Развитие мелкой моторики у дошкольников
консультация

Если мелкая моторика у ребёнка хорошо развита, то можно с уверенностью сказать, что он подготовлен к письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь. Только совместными усилиями педагогов, родителей и самих детей развитие мелкой моторики дошкольников будет успешным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_doshkolnikov.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Бутенко Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с №40 г.Белгород

Развитие мелкой моторики у дошкольников

     Современные родители, конечно, знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.  

     У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также очень тесно связаны развитие мелкой моторики и развитие речи. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

     Если мелкая моторика хорошо развита, то можно с уверенностью сказать, что ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

     Специалисты считают, что развитие моторики у детей 4 - 5 лет должно соответствовать следующим  требованиям:

  1. Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
  2. Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
  3. Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
  4. Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
  5. Рисует человечка с не менее  чем 3 элементами.

Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет.

Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести. Попросите ребёнка выполнить следующие несложные упражнения.

  1. Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
  2. У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).
  3. Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
  4. Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
  5. Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак — ребро руки — ладонь.
  6. Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, — именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.
  7. Предложите обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.
  8. Нужно заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.

Теперь подведите итоги.  К пяти годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается выполнение 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с ребёнком нужно больше заниматься.

 Для этого советуем использовать игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:

  •         мозаика;
  • пазлы;
  • конструктор;
  • рисование по трафаретам;
  • штриховка;
  • рисование по фигурным линейкам;
  • работа с занимательными прописями специально для дошкольников.
  • предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
  • пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку;
  • давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть лепит всё, что захочет. Лепка должна присутствовать в ежедневных занятиях детей с 3 до 5 лет.

Работу по развитию мелкой моторики рекомендуем проводить регулярно по 5 минут несколько  раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование.

Регулярные занятия способствуют также формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только совместными усилиями педагогов,  родителей и  самих дошкольников развитие мелкой моторики детей  будет успешным.

Библиографический список

  1. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 2.
  2.  Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  1. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  2. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР

Презентация.   Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...

Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"

Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....