ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГРЫ»
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Кузьмина Жанна Владиславовна

Не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди них встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого негативного опыта могут быть различны. Этот материал поможет инструкторам по плаванию преодолеть боязнь водного пространства у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное

 учреждение детский сад №32

 комбинированного вида

г. Мончегорска, ул. Царевского 1а

Dou32.monch@dmail.com

                                                                    Кузьмина Жанна Владиславовна

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГРЫ»

На протяжении ряда лет  я работаю по методической теме: «Преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста посредством физических упражнений и игры».

Считаю, что тема очень актуальна, так как научить плавать не умеющего – равно – подарить жизнь. Не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди них встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого негативного опыта могут быть различны. И как результат, у ребенка формируется форма страха, которая относится к числу отрицательных эмоций и именуется «водобоязнью».

Есть дети, которые боятся непривычных изменений среды, боятся погружения в воду, когда вода, соприкасаясь со слизистой носа и глаз, вызывает неприятные ощущения, а предметы воспринимаются в искаженном виде. Встречаются дети, страдающие «просто» патологической боязнью воды. Страх перед водой обычно связан с теми необычными ощущениями, которые вызывает у человека эта среда.

Все это я учитываю при проведении занятий в бассейне. Педагоги, обучающие начальному плаванию детей, нередко сталкиваются с проявлениями у своих подопечных повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде.  Это обостренная реакция новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо, особенно в глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору.  Поэтому очень важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды – плотностью, сопротивлением, выталкивающей силой, температурой. На первых занятиях боязливых детей нельзя стыдить и насильно заставлять заходить в воду. Постепенно, после того, как новички зашли в воду, им нужно дать возможность освоиться с местом купания, температурой воды, разогреться.

Со всеми трудностями водобоязни ребенок справится при ее индивидуальном преодолении и последующем начальном обучении плаванию с помощью опытного  инструктора.

Поэтому сформулировав цель: «Преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста », я определила задачи: Создание условий для преодоления у детей страха водной среды. Формирование у воспитанников потребности в занятиях плаванием и физическом совершенствовании. Повышение уровня самооценки ребенка.

Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько мне удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие. Я создаю такую обстановку на занятии, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать мне обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться меня и почувствуют, что я не осуждаю их, а понимаю.

Важно предложить ребенку помощь, когда он просит о ней, и поставить перед ним цель, когда он психологически готов принять ее и следовать ей.

Организация дидактического пространства.

В ходе педагогического процесса уделяю внимание организации дидактического пространства, опираясь на следующие принципы в работе:

Принцип «открытого обучения».  Принцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей.  Принцип свободного выбора, или принцип субъективности. Принцип дополнения естественного пространства двигательного существования ребенка дидактическим. Принцип «от   простого к сложному». Принцип «от целого к частному». Принцип учета ведущей деятельности. 

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.  Именно поэтому мной разработана программа по преодолению водобоязни «Как рыбка в воде». Через использование специальных игр с водой и на воде и упражнений, я решаю следующие задачи, направленные на преодоление водобоязни.

Основные задачи игр, применяемых на занятиях плавания на воде.

1.Преодолевать страх перед водой, необычными ощущениями, которые вызывает у детей эта среда.

2.Укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию.

3.Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

4.Воспитывать у детей  необходимые морально-волевые и физические качества.

5.Прививать детям организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Некоторые примеры игр для преодоления водобоязни:

«Бегом за мячом», «Переправа», «Оса», «Мячики».

Обучение детей подвижным играм должно представлять собой организованную систему, обеспечивающую полное и качественное овладение комплексом необходимых игр. Основное требование к такой системе – постепенность усложнения. Сложны и разнообразны движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.

Преодоление водобоязни с применением  упражнений.  

Чаще всего у меня нет возможности комплектовать отдельные группы и находясь на одном занятии заниматься с детьми разного уровня подготовленности. Это требует от меня хорошей подготовки к организации и проведению занятий. Особое внимание я  уделяю  проведению первых занятий, подбору упражнений, доступных для освоения, поскольку успехи на первых занятиях имеют большее психологическое воздействие на новичка, укрепляют уверенность в своих силах и доверии к преподавателю. Для увеличения динамичности и плотности занятия необходимо чередовать упражнения, выполняемые на месте с упражнениями в движении, упражнения по задержке дыхания – с выдохами в воду, плавание коротких отрезков и серий отрезков с плаванием максимально возможных для детей данной подготовленности дистанций. На  каждом занятии надо изучать не более одного – двух упражнений.

