и воспитания. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка направлено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша ещё и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности.

                    Желаем вам успехов в развитие детей!

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое развитие дошкольников через дидактические игры

Экологическое воспитание Становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим, созидающим её....

«Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры»

«Реализация требований ФГОС ДО: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» ...

«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Цель:Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отнош...

Представление опыта работы по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме моего самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»...

«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры».

Цель: формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры....

Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры

Дать родителям представление о роли дидактических игр в познавательном развитии детей.Задачи:...

Консультация для воспитателей по теме «Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры».

Консультация для воспитателейпо теме«Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры»....