"Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников"
консультация (средняя группа)

Селиванова Людмила Анатольевна

Консультация для родителей о влиянии устного народного творчества и чтении сказок на развитие речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

 «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников»


 
  Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи детей дошкольного возраста.
   Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с различных видов народного творчества – потешек, песен, считалок, скороговорок, чистоговорок,  сказок. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений.
    Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки). Народные сказки дают образцы ритмичной речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.
    Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок – золотой гребешок, козлятушки – ребятушки, коза – дереза, колобок – румяный бок и т.д.. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляют эти образные слова в сознании детей, и они начинают их использовать в своих играх.
    Запоминание устного народного творчества (стихов, сказок) оказывает большое влияние на развитие словаря детей, так как именно из них дети узнают об окружающем мире. Так, благодаря загадкам, дети узнают о предметах домашнего обихода (печь, веник, кадка, ведро, коромысло) , об орудиях труда (топор, пила, коса) , небесных светилах (солнце, луна, звезды), явлениях природы (радуга, дождь, гром, град). Дети пополняют этими словами активный словарь. При этом не только слова запоминаются, но и усваивается смысл каждого слова.   Дети учатся правильно подбирать нужные слова при высказывании. А этому помогают различные песенки, заклички, потешки.
    В сказках  используются такие средства выразительности как сравнения, эпитеты, образные слова. Дети легко запоминают их и используют в своей речи, например: «золотое солнышко», «земелюшка добра», «курочка – рябушечка», «светлые березы». Это закладывает основы дальнейшего развития поэтического слова.
    Синонимические возможности русского языка исключительно велики. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к совершенствованию речи, особенно в самостоятельной деятельности.
    При ознакомлении с устным народным творчеством ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений. В дальнейшем ребенок будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли.
    Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют чистоговорки, скороговорки. При  заучивание стихов, потешек, считалок  вырабатывается правильное речевое дыхание , развивается фонематический слух.
    Песенки, считалки, дразнилки оказывают влияние на грамматический строй речи: правильное упоминание детьми падежных форм, использование в речи различных форм: глаголов, предлогов, местоимений.
    Устное народное творчество оказывает влияние на формирование связной речи. Дети учатся самостоятельно придумывать сказки, стихотворения, используя различные виды предложений, последовательно излагать свои мысли при рассказывании, в беседе со взрослыми и сверстниками.
   Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает положительное влияние на развитие ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников.

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает обогащать среду, в которой растут дети....

Статья "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников"

В статье рассказано о методах и приемах работы с детьми для развития грамотной, правильной речи посредством чтения русской литературы....

Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение.  Ребенок,приобщаясь к фольклору, приобщается к культуре своего народа. Материа...

«Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников»

Познавая мир через сказки, песни, поговорки, пословицы и другие произведения народного фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся использовать в своей речи различные языковые средства,...

Статья "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников"

устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности. ...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...