Способы преодоления кризиса у детей дошкольного возраста 6-7 лет
консультация (подготовительная группа)

Подосичная Анна Валерьевна

Рекомендации для родителей по  преодолению  негативного поведения дошкольников  в возрасте 6-7 лет  во время кризисного периода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы преодоления кризиса у детей дошкольного возраста 6-7 лет

Кризис в возрасте  6-7 лет – очередная ступень развития ребенка,  связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника.

Основные черты этого перехода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе.

Кризис 7 лет с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям.

Проявления кризиса

Переживая кризис 6-7 лет , ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит щкольный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды.

Особенности этого периода:

- привыкание к учебным нагрузкам;

- изменение во взаимоотношениях со старшими членами семьи;

- общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживают кризис.

Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

- наигранность;

- вертлявость, неусидчивость;

- вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;

- передразнивание взрослых;

- клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

- повышенная утомляемость;

- раздражительность;

- вспыльчивость;

- рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;

- агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

- сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;

- ищут авторитет – к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;

- кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.

Причины кризиса.

Возрастные кризисы имеют одну общую черту – отрицание.

Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент.

Ребенок 7 лет больше всего на свете очень хочет стать взрослым. К этому его подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда.

Утрата детской непосредственности.

Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

Результат кризиса.

Наряду с трудностями дошкольник переживает стремительное развитие. Сначала, в период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем на втором этапе все стабилизируется. Как следствие происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Ребенок стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика в школе.

Что делать родителям?

Прежде всего – не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством работы воображения и выбора действий.

Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к ребенку, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку – забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и осторожном наставлении.

Право на собственные решения.

Основное поле для проявления негативных признаков семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется.

В 7 лет ребенок уже хочет самостоятельно принимать многие решения. Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать основываясь на нем. По возможности родителям следует аппелировать к этому опыту, а не давить на чадо свои авторитетом.

Также у ребенка к этому возрасту уже во многих вопросах уже есть собственное мнение. Его нельзя заглушать, а наоборот следует учить дошкольника аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставления старших, а с другой стороны родители научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

Одна из самых частых проблем этого кризисного периода – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них.

Сохранение детства.

В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается отпрыском. Не стоит забывать об этом. В ложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Дети будут с удовольствием следовать примерам сказочных героев. В его жизни должно оставаться место для игр. Важно учиться вместе с ребенком, так ему проще принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

- объясняли;

- слушали;

- советовались;

- исключили насилие;

- предоставляли личное время;

- не относились к ребенку как к собственности.

Самостоятельная диагностика.

Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, родители могут, внимательно наблюдая за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку его эмоциональному состоянию поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» - заметны периодически, «0 баллов» - он  вообще несвойственны ребенку.

Анкета позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет.

  1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
  2. Все время старается «переговорить» старших, грубит.
  3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
  4. Стал безразличен к игрушкам, которые сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
  5. Ему нравиться общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
  6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
  7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
  8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
  9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
  10.  Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

После того как получены ответы на все вопросы, следует посчитать сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20.

Интерпретация результатов.

0-5 баллов. Для семилетки это мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.

5-10 баллов.  Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.

10-20 баллов. Ребенок переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношении к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность. Плавание являетя уникальном видом физических упражнений и относится к более массовым видам спорта. Специфицеская особенность связана с двигательной особенностью в водной среде, чем...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГРЫ»

Не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди них встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого негативного опыта могут быть различны. Этот материа...

программа на преодоления страхов у детей дошкольного возраста.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей, которые жалуются на то, что их ребенок боится темноты, привидений, сказочных персонажей (приведений, Шредеров, Бабу Ягу и ...

"Причины возникновения и пути преодоления страхов у детей дошкольного возраста"

Все детство пронизано множеством страхов, большинство которых изживают себя с возрастом. Однако страхи, которые подкрепляются неверным воспитанием ребенка, сохраняются порой на всю жизнь. Корни пробле...

Музыкальная игра, как одно из средств преодоления застенчивости у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема застенчивости детей дошкольного возраста. Отражены основные аспекты поведения, а также методики выявления застенчивости и способы коррекции посредством игр....

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В статье рассматривается современный комплексный подход к преодолению заикания, а также опыт инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с заиканием....

Консультация для педагогов "Подходы к коррекционно - развивающей работе по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста"

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии зд...