Семинар-практикум для педагогов Поддержка образовательной инициативы семьи»
материал

Николаенко Анна Дмитриевна

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Семинар-практикум для педагогов

Поддержка образовательной инициативы семьи»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

План:

Вступление (выступление старшего воспитателя «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»).

Выполнение заданий педагогами.

Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями воспитанников.

Рефлексия.

  Согласно ФГОС ДО  взаимодействие с родителями по вопросам образования  ребёнка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе  выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, является одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

     Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

      Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

     Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

     Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

   Кроме того, важной задачей педагогов является сегодня и поддержка образовательных инициатив  родителей. Например, если родители выступают с предложением организовать совместное с детьми  мероприятие или поездку, поддержите их, помогите продумать содержание, решить организационные вопросы.

Взаимодействие  педагогов и родителей воспитанников осуществляются путём решения следующих задач:

- установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

- создание дружеской, позитивной атмосферы, общности интересов, эмоциональной поддержки;

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

- поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Я предлагаю познакомиться с разными формами взаимодействия, которые способствуют поддержке образовательных инициатив родителей и эффективному включению их в образовательную деятельность:

- опросный лист «Будем знакомы»,  анкета Детский сад: что вы от него ждёте?»;

-  в группе может оформляться стенд «День за днём» с краткой информацией о том, чем был занят ребёнок в течение дня;

- «Повторяем вместе», где родители знакомятся со стихами, загадками, играми, которые могут повторить дома вместе сдетьми;

- оформление фотоальбома «Будем знакомы», на страницах которого родители рассказывают о своём ребёнке.

- можно использовать «Родительскую почту», куда члены семей воспитанников опускают просьбы и пожелания, которые в дальнейшем могут служить темами для консультаций и родительских собраний;

- можно выпускать газету «Дочки и сыночки»  совместно с родителями,  где названия рубрик говорят сами за себя «Родительские  хитрости», «Поздравляем с праздником», Что мы делали»,  «Детский лепет».

- совместный альбом «Почемучка», в котором  родители  в доступной форме дают ответы на детские вопросы «Почему опадают листья?», «Почему радуга разноцветная?».

- в нетрадиционной форме проходят родительские собрания с показом презентаций, включением аудиозаписи с высказыванием воспитанников,  в форме мастер классов,  чаепития с угощением, приготовленными детьми.

-  проводятся «Встречи с интересными людьми», в процессе которых родители знакомят дошкольников со своей работой, дают полезные советы;

-  совместно с детьми родители участвуют в групповых занятиях;

- интересная находка – участие родителей в тех режимных моментах детского сада, куда обычно их не пускают. Например, послушать детскую песенку перед сном с помощью аудиозаписи с маминым голосом;

-  среди эффективных форм взаимодействия можно выделить  «Маршрут выходного дня» - это совместные походы, экскурсии, прогулки.

- ну и конечно участие родителей в развлечениях, праздниках.

 Кроме этого родители могут участвовать в конкурсах, заниматься благоустройством и озеленением территории, зимой сооружать постройки из снега. Совместные мероприятия сближают не только родителей и детей, но и взрослых между собой

Нередко приходиться прибегать к педагогическим хитростям. Тем родителям

которые  сторонятся участия в образовательном процессе, предлагаются на первый взгляд незначительные поручения.

Подводя итог можно сказать,  что использование разнообразных форм работы с родителями  создаёт позитивную  эмоциональную атмосферу в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Родители осознают, что вовлечение в образовательную деятельность, заинтересованное участие в ВОП важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что это нужно для развития ребёнка. Чем лучше налажено общение между семьёй и детским садом, тем большую поддержку получит ребёнок, тем жизнь его будет полна позитивными впечатлениями, любовью, доверием к окружению.

А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Итак, первое задание: предлагаю вам дать ответы на следующие вопросы:

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

6. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)

7. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).

 Следующее задание: психологическая пауза. Сейчас вы вытяните полоски с написанными  заданиями. Прочитав написанное, вы должны это изобразить.

Стыд

Обида

Грусть

Огорчение

Радость

Удивление

Любопытство

Злость

Гордость

Высокомерие

Страх

Усмешка

Недовольство

Интерес

Следующее задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.

 - мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;

 - родители приводят явно не долеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам  необходимо вежливо, тактично объяснить  родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;

 - мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;

 - мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как  помочь старшему адаптироваться к появлению малыша.

Следующее задание: подготовить короткий комментарий к тезисам.

Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказыванием или нет и почему.

Тезисы:

Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

 Завершение. Рефлексия.

Каким был семинар-практикум?

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

- радостным

- дружелюбным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. "Поддержка образовательной инициативы семьи в условиях реализации ФГОС".

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений о работе с семьей в условиях реализации ФГОС....

Поддержка образовательной инициативы семьи на основе реализации проектной деятельности в условиях ФГОС ДО.

Технология проектной деятельности особенно бесценна для развития совместной деятельности родителей, педагогов и детей.  Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная раб...

Семинар-практикум для педагогов «Поддержка образовательной инициативы семьи»

Согласно ФГОС ДО взаимодействие с родителями по вопросам образования  ребёнка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов...

«Хоум - технология» как инновационная модель организации компетентной поддержки образовательной инициативы семьи

laquo;Хоум - технология» – это уникальное методическая разработка, которая включает в себя опыт работы с родителями педагогического коллектива ГБДОУ детский сад №44 Калининского района и ...

Статья "Поддержка образовательной инициативы семьи"

laquo;Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединил их друг с другом, давая возможности для их богатого и тонкого общения и взаимодействия»....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...