Методы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.

Методы музыкального воспитания и обучения едины по своей педагогической направленности. Поэтому обучение является и воспитывающим, и развивающим. Знания и навыки, приобретенные детьми в процессе обучения, помогают им активно проявлять себя в пении, танце, игре на инструментах и, таким образом, успешно решать воспитательные задачи общего и музыкально- эстетического развития.

Для характеристики методов музыкального воспитания можно избрать одновременно две классификации, объединив их: наглядный, словесный и практический методы в сочетании с проблемными.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

Степень нарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий. В старшем дошкольном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает. Однако и в младшем и в среднем дошкольном возрасте дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий.

Т.о, Педагогические методы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга, зависят от конкретных видов музыкальной деятельности, способов информации, возрастных особенностей детей. Цель учебных заданий сводится к разучиванию репертуара (песен, игр, хороводов и т. д.) и усвоению элементарных музыкальных знаний, навыков и умений.

Наглядный метод

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО — основное содержание этого метода.

Рассмотрим варианты проблемного использования наглядно-слухового метода. В некоторых случаях проблемности может не быть: педагог исполняет музыкальное произведение, дети слушают его. Но возможно и создание проблемных ситуаций. Этому способствуют приемы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Например, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Задание усложняется, если дети сравнивают произведения, в меньшей степени контрастные, близкие по настроению, жанровому признаку и т. д.

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т. д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т. д. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь по необходимости, в зависимости от возраста детей (в младших группах ее применение более оправданно), наличия программности и изобразительности в музыкальном образе.

До прослушивания музыкального произведения зрительная наглядность привлекается лишь тогда, когда надо что-то разъяснить и проиллюстрировать (например, показать изображение музыкального инструмента, который будет звучать). Использование зрительной наглядности более оправданно лишь после нескольких прослушиваний произведения, когда у детей уже сложились свои представления о музыкальном образе.

Приемы зрительной наглядности не всегда носят проблемный характер (педагог может иллюстрировать, конкретизировать сказанное им). Более эффективно их применение в проблемной ситуации (в сочетании с другими методами и приемами).

Перед детьми ставится задача:

- выбрать из двух (трех) картин одну, соответствующую по настроению музыкальному произведению, или

-сравнить с картиной два (три) музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию, выразительным средствам,

-подобрать и выложить на панно карточки, соответствующие по настроению музыке, и т. д.

Словесный метод

Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. В музыкальном воспитании он также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. С помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение — таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. Особенностью словесного метода в музыкальном воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения музыки. В. А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что то такое, что приближало бы слово к музыке».

В беседе с детьми о музыке важно определить ее характер, настроения, переданные в ней, объяснить, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан образ.

Одно из направлений беседы — характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Эти пояснения музыки являются важнейшими для понимания детьми сущности ее содержания. Характеристики музыки — веселая, грустная, нежная, тревожная, взволнованная, решительная и т. д.— это слова-образы, они употребляются в переносном значении. Характеристики эмоционально-образного содержания музыки — это слова-качества, прилагательные. Известно, что в словаре дошкольников они представляют наименьшую группу слов. Если активно формировать «словарь эмоций», дополняя высказывания ребят, разъясняя новые слова-образы, используя приемы, побуждающие применить новое слово, речь детей обогащается, восприятие музыки становится более глубоким, разноплановым. Ребенок начинает понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков — нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т. д.

Приём «Использование стихотворений». Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки.

Если в стихотворении содержатся поэтические выражения и образные слова, близкие музыке, можно воспользоваться ими для характеристики музыкального произведения.

Приём «Использование сказочных сюжетов».

Применение сказочного сюжета — знакомого детям, незнакомого, сочиненного ими самостоятельно — объединяет занятие (или его часть) сюжетной канвой, вносит ощущение необычности обстановки, уводит от будничности. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

Приём «Использование эмоциональной окраски речи». Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Тон речи педагога может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность. Меняя окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные проявления, усиливая или ослабляя их.

Практический метод

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой).