Упражнение №1 «Вода течет по лицу».

Упражнение 1.1. Встать под душ, под струйку лейки, подставить затылок под воду. Выполнить 1-2 раза.  Упражнение 1.2. Встать под струю воды под лейку, подставить макушку головы под воду. При  попадании  воды на лицо не отводить голову в сторону, не вытирать лицо руками, в случае попадания воды в глаза часто моргать. Упражнение 1.3. Встать под струю воды, сделать вдох через рот, задержать дыхание, подставить лицо под воду. Отодвинуть лицо от струи воды, сделать выдох. Выдох делать через нос. Результат: вдох через рот, лицо под душем в воде, вход в плавании делается через рот, а выдох через рот и нос.

Упражнение №2 «Опустить лицо в воду».

Упражнение 2.1. Умыть лицо, забирая воду ладонями. Сделать вдох через рот, опустить лицо в воду в ладонях, задержать дыхание. Поднять лицо, можно дышать. Не вытирать лицо руками! Лицо должно привыкнуть к «мокрой» воде. Часто поморгать, сбросив воду с ресниц. Результат: лицо в воде, это прекрасно!

Упражнение №3 «Открывать глаза под водой».

Упражнение 3.1. Выполнить то же, что и упражнение 2.1. Добавить – после того, как опустили лицо в воду в ладонях, открыть глаза и поморгать под водой. Упражнение 3.2. Тоже с пластиковым тазиком. Упражнение 3.3. То же, набросав мелкие игрушки по дну бассейна. Результат: вижу под водой.

Упражнение №4 «Выдох в воду».

Выполнить то же упражнение, что и 2.1. Добавить – после того, как опустили лицо в воду в ладонях, сделать выдох через рот в воду.

В бассейне (ванне) «Пузыри». После выполнения упражнения не вытирать лицо руками, но часто моргать, сбросив воду с ресниц, дополнительно потрясти головой из стороны в сторону – вода наверняка скатится с лица и глаз. Результат: выдох в воду через рот и нос.

Упражнение №5. «Лежу на спине, уши в воде».

В полусидящем положении, опустить туловище под воду. Лицо обращено вверх. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на вдохе. Медленно, осторожно ослабляя упор руками, спуститься в воду еще ниже положения – уши в воде. При этом нижняя половина тела находится в упоре о дно, а верхняя (грудная клетка) не должна  касаться лопатками дна. Результат: лежу на спине, уши в воде.

Упражнение №6. «Слышу под водой».

Упражнение 6.1. Выполнить то же, что и упражнение 5.1. Добавить – после того, как вы спокойно полежите, дома 5-7 секунд, слушайте под водой:

Как громко я «внутри себя» слышу шумный вдох и выдох. Задержите дыхание на вдохе, слушайте как ровно и громко бьется ваше сердце. Получите удовольствие от звуков под водой: это ваше ровное и спокойное дыхание «хотя вам слышится чрезмерно громкое дыхание».

Работает молот – это ваше сердце молот, бьется ровно и ритмично. Это естественные здоровые звуки вашего организма и они вам хорошо знакомы. Это различные ворчания и урчания, вы уже слышали давным-давно, находясь в утробе матери. Они вас успокаивают. Повтор3-4 раза по 1-2 минуте. Результат: слышу под водой.

Упражнение №7. «Всплываю и погружаюсь».

Упражнение 7.1. выполнить то же, что и упражнение 5.1. Добавить – после того, как вы спокойно полежите 5-7 секунд в положении на спине: слушайте свое дыхание; сделайте вдох, надуйтесь, как воздушный шар, задержите дыхание на вдохе, считайте до 10; ничего не заметили! Вверх движутся локти, т.е. движетесь и вы, во время вдоха, вниз – во время выдоха.  Итак: вдох – вверх, выдох – вниз. Результат: Вдох – я над водой. Выдох – я под водой. Запомните, на вдохе тело всплывает, приобретает положительную плавучесть, а на выдохе погружается – теряется, ослабевая, поддерживающая гидростатическая сила.

