«Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников»
консультация по развитию речи

Дубинина Ольга Сергеевна

Познавая мир через сказки, песни, поговорки, пословицы и другие произведения народного фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся использовать в своей речи различные языковые средства, отбирать нужные слова и постепенно овладевать образной системой языка. Ритмичность произведений, использование множества словесных оборотов влияют на обогащение словарного запаса и формирование произвольной связной речи, а также повышают уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.kontsultatsiya.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников»

С самых ранних лет ребенок сталкивается с произведениями русского народного творчества, которые представляют собой сказки, пословицы, поговорки, потешки, песни, а также многое другое. Устное народное творчество является могучим действенным катализатором умственного, нравственного, эстетического, а также речевого развития дошкольника.

Речь играет огромную роль во всестороннем и целостном развитии ребенка, а также способствует более успешной социальной адаптации среди сверстников. Речевая деятельность необходима для совместной работы, согласования действий, для познания окружающего мира, а также, что немало важно, для становления личности ребенка.

Именно в произведениях народного фольклора содержатся идеальные образцы ритмичной речи, а также отражается вся красота и богатство родного языка, которые прекрасно служат для развития и обогащения речи детей. Остановимся поподробнее на том, как именно особенности русского народного творчества влияют на становление речи дошкольника.

Одним из основных жанров русского народного творчества является сказка – вымысел волшебного, авантюрного или бытового содержания. Данный жанр содержит такие средства выразительности как, эпитеты, метафоры, срaвнения, а также яркие образы, которые дополняют характер действующих лиц произведения или же более полно объясняют смысл предметов домашнего обихода и природных явлений (например, «красна девица», «добрый молодец», «месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок», которые дети легко и быстро запоминают, а затем начинают использовать в своей бытовой деятельности, например, в играх. Таким образом, сказки не только передают нaродную мудрость и способствуют воспитанию нравственности, но и оказывают влияние на развитие и обогащение словарного запаса ребенка, а также на усвоение, закрепление его знаний об окружающем мире.

Устное нaродное творчество также приводит к совершенствованию речи малышей. Это происходит за счет использования в произведениях многообразия оттенков значения, а также синонимичных слов, слов антонимов и приемов сравнения. Все это позволяет ребенку почувствовать многообразие значений слов родного языка, что в дaльнейшем помогает ему удачно подбирать слова и фразовые выражения для более точного выражения своих мыслей, чувств. Нельзя не отметить значительную роль, которую играет устное народное творчество в развитии звуковой культуры речи, а также на становление грамматического строя речи. Проговаривание скороговорок, чистоговорок, заучивание стишков и песен – все это учит детей правильно и четко произносить звуки и слова, а также способствует совершенствованию речевого слуха и постановки правильного речевого дыхания. Полученные навыки ребенок переносит и в свою обычную разговорную речь, что уже влияет и на грамматический строй речи, в первую очередь, на правильное употребление падежных форм, окончаний, а также уместное использование в речи различных частей речи: глаголов, местоимений, прилагательных и т. д. Помимо развития вербальной речи, произведения народного творчества способствуют также развитию и невербальной речи дошкольника. В данном случае речь идет о таком жанре устного народного фольклора как потешки. Они доставляют детям огромную радость, развлекают и развивают, поэтому их можно использовать с самого раннего возраста. Как известно, слово в потешке неразрывно связано с жестом, т. е. каждая строчка ведет за собой какое-либо действие. Так, в игровой форме дети осваивают необходимую мимику и жестикуляцию, отрабатывают элементарные навыки невербальной коммуникации. Немало важным в развитии речи является не только пассивное восприятие ребенком произведений русского фольклора, но также и активное участие в придумывании новых сказок, песен, потешек вместе со взрослыми. При такой работе дошкольники не только развивают свое образное мышление, фантазию и воображение, но и благодаря использованию различных видов предложений учатся последовательно излагать свои мысли как в беседах со взрослыми, так и со сверстниками, что благотворно влияет на формирование связной речи.

Таким образом, устное народное творчество оказывает колоссальное влияние на развитие речи дошкольников. Познавая мир через сказки, песни, поговорки, пословицы и другие произведения народного фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся использовать в своей речи различные языковые средства, отбирать нужные слова и постепенно овладевать образной системой языка. Ритмичность произведений, использование множества словесных оборотов влияют на обогащение словарного запаса и формирование произвольной связной речи, а также повышают уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников.

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает обогащать среду, в которой растут дети....

Статья "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников"

В статье рассказано о методах и приемах работы с детьми для развития грамотной, правильной речи посредством чтения русской литературы....

Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение.  Ребенок,приобщаясь к фольклору, приобщается к культуре своего народа. Материа...

Статья "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников"

устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности. ...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

"Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников"

Консультация для родителей о влиянии устного народного творчества и чтении сказок на развитие речи дошкольников....