Консультация "Головоломки и дети"
консультация (средняя группа)

Головоломка - это задачка с подвохом, для решения которой требуются не специальные знания, а сообразительность и умение нестандартно мыслить.С первыми подобными заданиями мы знакомимся ещё в детском саду, разгадывая ребусы и словесные шарады.

Помните свой азарт и радость от верного решения? Логические загадки - это не только интеллектуальное развитие, но и возможность весело провести время, находя ответы на сложные вопросы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_golovolomkah.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

История возникновения головоломок

У головоломок богатая история, некоторые из них известны с глубокой древности. Так, например, необычные логические задачи высечены на стенах пирамид Египта и в памятниках древнегреческой письменности. Весомый вклад в создание и популяризацию головоломок внесли также Китай, Вавилон и Индия.

Периодом расцвета головоломок учёные считают конец IX века, когда  уровень образования вырос, а религиозная нетерпимость снизилась. Именно тогда в Европе вышла в свет первая книга головоломок. Это был сборник ирландского учёного и просветителя Алкуина - «Задачи для развития молодого ума», в котором содержались детские задачки разной сложности.

А вот игры-шарады обрели популярность ближе к XIX веку. Кубики-кости для детей заменили на специальные волчки с делениями по бокам. 

Народности Востока подарили миру такие головоломки: «Шахматы» и «Шашки», «Уголки» и «Нарды». Индийскую игру «Чатуранга» исследователи считают «матерью» шахмат. Предполагают, что фигуры были аналогом военных сражений, но без битв и кровопролития, чем объяснялась их популярность среди правителей того времени.

Известное нам «Лото» возникли в Италии ещё в XVI веке, однако вскоре игра была запрещена правительством страны и причислена к азартным. В России лото долгое время считалось занятием для состоятельных людей.

Головоломки в виде кусочков-пазлов предположительно появились в III веке до нашей эры. В Китае уже в 1800 годах существовала игра под название «Танграм», состоящая из 7 частей, из которых можно было собирать различные фигуры и изображения. Вскоре головоломка попала в Европу и Америку. Особую популярность танграм приобрёл в Англии. В него играли многие известные люди, например, писатель Льюис Кэрролл.

Широкое распространение логические задачки получили на рубеже XIX-XX веков. Известные популяризаторы головоломок американец Сэм Лойд и англичанин Генри Дьюдени собирали эти игры и публиковали заметки о них во многих периодических изданиях. Так головоломки стали доступны широким слоям населения.

Сэм Лойд долгое время считался даже создателем известных «Пятнашек». Эта забава была настолько популярной, что некоторым работодателям пришлось накладывать на неё запрет, чтобы сотрудники не отвлекались. Но на самом деле «Пятнашки» были изобретены Ноем Палмером Чепменом.

Ещё одним толчком в развитии задачек на логику стало появление в 1974 г. знаменитого кубика Рубика, автором которого был Эрнё Рубик. Головоломка стала не только известной игрушкой, но и объектом исследований инженеров и математиков. А ещё с тех пор регулярно проходят соревнования мирового уровня по сборке кубика на скорость.

С 1992 года проводятся и соревнования мирового уровня по пазлспорту, в котором участники решают головоломки на бумаге на скорость.

Многие логические задачи давно разгаданы и исследованы, но есть и такие ребусы, ответов на которых пока нет. Одна из таких головоломок - шифр скульптуры «Криптос», находящийся в здании ЦРУ США. Создатель задачки Джим Сенборн зашифровал четыре разных фрагмента текста в металлическом свитке, прочитать которые пока никому не удалось.

Ещё одно загадочное послание из прошлого, на которое ещё не отыскали ответ, - это Фестский диск. Его обнаружили в 1908 году, но «ключ» к загадке до сих пор не найден. Эта головоломка создана одной из цивилизаций острова Крит и представляет собой диск с нанесёнными с обеих сторон иероглифами.

Развитие логических игр и задачек не прекращается: появляются новые забавы, конструкции, тексты и загадки. Они тренируют внимание и логику и держат интеллект взрослых  и детей в тонусе!

Что развивают головоломки?

Правда ли, что головоломки полезны, или это просто приятная забава? Давайте разбираться вместе!

Логические задачки отлично развивают пространственное мышление, которое важно во многих сферах. Например, оно необходимо инженерам и архитекторам, дизайнерам и художникам, писателям и другим представителям творческих профессий.

Головоломки замечательно прокачивают мелкую моторику, которая нужна не только детям, но и взрослым. Учёные доказали, что такие регулярные тренировки - это один из ключей к долголетию.

С помощью логических загадок и занятий можно также совершенствовать внимание и память, сообразительность и абстрактное мышление, которые позволяют находить правильные и нестандартные решения в сложных жизненных ситуациях.

А ещё головоломки - это возможность интересно и с пользой провести время в кругу семьи или друзей. Такое увлекательное хобби может стать делом вашей жизни и расширить горизонты общения.

Какие бывают головоломки?

Пока не существует единой классификации, поэтому мы условно поделим все логические задачки на несколько групп:

  1. Устные

Условие таких загадок может быть передано в устной форме, которое не требует привлечения дополнительных предметов. К этой группе относятся  загадки и шарады, данетки и логические парадоксы.

  1. Предметные

В этом случае для решения нам могут понадобиться бытовые предмете: карточки, пуговицы, камешки, спички, верёвочки, монеты, игральные карты и пр.

  1. Механические

К этой группе относятся специально изготовленные предметы: кубик Рубика, змейка Рубика, «Пятнашки, «Ханойская башня», Варикон, пазлы и 3D пазлы, шкатулки с секретом, магнитный конструктор и мн. др.

  1. Печатные

Это всевозможные задачки на бумаге, в которых надо дорисовать цифры, буквы или символы: кроссворды и лабиринты, ребусы, таблицы Шульте и судоку, сканворды, мосты, забор и др.

  1. Геометрические

В них используются геометрические фигуры: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Полимино», «Домино», «Тетрамино».

Головоломки по возрастам

Головоломки развивают несколько сфер, а потому подходят не только детям разных возрастов, но и взрослым. Стоит лишь учитывать, какую из областей знаний вы хотите прокачать. 

  • Головоломки для детей 2-4 лет

Задания для таких ребят не должны превышать 15 минут, потому что малышам пока трудно надолго сохранять концентрацию внимания. Для знакомства с логическими играми подойдут различные мозаики, аппликации из больших фрагментов и крупные пазлы, деревянные конструкторы и сортеры.

  • Логические задачки для детей 5-6 лет

Пятилетний ребёнок учится анализировать и становится более внимательным и усидчивым. Теперь ему можно предложить пазлы от 50 до 200 частей, лабиринты, загадки и ребусы, игры в слова, несложный магнитный конструктор. Он уже сможет справиться с головоломками на равновесие (например, дженгой).

  • Головоломки для детей 7-8 лет

Младшие школьники легко справляются с задачками с использованием спичек, с удовольствием отгадывают загадки и кроссворды, собирают пазлы до 1000 фрагментов и создают новые фигуры из конструктора. Также смело предлагайте собрать кубик Рубика. 

  • Логические задания для детей 9-10 лет

Ребята уже хорошо знакомы с математикой, с азартом решают задачи и быстро считают. У девятилетних школьников неплохо развиты пространственное и абстрактное мышление. Детям этого возраста отлично подойдут математические головоломки и ребусы и геометрические задачки. 

Значение игр-головоломок для развития дошкольников

В чем польза головоломок для дошкольников? Давайте рассмотрим их основные преимущества.

Логические задачки развивают умственные способности малышей, которые так необходимы для обучения в школе: память, логическое, ассоциативное  и пространственное мышление, воображение, умение анализировать и приходить к верному решению.

Головоломки также прекрасно тренируют мелкую моторику дошкольников, а она тесно связана с речью малышей. Ненавязчиво, в игровой занимательной форме, вы также сможете подготовить руку ребёнка к письму. 

Логические игры и забавы позволяют воспитать в малыше умение нестандартно мыслить, формируют гибкость мышления и умение доводить дело до конца.

Головоломки способны сделать малыша более усидчивым. В попытках найти решение увлекательной задачки дошкольник может долго просидеть на одном месте, сохраняя концентрацию внимания. 

Решая загадки и ребусы, дошкольник также расширяет свой кругозор. Знания, полученные в процессе игры, быстро откладываются в голове и надолго остаются в памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...