Консультация для родителей. К ДИСЦИПЛИНЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Обычно концепции игры и дисциплины никак не связывают. И на то есть веская причина. Дисциплина часто ассоциируется с трудом, характерной особенностью которого является результат. По теории труда применительно к дисциплине поведение формируется последствиями. Получается, что основной задачей дисциплины будет контролировать результат поведения ребенка. Поэтому, когда возникает проблемное поведение, приверженцы этой концепции рассуждают так: “Какие последствия я должен создать или предъявить ребёнку, чтобы он понял, что такое поведение не работает?” Или, когда ребёнок делает что-то, что нас особенно радует: “Какие последствия (например, поощрения) мы должны продемонстрировать, чтобы донести до него, что такое поведение работает?» 
 
В игре же главное не результат, а сам процесс. В этом смысле игра противоположна работе. Играть означает увлечься деятельностью, не думая о последствиях, к которым она может привести. 
 
Те, кто верит в идею труда ради результата, считают, что с детьми надо обращаться как с маленькими, чтобы, в конце концов, они научились связывать причину и следствие… и затем постепенно смогли видоизменять своё поведение так, как нужно. В этом случае сама дисциплина становится тяжёлой работой, потому что вы постоянно пытаетесь подобрать подходящие последствия, которые привели бы к желаемому поведению. 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_matvienko_t._a._k_distsipline_cherez_igru.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Статья . Старший воспитатель Матвиенко Татьяна Александровна.

К ДИСЦИПЛИНЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ

 

Обычно концепции игры и дисциплины никак не связывают. И на то есть веская причина. Дисциплина часто ассоциируется с трудом, характерной особенностью которого является результат. По теории труда применительно к дисциплине поведение формируется последствиями. Получается, что основной задачей дисциплины будет контролировать результат поведения ребенка. Поэтому, когда возникает проблемное поведение, приверженцы этой концепции рассуждают так: “Какие последствия я должен создать или предъявить ребёнку, чтобы он понял, что такое поведение не работает?” Или, когда ребёнок делает что-то, что нас особенно радует: “Какие последствия (например, поощрения) мы должны продемонстрировать, чтобы донести до него, что такое поведение работает?»

 

В игре же главное не результат, а сам процесс. В этом смысле игра противоположна работе. Играть означает увлечься деятельностью, не думая о последствиях, к которым она может привести.

 

Те, кто верит в идею труда ради результата, считают, что с детьми надо обращаться как с маленькими, чтобы, в конце концов, они научились связывать причину и следствие… и затем постепенно смогли видоизменять своё поведение так, как нужно. В этом случае сама дисциплина становится тяжёлой работой, потому что вы постоянно пытаетесь подобрать подходящие последствия, которые привели бы к желаемому поведению.

 

При таком подходе к дисциплине возникают две основные проблемы:

 

- Первая заключается в том, что дети по своей сути (впрочем, как и все незрелые люди) не могут трудиться ради достижения какой-то цели. Не имеет значения, насколько логичны будут последствия, если ребёнок просто ещё не думает с точки зрения того, куда это может привести. Если до конца этого не понимать, подчас может быть очень тяжело, и тогда дисциплина окажется упражнением на тщетность. Так задумано, что дети живут в режиме игры и не заботятся о результате своего поведения. На то есть веские причины, они кроются в процессе развития, и мы только-только начинаем их постигать.

 

- Вторая проблема в подходе к дисциплине как к работе, лейтмотивом которой является результат, заключается в том, что на самом деле эта работа не приносит тех изменений в поведении, которых мы ожидаем. Основная причина этого заключается в том, что дисциплина не может решить проблемы, лежащие в основе плохого поведения. Мы часто думаем о дисциплине, как о корректирующих мерах, но это может быть верным решением, только если проблемы поведения не имеют глубоких корней. На самом деле, существует пять основных проблем, лежащих в основе практически любого рода поведения, которое становится объектом дисциплины, и дисциплина не решает ни одну из них.

 

* Наиболее распространенной причиной проблемного поведения является незрелость.

 

Дети не рождаются со способностью решать проблемы, принимать чужую точку зрения, оценивать возможные последствия или управлять своими эмоциями и импульсами. Даже зная, что хорошо, а что плохо, зачастую они просто не могут себя контролировать. Самые благие намерения часто остаются неосуществлёнными. И, хотя эти недостатки развития приводят к немалым поведенческим проблемам, они не могут быть решены посредством дисциплины. Только истинное созревание может принести желанные плоды. А пока нам следует подумать, как вести себя с ребёнком, пока он не станет достаточно зрелым для того, чтобы действовать, руководствуясь усвоенными знаниями.

 

* Второй основной причиной проблемного поведения является отсутствие правильных отношений с ответственным взрослым.

 

Дети должны быть глубоко привязаны и находиться в доверяющей зависимой позиции, чтобы иметь глубокое и систематическое желание быть хорошим. Когда такая привязанность отсутствует, дети будут инстинктивно сопротивляться и противиться, если почувствуют, что их к чему-то принуждают. Этому феномену есть название – противление. Такое проблемное поведение не может быть решено посредством дисциплины; на самом деле, дисциплина только усугубит проблему. Здесь будет справедливым задать себе следующий вопрос: как развить такие отношения, в которых дети естественным образом захотят быть хорошими? Если бы присутствовало это базовое желание, и мы бы позаботились о безопасности таких доверительных отношений, то, несомненно, необходимости в дисциплине было бы намного меньше.