Упражнение №8. «Устойчиво лежу в воде».

Упражнение 8.1. выполнить то же, что и упражнение 5.1., но после усвоения упражнения 7.1. Добавить – после выполнения максимального вдоха, задержать дыхание, лежать 5-10 секунд, на задержанном вдохе. Запомните ваш опыт: на задержанном вдохе я лежу под водой, и ладони упираются о дно бассейна. Результат: устойчиво лежу в воде.

Соблюдение всех перечисленных принципов с обязательной опорой на игру как средство самопознания, развлечения, отдыха, средство физического и общего социального воспитания, средство спорта, позволило достичь стойких положительных результатов в работе. Ежегодно на конец учебного года, мои воспитанники, демонстрируют усвоение программного материала по высокому и среднему уровням до 90%. Кроме того мои воспитанники посещают городской бассейн и успешно выступают на соревнованиях «Веселый лягушонок» в своей возрастной группе, занимая призовые места.

Наработанный материал по этой теме представляла на городском методическом объединении в 2009 году консультацией на тему «Предупреждение  и преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста», открытым занятием по плаванию (младший дошкольный возраст). Так же публикация материала в журнале «Северное солнышко»  от 02.10.2009 г. «Как рыбка в воде». Занятие по плаванию (старший дошкольный возраст), в рамках недели международного сотрудничества «Театрализованная деятельность в детском саду». В 2011 году в рамках совместного проекта «Мы - пловцы» ДОУ № 32 и ДОУ № 29 проведен праздник «Мыльных пузырей». Неотъемлемой частью обучению плаванию являются  праздники  и соревнования на воде. Участие в них объединяет детей общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эгоистическое удовлетворение. Ребята начинают глубже осознавать значение систематических упражнений в плавании для достижений желаемых результатов, пробуждения интереса к регулярным занятиям.

Важным разделом своей педагогической деятельности считаю работу с родителями. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Не вызывает сомнения, что укрепление здоровья дошкольников, формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков может быть достигнуто лишь совместными координированными усилиями педагогов и родителей. Согласно перспективному плану работы с родителями, готовлю консультации и тематические листы, провожу открытые занятия совместно с родителями в рамках дня открытых дверей, где они становятся непосредственными участниками образовательного процесса, могут увидеть умения ребенка контактировать с водой. Уровень удовлетворенности родителей физкультурно-оздоровительной работой в бассейне составляет в среднем до 98%. В 2011 учебном году был внедрен новый опрос родителей воспитанников посещающих детский сад, с целью выявления симптомов водобоязни у детей младшего дошкольного возраста.

Практические рекомендации.

Внедрение в традиционную методику плавательной подготовки специальных упражнений, направленных на адаптацию к водной среде, эмоциональную и мышечную релаксацию, обеспечение безопасности на воде, активизации духовных, физически, интеллектуальных и соматических проявлений ребенка способствует предотвращению и преодолению водобоязни.

Родителям, воспитателям и инструкторам по физическому воспитанию можно рекомендовать применять специальные комплексы упражнений в воде, направленные на адаптацию ребенка к водной среде.  По возможности, комплектовать малочисленные группы детей, испытывающих страх перед водой (3-4 ребенка), соблюдать психологические факторы успешного обучения плавательному навыку, а именно: нельзя торопить малыша, насильно вносить его в воду, негативно оценивать проявления страха, повышать самооценку ребенка. Избегать состязаний на воде, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других, применять игровой метод обучения, но поэтапно и только при личном желании ребенка, поиграть в воде, когда он не ощущает опасности от  встречи с чем-то неизвестным. Проводить

разъяснительную работу с ребенком, выполняя совместно с ними  упражнения на суше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Обобщение опыта работы по теме: « Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »

Обобщение опыта работы по теме:« Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »...

Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник   рисования...

Статья на тему: «Преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста. Учимся играя!»

laquo;Преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста. Учимся играя!»...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме«Развитие  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»...

Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»

Обобщения опыта работы по самообразованию  за 2021-2022 учебный год  по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...