«Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры»
проект (младшая группа) на тему

Васильева Наталья Ивановна

 «Реализация требований ФГОС ДО: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_cherez_didakticheskie_igry.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация требований ФГОС ДО: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий»  

 «Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры»

Содержание

Стр.

Введение

3

Глава 1. Теоретические  аспекты

6

1.1.

Игра как средство развития личности в отечественной и зарубежной науке

6

1.2.

Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС

7

Глава 2. Содержательные и методические аспекты развития познавательных навыков в процессе реализации проекта «Познавательное развитие через дидактические игры»

8

2.1.

Специфика развития познавательных способностей детей 3-4 лет в процессе проектной деятельности                                                        

8

2.2.

Реализация проект «Познавательное развитие дошкольников в процессе дидактических игр» как условие развития познавательных способностей дошкольников

10

Заключение

11

Литература

13

Приложение 1.

14

Введение

« Без  игры нет  и  не может быть

                                                   полноценного умственного развития.

                                                   Игра – это огромное светлое окно,

                                                   через  которое,  в  духовный  мир

                                                    ребенка вливается  живительный

                                                    поток  представлений ,  понятий.

                                                    Игра – это искра, зажигающая огонек

                                                    пытливости и любознательности

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

  Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями, устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

  Актуальность данной проблемы заключается в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, в котором закладываются и развиваются основные новообразования ребенка, деятельностью, которая служит основным способом познания мира.  Следовательно, существует необходимость изучения игровой деятельности и ее роли в дошкольном возрасте.   

  Дидактические игры, воздействуют на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

 Проблеме  развитие познавательной активности  через дидактические игры уделяли внимание такие ученые как  В.И. Аванесова, З.М. Богуславский, А.К. Бондаренко, Ф.Н. Блехер,  Л.А. Венгер,  Е.Ф Иваницкая,  Е.И. Радина,  А.И. Сорокина, Е.И.Тихеева, А.П. Усова,  Е.И. Удальцова,  Б.И. Хачяпуридзе. Проблема  развития познавательной активности дошкольников через дидактические игры весьма актуальна в контексте задач развития и воспитания будущих жизнеспособных и благополучных поколений.

Цель: развитие  познавательной активности и  внимания у дошкольников в процессе дидактической игры.

Объект : игровая деятельность дошкольников.

Предмет: развитие познавательной активности и  произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактической игры.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в итоговой  работе ставились и последовательно решались следующие задачи:

1. Создание в группе предметно-развивающей среды для развития познавательной активности.

2. Создание картотеки дидактических игр.

3.Развитие познавательных навыков детей при помощи  дидактических, настольных  игр, соблюдая правила и ход игры.

4. Уточнять и закреплять знания и практические умения при использовании дидактических игр

Гипотеза:  если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень познавательной активности у дошкольников.

Участники проекта: дети, воспитатели и родители второй младшей группы.

Вид  проекта: познавательно – игровой.

Образовательные области  проекта: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Сроки реализации проекта:  краткосрочный (апрель-май)

Ожидаемые результаты:

 1.Умеют применять полученные знания и навыки в практике.

  2. Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

3.  Развивается способность к воображению;

4.Дети   проявляют интерес к занятиям;

5.В дидактических играх дети умеют противостоять трудностям, подчиняются правилам.
6.В настольно-печатных играх могут выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.

1. Теоретические аспекты

1.1. Игра как средство развития личности в отечественной и зарубежной науке.

  Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Процитируем Л.С. Выготского,  который подчёркивал, что “через игровую деятельность и движется ребёнок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие”. Игра – это “самоценная форма активности” ребёнка дошкольного возраста.

  Согласно теоретическим позициям психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения»  

Игра имеет значение для развития личности ребенка-дошкольника в целом. С. Л. Рубинштейн писал: «Игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания».

  Во ФГОС именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения; именно игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка; именно игра способствует включению семьи в систему дошкольного образования. Таким образом, именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка.

  Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игр дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

1.2. Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных программах на сегодняшний день уже давно прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник даже детского сада. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность.

  Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и результативность.

   Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи ещё в 19 веке. Продолжил эту тему профессор Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

  В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Глава 2. Содержательные и методические аспекты развития  познавательных способностей детей в процессе реализации проекта.

2.1. Специфика развития  познавательных способностей у детей 3-4 лет в процессе проектной деятельности.

  Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация  снимается максимально быстро. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

  Внедрение метода проектов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания. Необходимое условие для работы - это создание предметно-развивающей среды. Создание лаборатории направлено на развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. 

  По мнению  ученых, основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, которые включат в себя:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развития творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

2.2. Реализация проекта «Познавательное развитие дошкольников в процессе дидактических игр»  как условие развития дошкольников.

Этапы реализации проекта:

В ходе проведенного литературного обзора  по вопросу  развития познавательных навыков через дидактические игры  составлена система мероприятий  по улучшению качества работы по данному направлению.

Мероприятия, направленные на осуществление проекта заключаются в следующих этапах:

Первый этап – ознакомительная игра.

 Взрослый организует  игровую деятельность ребенка, используя дидактические игры. Ребенок знакомится с правилами игры.

 Второй этап - отобразительная игра.

 Действия ребенка направлены на соблюдение правил игры.

Третий этап – отобразительная игра.

 Дети активно играют в игры с соблюдением правил игры.

Взаимодействие с родителями:

 Совместная деятельность родителей и ребенка по изготовлению атрибутов к дидактическим играм. Консультации родителей по данной теме, что бы родители внимательнее относились к играм детей.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Рассматривание иллюстраций, книг фотографий (открытки, журналы, буклеты)

Изготовление атрибутов к разным дидактическим играм: самими детьми

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности:

Конструирование, оригами, аппликация художественно-творческая деятельность, предметное рисование по темам.

.

Решение поставленных задач с детьми.

- Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
- Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
-  Проблемные ситуации для закрепления правил игры.
-  Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно–дидактические игры играют дети в группе.

Заключение

 В рамках данной работы мы увидели, что при правильном, систематическом и творческом использовании дидактических игр можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности. Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.

Для этого необходимо создать условия для ребенка во всех режимных моментах, а также:

- учитывать индивидуальные особенности;

-использовать всевозможный дидактический материал, в    соответствии с уровнем подготовки;- проводить совместную работу с родителями;

- Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр настольно–дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них.
- Родители  познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.

Литература

1.Бондаренко  А.К. «Дидактические игры в детском саду»- М., 1991.

2. Новосёлова  С.Л. Игра дошкольника - М., 2009.

3.Панова Е.Н. « Дидактические игры-занятия в ДОУ». Младший возраст.2007.

4.Сорокина А.И. « Дидактические игры в детском саду» - М., 1998.

5. Смирнова Е.И. Современный дошкольник «Особенности игровой деятельности». Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf

Интернет-ресурсы:http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/18/opyt_raboty.

docx  

Интернет-ресурсы:http://www.maam.ru/detskijsad/otch-t-po-teme-samobrazovanija-poznavatelnoe-razvitie-doshkolnika-cherez-didakticheskie-igry.html

Приложение

«Сложи знак»

(самодельная)

Цель: развивать умственные способности, зрительное восприятие, внимание, речь, мелкую моторику рук, учить детей собирать дорожные знаки по схемам, из предложенных элементов.

Материал: разрезанные на части картинки с изображением дорожных знаков (в конвертах).

 Ход игры: Детям говорится, что злой волшебник украл все дорожные знаки и разрезал их на кусочки. Жители этого города в панике! Они просят детей помочь сложить им дорожные знаки из частей. Дети складывают из частей дорожные знаки и называют, что они обозначают.

«Волшебный мешочек»

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Материалигрушки, изображающие транспорт, мешочек.

Ход игры: Перед игрой дети рассматривают игрушки, изображающие разные виды транспорта: самолет, вертолет, катер, грузовик и др. Затем все эти предметы кладутся в мешочек. Ребенок должен на ощупь определить, что это за игрушка (транспорт) и описать ее. Игра повторяется без предварительного показа предметов. В мешочек добавляются другие игрушки.

Если в игре заняты несколько детей, то один угадывает предмет, не называя, описывает его, а другие должны зарисовать эту вещь по предлагаемому описанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Цель:Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отнош...

Представление опыта работы по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме моего самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»...

«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры».

Цель: формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры....

Развитие познавательной активности дошкольников через дидактические игры

В основу моей деятельности по формированию познавательной активности дошкольников положена теория поэтапного формирования умственных действий и созданная в ходе работы пошаговая методика по ее развити...

Консультация для воспитателей «Формирование познавательной активности дошкольников через дидактические игры».

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. Существует огромное количество развивающих игр....

Консультация для воспитателей по теме «Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры».

Консультация для воспитателейпо теме«Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры»....