 

* Третьей основной причиной значительной части проблемного поведения являются сильные эмоциональные импульсы ребенка, которым нужен выход.

 

Все дисциплинарные меры только усиливают те самые эмоции, которые и привели ребенка к проблемам. Когда мы чувствуем, что ребенок движим какой-то эмоцией, нужно спросить себя: как я могу помочь ему от неё освободиться и не попасть при этом в неприятности? Понимание этой динамики уже само по себе может значительно изменить наше собственное поведение.

 

* Четвертая причина проблемного поведения заключается в том, что ребенок не становится инстинктивно осторожным, внимательным и обеспокоенным, когда должен бы.

 

Эти качества не являются личностными характеристиками, которым можно научить. Это, скорее, плоды работы здоровой системы оповещения об опасности. Чтобы не попасть в неприятности и держаться от греха подальше, мыслящему мозгу ребёнка необходимо чувствовать обратную связь от действующей системы оповещения об опасности в случае, когда грозит беда. Слишком многие дети сегодня потеряли свою способность быть осторожными, внимательными, обеспокоенными, поэтому у них по умолчанию возникают проблемы с дисциплиной. Вопрос, который мы должны задавать себе в таких случаях, – это как восстановить способность ребёнка быть осторожным и внимательным, когда это необходимо.

 

* Пятой основной причиной проблемного поведения является неспособность чувствовать тщетность при столкновении с ней.

 

Чтобы проблемы поведения решались на уровне мозга, дети должны ЧУВСТВОВАТЬ грусть и разочарование, когда сталкиваются с тем, чего не могут изменить. Слишком много детей сегодня утратили чувство тщетности. Дети совершают одни и те же ошибки снова и снова, и им не хватает психологической устойчивости – знания, что они могут пережить, если что-то пошло не по их плану. Сама по себе дисциплина не может способствовать адаптации, так же, как и последствия или санкции не могут привести к нужному результату. Это могут сделать только правильные чувства. В случае застревания в каком-то поведении мы должны спросить себя, как помочь ребёнку найти утраченные слёзы грусти, которые помогли бы ему идти по лабиринту жизни.

 

Если устранить эти пять основных причин проблемного поведения, необходимости в дисциплинировании детей практически не будет. Мы должны помнить, что сама по себе дисциплина не может решить лежащих в основе плохого поведения проблем. Более того, традиционная дисциплина обычно только всё усугубляет. Если бы мы действительно это поняли, мы бы осознали, что настоящая задача дисциплины состоит не в том, чтобы добиться своего или преподать ребёнку урок, но скорее “не навредить” и постараться найти способы, как справляться с симптомами, пока не будут решены проблемы, лежащие в основе. Осознание этого может коренным образом изменить взаимодействие с нашими детьми, причем не только тогда, когда возникает проблемное поведение.

 

Это возвращает меня обратно к игре. Удивительно, но игра, кажется, является ответом на те самые проблемы, которые мы обычно пытаемся решить с помощью дисциплины. Именно поэтому игра – это естественное состояние незрелых людей. И именно поэтому я верю в то, что именно игра, а не работа, приведет к тем изменениям, которые мы так хотим увидеть в наших детях.

 

Возможно, мы придаём дисциплине слишком большое значение. Возможно, мы слишком ослеплены нашей взрослой этикой труда, чтобы увидеть, для чего в действительности нужна игра. Возможно, мы были введены в заблуждение, казалось бы, невинным и легкомысленным характером игры, и это не позволяло нам осознать, что на самом деле игра может принести нам желаемые плоды.

 

Ничто в естественном развитии не работает мгновенно. Мы вполне могли бы позволить себе немного расслабиться, разрешить детям быть детьми, а между тем найти способ навести порядок в их вселенной так, чтобы это не воспринималось как работа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы педагога-психолога на тему "Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка через игры-релаксации и игры с песком"

Представленный опыт работы поможет начинающим психологам определиться с методами работы в развитии эмоционально-личностной сферы ретей дошкольного возраста....

Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

Развиваем детей с помощью математических игр....

Перспективный план недели игры « Ребенок познает мир - через игру» Во 2-й младшей группе

План проведения недели игры МБДОУ в детском саду № 29 « Ребенок познает мир - через игру»Цели и задачи:ü Развивать интерес к различным видам игр;ü Использовать имеющиеся в ДОУ игровое оборудование, по...

Конспект НОД по речевому развитию через игры с элементами театрализации в средней группе: "Играем с клоуном Тяп-Ляп"

Конспект НОД по речевому развитию через игры с элементами театрализации в средней группе:"Играем с клоуном Тяп-Ляп"...

Игра для дошкольников – способ познания окружающего.Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает социальный опыт.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает социальный опыт....

«День за днем играем речь, развиваем», через игры М. Монтессори

Г.К.Зиганшина, воспитатель; Н.В. Сысуева, воспитатель, МБДОУ «Детский  сад №22 комбинированного вида» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан....

Квест- игра. Основы безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру

Квест- игра для дошкольников старшей группы Цель: Пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игруЗадачи: закрепить знания детей о дорожных знаках, о наз...