В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные навыки и умения, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности. Применяя приемы, специфические для каждого вида исполнительства, педагог помогает детям приобретать опыт музыкальной деятельности, осваивать различные виды исполнительства.

При обучении пению с помощью практического метода (в сочетании со словесным и наглядным) педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования.

Выразительный показ музыкально-ритмических движений имеет важное значение для освоения их детьми.

Показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах тоже необходим, так как многие действия здесь дети осваивают по подражанию. Например, подражая действиям педагога (конечно, сопровождаемым объяснением), ребенок учится правильно держать молоточек при игре на металлофоне, узнает, какими приемами лучше ударять по пластинкам, чтобы получилась нужная окраска звука, как можно выразительно выполнить музыкально-ритмическое движение, спеть мелодию.

Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты.

Приём. Вариативный показ. Проблемная ситуация может быть усложнена: ребенку предлагается самому найти один или несколько вариантов движений, соответствующих музыке, по-своему использовать знакомые движения, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки. Создание подобных проблемных ситуаций на занятиях помогает развитию самостоятельности дошкольников, творческому применению сформированных навыков и умений, которые дети могут использовать по своему усмотрению и желанию в жизни.

Процесс формирования навыков и умений требует вариативности приемов, сочетания различных методов.

Важно помнить, что овладение навыками и умениями является не самоцелью занятий, а одним из средств формирования основ музыкальной культуры, развития музыкальных способностей. Сформированные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию лишь в том случае, если у детей возникнет интерес к музыкальной деятельности и они захотят эти навыки и умения применить самостоятельно, по собственной инициативе, творчески.

Следовательно, прямой показ должен сочетаться с другими методами и приемами, стимулирующими интерес детей к музыкальной деятельности,— с образным словом, наглядностью, проблемностью, игровыми приемами. Использование вариативных показов, проблемных ситуаций, активизирующих творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений.

Не следует забывать и о приемах, которые способствуют закреплению освоенных детьми навыков. Они должны быть построены на подражательности, но в то же время содержать элементы занимательности, игры, стимулировать детей к творческому применению освоенного. Например, каждый ребенок может испытать себя в качестве «солиста», предлагая всей группе повторить под звучащую музыку его движения. Дети по очереди показывают найденные ими движения, соответствующие характеру музыки, а все остальные осваивают их, повторяют. Каждый ребенок в такой ситуации становится более уверенным, активным, старается предложить товарищам наиболее интересные движения, найденные им, выполнить их красиво. Такой прием взаимообогащает детей.

Накапливая подобным образом движения, ребята могут их творчески применять, коллективно сочинять пляски, танцы, импровизировать под музыку, самостоятельно находя движения.

Аналогичные приемы существуют и в пении: дети повторяют по-своему (с новой интонацией, эмоциональной окраской), какое-либо звукоподражание, поют свое имя, окрашивая его определенным настроением, и т. д. Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочетание практических приемов, основанных на подражании, с проблемными заданиями.

Готовясь к занятию, педагог отбирает методы и приемы, с помощью которых он предполагает решить поставленные задачи. Однако их применение должно быть гибким. По ходу занятия педагог следит за деятельностью детей, оценивает их реакции, учитывает степень заинтересованности, внимания.

Если прием не достигает цели, нужно вовремя заменить его другим. В этом проявляется мастерство педагога, умение видеть своих воспитанников и управлять ситуацией. Угасание у детей интереса к деятельности — это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельности или другой репертуар.

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя приемы индивидуально-дифференцированного подхода, задания различной степени сложности (обращенные к одному ребенку, подгруппе детей, всей группе). Педагог должен учитывать интересы, склонности детей к разным видам музыкальной деятельности, общее и музыкальное развитие.

Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще недостаточно развита. Роль педагога в развитии их речи (в том числе образной) возрастает. Он использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту возможность. Например, альтернативные, подсказывающие вопросы, которые помогают выбрать подходящую характеристику: «Музыка нежная или задорная? спокойная или грустная?» Педагог дополняет ответы, разъясняет новые слова с помощью слуховой наглядности (звучания музыки) и зрительной. Для удержания внимания детей, создания интереса чаще используются игровые приемы, ситуации занимательности.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявление самостоятельности и творчества.

Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным

произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером.

1. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки).

2. На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с другими методами — наглядным, словесным.

3. На третьем этапе (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества. Дети могут варьировать освоенные умения и навыки, применять их по собственному желанию, творчески. На этом этапе очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает детей к творческим поискам. Образное слово также стимулирует их.

Игровые методы

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы и приёмы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку легко его усвоить. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».

Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Нейропсихологии считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а, значит, становится активным человек. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга.

Важнейший результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Каковы же методы и приёмы, используемые для формирования основ музыкальной культуры дошкольников?  Это наглядно-слуховой и наглядно-зрительный методы, словесный и практический методы, такие как  моторно-двигательное и  вокальное уподобление, темброво-инструментальное  уподобление характеру звучания музыки оркестровка музыкальных произведений.

Для развития музыкального восприятия и интереса к классической музыке дошкольников используются разные виды музыкальных игр:

  • Игры на развитие художественного словаря: «Копилка», «Волшебный сундучок», «Поющие руки», «Танцующие звуки», «Говорящий коврик», «Хитрая шляпа» и другие. В этих играх закрепляются слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.

Картотек игр на развитие художественного словаря

«Копилка»

Задачи: Закреплять слова, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ. Способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе музыкального произведения. Выявлять предпочтения, побуждать к выражению мотивированной оценки.

Описание игры: После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой», затем обращается к детям:

«Какая вместительная у каждого у вас копилка!»Что мы будем в неё складывать? Дети предлагают различные варианты. Педагог продолжает: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Обращает внимание на то, что нужно быть внимательными. Если слово нам подходит – мы закрываем его в копилке. Если не соответствует настроению музыки – ладошки разводятся в стороны.

«Волшебный сундучок»

Задачи: Закреплять слова, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ. Способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе музыкального произведения.

Материал: Цветные фишки.

Описание игры: Волшебный сундучок, накрытый ярким шёлковым платком, стоит на столике. Педагог обращает внимание на звучащую механическую музыку, и предлагает найти место, откуда она слышна. Дети находят волшебный сундучок. Педагог предлагает детям прослушать разные музыкальные произведения и положить в волшебный сундучок слова, которыми можно рассказать о её настроении. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Если прозвучит «неправильное слово» - сундучок захлопывается.

«Говорящий коврик»

Правила игры: Нужно рассказывать о понравившейся музыке и внимательно слушать рассказ товарища. Свой рассказ надо начинать так: «Мне больше всего понравилась эта музыка, потому, что…».

Путешествие в страну говорящих вещей, ответ педагогу «по секрету».

Описание игры: После прослушивания нескольких музыкальных произведений педагог должен попросить детей назвать понравившуюся им музыку ему на ухо – «по секрету». Далее педагог приглашает детей совершить путешествие в Страну говорящих вещей. В этой стране все предметы, даже самый простой, могут разговаривать. Педагог показывает на коврик и говорит: «Вот этот коврик может заговорить, если на него встать и рассказывать о своей любимой музыке без остановки». Педагог приглашает двух детей стать или сесть на коврик, перед этим дети должны на ухо ему назвать свои понравившиеся произведения. Дети начинают по очереди рассказывать о своей понравившейся музыке. После выступления всех желающих игра заканчивается.

«Хитрая шляпа»

 Правила игры. Нужно назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор. Передавать шляпу.

Описание игры: После прослушивания нескольких музыкальных произведений, педагог должен показать детям яркую шляпу и сказать, что эта шляпа не простая, а волшебная. Кто её надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему понравилась больше всего. На ребенка надевают шляпу. После окончания его рассказа, он передаст шляпу тому, кому захочет. Когда все желающие выскажутся, ига заканчивается.

  • Игры, основанные на вокализации: «Конкурс певцов», «Придумай песенку», «Кто как поёт» и другие. Эти игры способствуют осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения.

Картотека игр, основанных на вокализации

«Конкурс певцов»

Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Способствовать осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения. Способствовать выражению ценностного отношения.

Описание игры:

Педагог объявляет о том, что проходит конкурс певцов. Объясняет, что на вокальном конкурсе певцы исполняют обязательную программу, т.е. одинаковые произведения, а жюри оценивает их мастерство. Называет произведение, которое должны исполнить все участники конкурса. Выбирается жюри – воспитатель и два ребёнка. После этого желающие принимают участие. Побеждает тот, кто выразительно исполнит мелодию.

«Придумай песенку»

Задачи: Внимательно слушать музыку. Сочинить свою мелодию подобного настроения.

Описание игры: После прослушивания музыки педагог говорит о том, что на музыкальных занятиях звучало очень много разной музыки, посвящённой лету, и каждая имела своё неповторимое настроение. Разные композиторы написали разную музыку о лете. А какую бы вы сочинили? Давайте произнесём волшебные слова, которые помогут нам это сделать. Называют их. Например, весёлое, яркое и т.д.

  • Музыкально-дидактические игры: Музыкально-дидактические игры имеют большое значение для формирования творческой личности ребёнка. Они организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка: «Три цветка» - дидактическая игра на определение характера музыки, «Три медведя» - дидактическая игра для развития чувства ритма, «Музыкальное окошко» - дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента т.д.

Картотека музыкальных - дидактических игр

«Три цветка»

Задачи: Развитие умения различать характер музыки.

Материал: три цветка из картона - в середине цветка нарисовано «лицо»-спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки:

• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

• грустная, жалобная;

• веселая, радостная, плясовая, задорная.

Описание игры: Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.

«Три медведя»

Задачи: развитие чувства ритма.

Материал: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле, – Михайла Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки. У детей карточки, кружочки.

Описание игры: Музыкальный руководитель: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают.) В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

Музыкальный руководитель (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

«Музыкальное окошко»

Задачи: развитие звуковысотного и тембрового слуха детей.

Материал: Домик из настольного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных.

Описание игры:  Педагог: На окне сидела кошка

                 И мяукала немножко.

                 А потом прыг на дорожку,

                 И не стало в доме кошки.

                 Ну а кто остался дома

                 И стучит сейчас в окошко?

Вызванный ребёнок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания "озвучивает" своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж.

Дальше окошко закрывается и игра продолжается.

Игру можно варьировать: животные - мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котёнок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа.

Дети также могут озвучить своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка - бубен, заяц - металлофон, петушок - дудочка, мышка- колокольчик и т.п.

«Сломанный телевизор»

Задачи: Развитие внутреннего слуха, навыков точного и свободного владения интонацией. Развитие ритмической организации и внимания.

Описание игры: Дети поют знакомую песню. По знаку музыкального руководителя замолкают, продолжая петь про себя, стараясь не потерять нить движения мелодии (телевизор сломался: изображение осталось, звук пропал). В момент включения звука(также по сигналу музыкального руководителя) важно не потерять интонационную и смысловую линию. Включение должно быть точным.

«Передай эту песенку по кругу»

Задачи: Развитие стремления к физическому и психологическому раскрепощению, свободе движений. Формирование ритмической организации.

Описание игры: Дети становятся в круг и делятся на две равные группы. Одна группа сопровождает песню, прихлопывая ладошками по указанию педагога метр, ритм, различные длительности. Вторая группа копирует движения ведущего, который находится в центре круга. Дети поют песню без остановки. На последней фразе ведущий меняется местами с избранным им ребёнком из круга. Игра продолжается. По знаку музыкального руководителя группы меняются ролями.

«Угадайка»

Задачи: Формирование постоянного стремления к правильному интонированию. Активизация слухового восприятия.

Описание игры: Один ребёнок встаёт спиной к группе детей, кто-то из них исполняет попевку. Задача ребёнка, стоящего спиной, - отгадать по тембру голоса солиста-исполнителя.

«Слушай, сочиняй и смотри»

Задачи: Формирование стремления к более глубокому и осмысленному проникновению в музыкальный материал. Развитие умения фиксировать различные его этапы.

Описание игры: Детям предлагается прослушать музыку из любого мультипликационного фильма ( без видео ряда) и представить себе историю, отражающую услышанное. Дети по очереди делятся своими рассказами. Завершается игра просмотром мультфильма и анализом образных совпадений.

 

«Музыкальный театр»

Задачи: Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие фантазии. Тренировка памяти.

Материал: Бубен, колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник), и сюжеты сказок.

Описание игры: Дети должны рассказать сказку, используя музыкальные инструменты. Каждый участник игры представляет свой инструмент. Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают инструмент, подходящий по звучанию каждому герою сказки, а затем нужный ритмический рисунок. Например. Карабас-Барабас –бубен, Буратино – ксилофон, Мальвина – колокольчик, Пьеро – треугольник, Артемон – трещотка. Текст сказки озвучивается.

«Когда начинают звучать предметы»

Задачи: Развитие воображения, творческого начала (окружающий мир становится более объёмным и многогранным)

Материал: Подбор необходимых для игры предметов (лист бумаги, карандаш, линейка и т.д.). стихотворные тексты.

Описание игры: В начале игры поочерёдно используются разные предметы для достижения максимального количества звуковых ассоциаций. Например: лёгкое колебание листа бумаги ассоциируется с шумом ветра; сжимание листа бумаги в руках - с шагами на снегу; звук медленно рвущейся бумаги – со скрипом дерева; резкие удары карандашом по листу бумаги напоминают потрескивание горящих поленьев; лёгкое постукивание – капли дождя; удары по кромке бумаги – стук дятла и т.д. Аналогично можно использовать каждый предмет, подключая всевозможные фантазии педагога и детей.

После достижения максимального количества вариантов наступает переход к следующему этапу – звукосочетаний. Далее педагог ставит задачи изображения конкретных картин. Природа: лес, море, ливень. Природная стихия: буря, шторм, ливень, вьюга. Передача чувств: гнев, радость, покой, нежность. На следующем этапе игры усложняются до определённого сюжета. Например, озвучивание стихотворения.

«Поющие руки»

Задачи: Развивать пластику движений рук, творческое воображение.

Описание игры: После слушания музыки педагог предлагает детям представить. Что они жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Общаться можно только с помощью языка движений, мимики. Педагог обсуждает с ними варианты образных движений: волнообразные, круговые, встряхивания, постукивание пальцами и т.д. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью, силой движения.

«Старый добрый пеликан»

Задачи: Знакомство с понятиями: аккомпанемент, регистры, сильная доля. Форте (громко), пиано (тихо).

Описание игры: Дети должны озвучить аккомпанемент мелодии голосами тамбурина, птички, мышки, собаки, часы.

- положить на одну коленку лист бумаги и ударять ладошкой на сильную долю(большой пеликан), пальчиком – маленький пеликан.

- держа перед собой лист, бить по нему ладонью – тамбурин, щёлкать пальчиком – птичка.

- трясти листом бумаги перед собой – мышка.

- свернуть лист бумаги в трубочку, ударять им по столу четвертными долями – часы.

- рвать лист бумаги на сильную долю – собака.

«Скульпторы»

Задачи: Передача образа с помощью пантомимы.

Описание игры: В игре дети осмысливают стилизованную идею и передают её в статичной пластике тела. После прослушивания музыки педагог вводит в игру детей. Дети действуют парами. Один ребёнок исполняет роль скульптора, другой – глины. Ребёнок-скульптор придаёт глине форму в соответствии с собственными впечатлениями о прослушанной музыке. Ребёнок-глина должен быть послушным, мягким, податливым. Когда работа завершена, скульптор рассказывает всем о своём художественном замысле, средствах, которыми он передан.

«Наряд бабочки»

Задачи: Способствовать осознанию выразительного музыкального образа., фактуры музыкальной ткани на основе ассоциативной связи осязательных и слуховых впечатлений. Развивать образность словаря, воображение.

