Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в ДОУ
рабочая программа

Шаулина Анжела Викторовна

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx64.25 КБ

Предварительный просмотр:

                C:\Users\Hp\Desktop\родители.JPG 

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Актуальность

3. Цели, задачи программы

4. Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:

5. Принципы взаимодействия с родителями

6. Формы взаимодействия с родителями.

7 . Ожидаемые результаты программы.

8. Содержание работы с родителями.

9. Используемая литература

Пояснительная записка

 Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Актуальность:

С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании: - ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только, как правило, образовательным учреждением и педагогами, воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы работы с семьёй, родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП, нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, взаимного уважения, демократизации.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Эффективность выбранных методов работы с семьёй также подтверждается данными о желании родителей участвовать в мероприятиях, предлагаемых педагогами.

Программа взаимодействия с родителями воспитанников составлена с учётом образовательной программы «От рождения до школы».

Результаты опроса показали, что детский сад пользуется авторитетом  у родителей, они довольны отношением воспитателей к детям и к ним, отмечают,  что дети с удовольствием посещают детский сад.  За активное участие в деятельности ДОУ отдельные родители были награждены грамотами, Благодарственными письмами от администрации ДОУ.

 Цель: создание в детском саду максимально благоприятных  социально-психологических  условий для сближения ребёнка с родителями на основе взаимодействия детского  сада и семьи, приобщение родителей к участию в жизни детского сада и группы.

Задачи:

 1. Установление партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями.

 2. Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

 3. Практическая помощь семье в воспитании детей;

 4. Организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

 5. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада.

 Принципы работы с семьей

Совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное

пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.

Основные принципы при работе с семьей.

1 Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2 Системность и последовательность работы.

3 Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.

4 Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Д. Б. Филоновым была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем:

• Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;

• Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;

• Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.

Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений.

 Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи.

Информационно-аналитический блок

Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Практический блок

Цель: решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием

Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:

Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.

Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родителя являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности;

  1.  совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности
  2.  совместное планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование  новых целей, задач и результатов.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

1. Открытость детского сада для семьи.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит положительные  результаты. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

Правила работы с родителями

  • к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;
  • общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
  • изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;
  • изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Направления и формы работы:

1. Изучение семьи Изучение семей обучающихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Психолого-педагогическая диагностика:

  • наблюдение
  • беседа
  • тестирование (Тест «Я – родитель, я – приятель?!»)
  • анкетирование («Знакомство с родителями», «Ваш  ребёнок», « Незаконченное предложение» и др.)
  • материалы детского творчества
  • интерактивные игры

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Умело организованное и  продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах:

  • родительские собрания
  • конференции
  • тренинги
  • индивидуальные и тематические консультации
  • беседы

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

4. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность.  Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

Для реализации программы использую следующие формы взаимодействия с родителями.

  1. Анкетирование, беседы, опросы, тесты.
  2. Родительское собрание, беседы.
  3. «Родительский всеобуч», общешкольные и классные тематические собрания и конференции для родителей, индивидуальные консультации и проч.
  4. Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, помощь в укреплении материально-технической базы школы и класса, родительские собрания.
  5. Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.
  6. Посещения семей, подготовка школьных и классных праздников, заседания родительских комитетов.
  7. Совет школы, классные советы, классные родительские комитеты.

    Традиционные   формы: лекции, беседа, родительские собрания, консультирование  родителей по  запросу, наглядная агитация.

Нетрадиционные формы: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, совместные досуги, праздники, участие  родителей и детей в выставках, организация дней открытых  дверей, открытых просмотров занятий и других  видов деятельности  детей, выпуск   газет, организация мини-библиотек.

Инновационные:-Сайт детского сада. -Проектная деятельность Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.

В рамках каждого направления запланирован комплекс организационных, образовательных или досуговых мероприятий, объединяющих всех участников образовательного процесса. Это позволяет структурировать деятельность педагогов, родителей и детей, как на уровне дошкольной организации, так и на уровне отдельной группы.

 

Педагогический мониторинг

 

 

 

Процесс мониторинга является комплексным и предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов. Эти задачи определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение.
 

Педагогическая поддержка

 

Включает знакомство родителей с проблемами в развитии своих детей, знакомство родителей друг с другом с целью общения, передача родителям необходимой информации по тому или иному вопросу (информационные листы, папки-передвижки, листы-памятки, консультации в родительском уголке,  информация на сайте ДОО, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.).

 

Педагогическое образование

 

Направлено на решение конкретных задач, которые связаны с образованием и развитием воспитанников.
Формы и методы работы, которые будут использоваться педагогами, зависят от конкретной задачи. Чаще всего выбираются такие формы взаимодействия: мастер-классы, открытые образовательные мероприятия,  родительские  собрания, консультации, индивидуальные беседы и др.

 

Совместная деятельность педагогов и родителей

 

Включает подготовку и реализацию совместных образовательных и досуговых мероприятий: проектов, акций, экскурсий, походов, праздников, развлечений, конкурсов, фестивалей и др.

 

Знакомство  родителей с задачами, содержанием и методами воспитания в условиях детского сада и семьи. Тематические консультации для ответов на вопросы, интересующие родителей. Педагогическая беседа с родителями необходима для оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу. Анкетирование с целью изучения семьи. На доске объявлений информация для  родителей об основных событиях и мероприятиях, организованных в детском саду.

Ожидаемые результаты:

1. Повысился  воспитательный потенциал семьи, понимание родителями  необходимости  и важности взаимного сотрудничества в интересах создания единого пространства развития для своего ребенка.

2. Возросло число родителей активно включенных в образовательный процесс детского сада, группы.

3. Сформировано представление родителей о сфере педагогической деятельности:

 - о педагогической деятельности в целом;

 - о специфике работы с детьми дошкольного возраста;

 - об особенностях образовательного процесса в ДОУ;

4. Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия с детским садом.

Список литературы:

 1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М. А. Васильевой, - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 267с.

 2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : Педагогическое общество России. 2007. – 96с.

 3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : «Центр педагогического образования». 2007. – 80с.

 4. Чиркова С. В. Родительские собрания: Младшая группа. – М. : ВАКО, 2011. 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников во II младшей группе

Рабочая программа  по работе с родитеями во 2 младшей группе...

план программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе на 2015- 2016 учебный год.

План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней  группе на 2015- 2016 учебный год - основа взаимодействия детского сада и семьи.  Направлена на реализацию единого подхода ...

Программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе ДОУ"

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании ...

Рабочая программа по сотрудничеству с родителями воспитанников старшей ясельной группы на 2018-2019 учебный год

     Родители – главные воспитатели своих детей. Дошкольное учреждение призвано только помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. Далеко не все семьи в п...

План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников во II младшей группе на 2019- 2020 учебный год.

План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников во II  младшей группе на 2019- 2020 учебный год....

Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители яв...

Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе...