Рекомендации для родителей «Наблюдение за природой по временам года»
презентация

Сартакова Олеся Николаевна

Дети дошкольного возраста очень любознательны, тянутся к новым знаниям, им интересно все вокруг. Наблюдение доставляет им всевозможные положительные эмоции и яркие впечатления, позволяет всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Родителям при знакомстве детей с живой и неживой природой следует организовывать наблюдения за природными явлениями и объектами в зависимости от времени года. В ходе этого дети наблюдают за изменениями в природе, погодой, солнцем, облаками, деревьями, птицами, растениями и т. д.

Во время наблюдений родителям необходимо помочь ребёнку увидеть красоту природы, научиться наслаждаться ею, беречь и охранять ее.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы, обобщения.

Слайд 3

Родителям рекомендуется: напомнить ребенку о том, какое сейчас время года; обратить внимание на погоду (на улице жарко, идут дожди, которые сопровождаются громом и молнией, но после дождя все быстро сохнет); обратите внимание на долготу дня (дети просыпаются - солнце уже светит, а когда ложатся спать – ещё светло); сходите с ребенком на водоем (река, озеро, море); поле, лес; предложите ребенку понюхать (ощутить) запахи леса, поля, моря; соберите с ребенком разные шишки, веточки, камешки, ракушки для совместной работы в зимний период; если есть сад, соберите вместе с ребенком ягоды, очень хорошо, если ребенок знает название ягод, растущих в саду. Задайте ребенку вопросы: Какие летние месяцы ты знаешь? Какая погода бывает летом? Всегда ли светит солнце? Какую одежду одевают летом? Почему летом на голову надо одевать панамку? Какие деревья ты знаешь? Какие цветы растут в поле, а какие в саду? Какие ягоды ты знаешь и где они растут? Каких птиц ты знаешь и что они делают летом? Почитайте малышу стихи о лете. Например, такие: Л. Шмидт «Чем пахнет лето?», А. Шибаев «До чего хорош денёк», В. Балашов «Что такое лето?», Я. Аким «Хочешь посмотреть на лето?», И. Суриков «Ярко солнце светит». Наступило лето, а лето – это мир удивительных открытий для ваших детей. На что нужно обратить внимание при развитии ребенка? Как его знакомить с окружающим миром?

Слайд 4

Познакомьте детей с первыми летними цветами; сравните их по окраске, запаху, величине цветка; Первое желание ребенка - сорвать цветок, но необходимо терпеливо объяснять, что тогда цветок быстро погибнет. Расскажите малышу о том, что на цветочки влияет изменение погоды и времени суток 1. Он поворачивает свой венчик в сторону солнца 2. Закрывается перед дождем и когда темнеет Назовите и покажите малышу корень, стебель, лист и цветок Поиграем в почемучки Как растения добывают пищу, если у них нет ни рук ни ног? Что случится, если растения перестанут пахнуть? Что случится, если не будет насекомых? Почему растения называют "детьми солнца"? Какие растения "заботятся о своем потомстве" (семена имеют "крылышки", "парашютики" прицепляются к одежде Расскажите ребенку о лекарственных свойствах многих растений. Например, о подорожнике. Сыграйте с ребенком в следующие игры «Узнай по описанию» Взрослый описывает цветы, а ребенок называет, что это за цветок. «Из чего – какой?» (образование относительных прилагательных) Взрослый говорит: «лист с березы» - ребенок отвечает «березовый». Взрослый говорит: «поле из ромашек» - ребенок отвечает «ромашковое». Взрослый говорит: «лес из лиственных деревьев» - ребенок отвечает «лиственный». Взрослый говорит: «лес из хвойных деревьев» - ребенок отвечает «хвойный» . Взрослый говорит: «солнце светит весь день, день какой?» - ребенок отвечает «солнечный».

Слайд 5

Расскажите ребёнку, что летом появляется много ягод, фруктов и овощей. Вспомните с ребенком, что он уже пробовал этим летом. Можно рассмотреть ассортимент овощных прилавков магазина. Летом вам наверняка удастся хотя бы один раз увидеть радугу. Расскажите, что радуга состоит из семи разноцветных дуг. Поговорите о том, что летом солнце светит ярко и греет - становится жарко. Теперь можно ходить в шортиках и юбочках и подолгу гулять. Обратите внимание, что деревья стоят зелеными: «Посмотри, как много на деревьях зеленых листьев». Расскажите ребенку, что летом птицы высиживают птенцов, кормят их мошками и червячками, учат летать. Заметьте, что летом много насекомых: бабочек, божьих коровок, мух, комаров и т.д. Понаблюдайте за ними. Отметьте их размеры, окраску, отличительные особенности. Например, у божьей коровки есть точки, у бабочки четыре красивых крыла и т.д. Во время долгих летних прогулок обращайте внимание ребенка на

Слайд 6

Рекомендации для родителей: Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например: — Какое сейчас время года? — Сейчас осень. — Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице. — На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду. Осенняя пора. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются. Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Слайд 7

Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени. Сентябрь, октябрь, ноябрь С дождем и листопадом. И птицы улетают, И детям в школу надо. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сентябрь, октябрь, ноябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины. Развитие мелкой моторики Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, Загибают по одному пальчику на обеих руках Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку… Спокойно укладывают ладони на стол . (Нищева)

Слайд 8

Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу. — Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое. — А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами. — Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые. — А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые. — Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы. — Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет. — Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме. — Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают. — Посмотри на небо. Кого ты видишь? — Перелетные птицы летят в теплые края. Игра: «Угадай про кого я говорю» лохматый, косолапый – это (медведь) серый, колючий – это (еж) рыжая, проворная, прыгучая - это (белка) серый, злой – это (волк) маленькая, быстрая – это (белка) рыжая, хитрая – это (лиса) серый, маленький, трусливый – это (заяц).

Слайд 9

Родителям рекомендуется Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр: Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например: — Какое сейчас время года? — Сейчас зима. — Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице. — На улице мороз, падает снег, дети катаются на санках. Люди надели более теплую одежду. Обратите внимание ребёнка: Какие птицы остаются зимовать, как мы помогаем птицам зимой. Дидактические игры: ЗИМА «Кому что нужно ? » «Исправь ошибку» Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту - …, фигуристу - …, саночнику - …, Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.

Слайд 10

Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь - году начало, зиме середка. Февраль - месяц лютый: спрашивает, как обутый. : Гуляет в поле, Да не конь. Летает на воле, Да не птица. ( вьюга ) У нас под крышей Белый гвоздь висит. Солнце взойдёт – Гвоздь упадёт. (сосулька) Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. ( лёд ) Бел, да не сахар, Ног нет, а идёт. ( снег ) Не снег и не лёд, А серебром деревья убирает. ( иней ) Без рук рисует, Без зубов кусает. ( мороз ) Зимние загадки: Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль Зимние приметы:

Слайд 11

(Русская народная закличка) Приходи, зима, приходи, красна, С морозами трескучими, с снегами сыпучими, С ветрами завьюжными, с метелями дружными, С Рождеством, с колядой, с масленицей молодой! Зимние стихи: Зазимка 12 декабря - День Конституции России 31 декабря - 1 января - Новый год 7 января - Рождество 23 февраля - День защитника Отечества Зимние праздники: Зима снежная - лето дождливое. Зима морозная - лето жаркое. Если зимою вьюги - летом ненастье. Если зимою иней - летом роса. Зимой собаки валяются - быть метели. Зимние приметы:

Слайд 12

Понаблюдайте вместе с ребёнком за изменениями в природе. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например: — Какое сейчас время года? — Сейчас весна. — Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице. — На улице повсюду тает снег, бегут ручьи. Солнце светит ярче. Становится теплее. Весна Рекомендации для родителей: Весенние месяцы: Весенний словарь: оттепель, проталина, сосулька, капель, ручейки, талый снег, лужицы, перелетные птицы, набухшие почки, весеннее равноденствие, первые цветы и листья, пробуждение природы . Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Вместе с детьми можно обсудить, почему в народном календаре весенние месяцы имеют такие названия: Март - утро года, капельник, протальник, зимоборье. Апрель - снегогон, водолей, березень. Май - травень, цветень. МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ

Слайд 13

Игра «Почемучка ? » Пришла весна. На улице повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи. Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Лёд на реке покрылся трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает, начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель. У вербы распускаются почки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха, медуница. Природа оживает после холодной зимы. В лесу просыпаются после зимней спячки звери. Появились первые бабочки, букашки. Из тёплых стран прилетают перелётные птицы. С каждым днём становится теплее, солнышко ярче. И вот начинают распускаться набухшие почки, на деревьях появляются листочки. Трава на полях зеленеет. Люди стали одеваются легче , чем зимой. Прочтите ребёнку небольшой рассказ о весне : Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко) Почему бегут ручьи? Почему тает лед? Почему трескается лед? Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Почему набухают почки? Почему лопаются почки? Почему прилетают птицы? Почему радуются люди? Почему люди одеваются легче, чем зимой?

Слайд 14

ОТГАДЫВАЕМ ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла… (Весна) Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник) В ночь — мороз, С утра — капель, Значит, на дворе… (Апрель) Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад Заглянул к нам месяц… (Март ) Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край Нас теплом встречает… (Май) В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручеек) За окном звенит она И поет: "Пришла весна! И холодные сосульки Превратила в эти струйки!" Слышно с крыши: "Шлеп-шлеп-шлеп!" Это маленький потоп. (Капель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Календарь природы по временам года (старшая группа)

Календарь природы помогает детям ближе познакомиться с природными явлениями...

Учебно-методическая разработка: "Наблюдение за природой по временам года"

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Рекомендации родителям по ознакомлению дошкольников с временами года

даны советы, на что обратить внимание дошкольника при ознакомлении с временами года...

Картотека Наблюдений на прогулке по времени года

Картотека: Наблюдения за природой на прогулке по всем месяцам года....

Рекомендации для родителей «Наблюдение за природой по временам года»

Дети дошкольного возраста очень любознательны, тянутся к новым знаниям, им интересно все вокруг. Наблюдение доставляет им всевозможные положительные эмоции и яркие впечатления, позволяет всматриваться...

Рекомендации родителям "Наблюдение в природе осенью"

Уважаемые родители!Учите ребенка воспринимать окружающее во всём его многообразии. Любуйтесь  красками осени. слушайте звуки осенней природы: шум ветра, шелест листьев, шорох дождя, крики улетающ...