Описание игры: После прослушивания музыки Шумана «Бабочки» (№1-5)педагог говорит, что сегодня бабочки собрались на карнавал. Каждая бабочка долго подбирала себе платье, ведь оно должно быть не только красивым, но и хорошо сидеть по фигуре. Оно должно соответствовать настроению, характеру каждой бабочки. Бабочки крутились перед зеркалом, но никак не смогли выбрать себе платье. Педагог показывает планшет с бабочками, изготовленный из разных тканей: шёлк, органза, бархат…, просит рассмотреть каждый наряд и подобрать для каждой музыкальной бабочки бальное платье. По окончании – танец бабочек.

«Музыкальный зонтик»

Задачи: Учить детей чувствовать и воспроизводить ритмический пульс речи (стихов) и музыки. Развивать слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования в оркестре. Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Материал: Музыкальные инструменты. Зонтик, на грани которого приклеены изображения этих инструментов.

Описание игры: Дети стоят в кругу. Под весёлую ритмичную музыку воспитатель вращает зонтик. Сопровождая свои действия словами:

«Зонтик медленно вращаем.

Глазки ручкой закрываем.

Зонтик будет выбирать,

На чём тебе сейчас играть».

По окончании звучания музыки дети открывают глаза, и каждый ребёнок берёт тот инструмент, изображение которого видит перед собой. Затем все вместе играют в оркестр.

«Музыкальное лото».

Задачи: Развитие звуковысотного слуха.

Материал: Карточки по числу играющих. На каждой нарисованы 5 линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты.

Описание игры: Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от 1 до 5 линейки или на одной. Игра проводится в свободное от занятий время.

«Ступеньки».

Задачи: Развитие звуковысотного слуха.

Материал: Лесенка из 5-7 ступенек, игрушки, детские музыкальные инструменты.

Описание игры: Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, а другой определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке. Ребенок игрушкой показывает движение по ступенькам.

«Ритмические кубики»

Задачи: Развивать у детей представление о ритме.

Материал: Деревянные брусочки короткие и длинные.

Описание игры: Педагог исполняет попевку, обращая внимание на характер и четкий ритм. При повторном исполнении предлагается прохлопать ритм руками, а затем выложить брусочками ритмический рисунок попевки. Короткие брусочки короткие звуки. Длинные брусочки – длинные звуки. Музыкальный материал: «Сорока», «Андрей воробей» и т.д.

«Веселый поезд».

Задачи: Закреплять умение различать изменение темпа музыки.

Материал: Игрушка паровозик, деревянные кубики.

Описание игры: Педагог исполняет пьесу, в которой передан образ движущего поезда; сначала медленно, потом быстрее, быстро, к концу движение замедляется. При повторном исполнении предлагается 1 ребенку двигать игрушечный поезд в ритме пьесы.

«Разноцветные кубики»

Задачи: Закреплять умение различать в музыкальном произведении части, вступление, заключение.

Материал: 8 кубиков разного цвета

Описание игры: Исполняется пьеса, состоящая из 3 частей, где 1 и 2 части повторяются и 2 контрастна по характеру. При повторном исполнении пьесы дети выкладывают кубики так, чтобы 1 и 3 кубик был одинакового цвета, а 2 – другого.

Музыкальный репертуар: «Маленькая пьеса» Левкодимова.

  • Музицирование на шумовых инструментах:  В процесс музыкального воспитания дошкольников оправдано включение большого спектра различных шумовых инструментов. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет развить ребёнку первоначальный опыт слухового восприятия.

Искусство и музыкальную игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, языка, обобщённое представление окружающей действительности, получение удовольствия.

Вывод. Методы музыкального воспитания дополняют друг друга. Творческое, развивающее воспитание и обучение предполагает вариативность их применения. Выбор методов определяют задачи музыкального воспитания, проявление интереса детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость индивидуально-дифференцированного подхода, учет возрастных особенностей детей, этапы работы над музыкальным произведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Методы, средства и формы организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Презентация из опыта работы музыкального руководителя. Организация музыкального воспитания в ДОУ....

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Статья "Методы музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные способы руководства процессом музыкаль­ного воспитания....

МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье изложены и обобщены трактовки понятия "нравственность" и "нравственное воспитание"....

Инновационные методы и приемы в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Инновационные методы и приемы в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.( из опыта работы)...