ДЕВОЧКЕ – куклу, МАЛЬЧИКУ – машинку
материал

Козловская Ирина Викторовна

К какие игрушки играть детям? Нужно ли играть мальчикам в куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon devochke_-kuklu_malchiku_-_mashinku.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ДЕВОЧКЕ – ПОДРУЖКУ,

МАЛЬЧИКУ – ДРУЖКА

(куклы для мальчиков и девочек)

Чем руководствуются родители, выбирая игру, игрушку или книгу для своего ребёнка? Наверное, пожеланиями и потребностями малыша и собственными финансовыми возможностями. Оказывается, этого недостаточно для того, чтобы приобрести действительно качественный товар. Ведь качество в данном случае не ограничивается лишь внешним видом  и сроком службы изделия.

Большинство родителей уверены, что кукла – это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики 2-3 лет с удовольствием играют с куклами: носят на руках, катают в коляске, кормят и укладывают спать. Одним словом, ведут себя так же, как их ровесницы. Пап нередко шокируют такие игры: появляются ироничные взгляды, осуждающие высказывания, а то и прямые запреты. В действительности же ничего предосудительного или настораживающего здесь нет.

В дошкольном возрасте особенно важным является не столько умственное, сколько эмоциональное развитие. Именно в это время складываются уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность принимать себя и других. Мячи, машинки, конструкторы и другие, безусловно, нужные игрушки, обогащают игру. Но главное в чём нуждается ребёнок, будь то мальчик или девочка, - это освоение и усвоение человеческих отношений. Из всех игрушек именно куклы – человеческие образы – дают такую возможность.

Кукла даёт малышу разнообразные возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Она позволяет встать на позицию другого: «оживляя» игрушку, малыш наделяет её мыслями, чувствами, желаниями и действиями. Играя с ней, ребёнок учится смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, кукла позволяет действовать понарошку, как будто. Эта условность способствует развитию воображения, которое имеет важнейшее значение для развития познавательной сферы в дошкольном возрасте.

Функции куклы разнообразны. Например, с ней малыш может проигрывать различные события, в том числе конфликты, возникающие в его жизни. Это важный этап в понимании ситуаций и выстраивании отношений с родителями. Все свои действия, которые встречают осуждение взрослых, ребёнок переносит на куклу: ругает её за то, что она не кушает кашу или не хочет ложиться спать. Кроме того, такое отыгрывание является психологической защитой малыша. Не давая ребёнку играть с куклами, мы лишаем его такой защиты.

Когда приходит черёд ролевых игр, у девочек на первый план выходит вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в роли детей). В таких играх должны участвовать и мальчики в роли папы, брата, сына или друга. Игра даёт им возможность проявить участие и заботу. Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребёнок – врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолёта куклы могут быть пассажирами. В игре в школу – учениками. Малыш пробует себя в разных ролях и приобретает соответствующий социальный опыт. Простое катание машинок или конструирование вряд ли дадут ему такую возможность без участия живых персонажей, т.е. тех же кукол.

Иногда малыши называют игрушку своим именем: мальчик Тёма крепко прижимает куклу к себе и, открывая дверь в тёмную комнату, говорит игрушке «Тёма, пошли!». И тогда у него появляются силы зайти в темноту, взять корзину с конструктором, спокойно и уверенно вернуться. Страх побеждён, в глазах – торжество. В этом случае игрушка буквально становится вторым «я» и наделяется бесстрашием, которым пока не обладает сам ребёнок. Поэтому и мальчикам, и девочкам необходимы куклы, с которыми они могут себя отождествлять, наделяя их положительными и отрицательными качествами, делиться радостями и горестями.

Однако во взаимодействии ребёнка с куклой есть и обратное влияние: образ той или иной куклы «отпечатывается» в ребёнке. В этом смысле образы многих современных кукол как для мальчиков, так и для девочек оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди (против этих кукол, однако, папы не возражают): человек-паук, Бетмен, трансформеры и им подобные. В лучшем случае это простые бойцы спецназа. Многие куклы для девочек «списаны» с подростков, сосредоточенных на нарядах, косметике и развлечениях. Конечно, такие однобокие, жёстко заданные образы сильно сужают возможные действия с ними и ограничивают развитие ребёнка.

Парадоксально, но для девочек и мальчиков мир по-разному представляет образ мужчины. У девочек – это нежный женственный Кен и другие «принцы в голубом», у мальчиков же – брутальный, обвешанный оружием воин. При таком разном подходе не стоит потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины столь часто разочаровываются друг в друге. В игре же пол куклы занимает отнюдь не главное место. Точнее сказать, самой кукле вообще не обязательно иметь обозначенный пол: ребёнок сам наделит её теми качествами и признаками, которые ему необходимы. Кукле совершенно не нужны детально проработанные половые признаки, поскольку в игре главное – человеческие отношения, а не чёткая дифференциация по половой принадлежности. Более того, такая детализация часто является травматичной для ребёнка, акцентируя его внимание на несущественных и не слишком понятных пока вещах.

Ребёнок, мальчик или девочка, прежде всего человек, а куклы способствуют развитию именно человеческого в ребёнке. Освоение отношений между людьми, понимание своих и чужих эмоций, чувств, желаний, безусловно, нужны любому, живущему в человеческом обществе.

Поэтому не лишайте мальчиков игр с куклами – для них это так же необходимо, как и для девочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по воспитанию ДЕВОЧЕК и МАЛЬЧИКОВ.

Актуальность этой проблемы в наше время определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психологическую нагрузку. Поэтому необходимо учмтывать индивидуальные различия мальчиков и девочек ...

Девочки и мальчики - два разных мира

Психофизиологические особенности развития мальчиков и девочек....

Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.

Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....

Конспект открытого занятия по гендерному воспитанию в младшей группе на тему " Оденем куклу девочку и куклу мальчика"

Цели. Учить детей различать по половым признакам девочка или мальчик и обозначать себя соответствующим образом.Продолжать знакомить детей с элементами одежды соответствующей данному полу....

Родительское собрание в средней группе по теме "Гендерное воспитание. В чем разница воспитания мальчика и девочки? Как воспитать девочку и мальчика? (Дистанционная форма проведения)

Родители стали забывать про гендерные различия мальчиков и девочек, поэтому мы наблюдаем как девочки становятся сильными и волевыми, а пацаны, наоборот, перенимает женский тип поведения. Так как ...