Принципы вальдорфской педагогики. Советы для родителей.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация для родителей

Принципы вальдорфской педагогики. Советы для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_1.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Принципы вальдорфской педагогики. Советы для родителей.

Для вальдорфского воспитания в первые семь лет жизни ребенка важнее эмоциональное развитие, чем интеллектуальное. Вальдорфские педагоги считают, что слишком раннее обращение к интеллекту отнимает силы и не позволяет организму ребенка заложить прочную основу для здоровья.

Ребенок до 7 лет учится через подражание и воспитывается через пример. Это значит, что вальдорфский воспитатель не будет учить малыша, как нужно лепить, рисовать, клеить. Он будет заниматься рукоделием сам, ожидая, когда малыш проявит интерес к его труду. А это непременно произойдет: дети в таком возрасте очень хотят походить на взрослых! Поэтому, кстати, они охотно выполняют посильную работу: моют посуду, подметают, поливают цветы, пекут. Сначала они делают это вместе со взрослым, а уже затем, когда у малышей проявится интерес, взрослый может помочь, подкорректировать, показать.

Важнейшее место в жизни ребенка занимает свободная игра. Малыш живет в мире фантазии. Когда ребенок слишком рано взрослеет, он выглядит усталым, бледным, ему скучно, он не умеет играть, а может только разрушать. Ребенок, который живет в своих фантазиях, полон радости и жизни. Игра для него – способ войти в мир практичный, земной, и очень важно, чтобы это вхождение было осторожным, щадящим, а отношение взрослых – бережным.

Для маленького ребенка важно жить в соответствии с ритмами, внутренними и внешними. Ведь вся работа нашего организма основана на ритмах: бодрствование и сон, кровообращение, пищеварение, дыхание (вдох–выдох). Но внутренние ритмы ребенка еще не сбалансированы, поэтому так важно внешне сделать жизнь ритмичной. Режим дня в вальдорфской педагогике строится не по часам, а по принципу «вдох–выдох». Вдох – концентрация внимания, выдох – расслабление, свободная деятельность. Например, игры и песни в кругу, которые предлагают воспитатели, уборка помещения – это «вдох». А прогулка, свободная игра – это «выдох». Они обязательно должны чередоваться, чтобы не вызвать переутомления. Скажем, любая дорога (даже до садика) для ребенка – это «вдох», перенасыщенный впечатлениями и инструкциями. После дороги обязательно должен быть «выдох» – 15–20 минут для свободной деятельности.

Что мы можем сделать дома?

1.Интерьер

«Вальдорфцы» считают важным исключить из жизни ребенка все синтетическое, пластмассовое, резиновое. Окружение ребенка должно соответствовать естественному миру.

Что сделать? Деревянная облицовка стен или бумажные обои светлых оттенков. Самый близкий дошкольному возрасту оттенок – нежно-розовый, как цветущий персик. Шторы на окнах изо льна или хлопка – в одной гамме с цветом стен. Идеальная вальдорфская детская мебель – из натурального дерева, без лака, чтобы можно было ощущать фактуру природного материала. В вальдорфской мебели также нет острых углов, они все скруглены.

2.Игрушки

Вальдорфские педагоги считают, что ребенку нужна не готовая игрушка, а предметы, стимулирующие его собственную фантазию и игру. Игрушка должна оставлять простор для «додумывания». Идеальная вальдорфская игрушка – обыкновенная палка. Она может быть и посохом, и мечом, и волшебной палочкой, и конем, даже паровозом, если того захочет детское воображение!

Что сделать? Бревнышки, чурочки, пеньки разной высоты и толщины, корни деревьев – идеальный строительный материал. Их можно почистить, отшлифовать, если вы боитесь грязи и заноз. Главное – оставить их природную фактуру и естественную неровность. Ракушки, каштаны, желуди, шишки своей пластикой, фактурой всегда привлекают детей. Если впустить их в игровое пространство ребенка, они смогут стать как стадом овец, так и потоком машин.

3.Игра

Это игра, сюжет которой не навязан взрослым, он вытекает из фантазии ребенка, обрывается, потом подпитывается новым впечатлением, подчиняется какой-то своей внутренней логике и не поддается внешней. Впечатлительные дети порой не успевают перерабатывать все явления окружающего их мира, эти впечатления остаются внутри них, превращаясь в тревоги или фантазии, которые пугают их родителей. В свободной игре дети могут воплощать эти переживания, прорабатывать их – и при этом они становятся заметно спокойнее.

Что сделать? Для плодотворной свободной игры нужно лишь выделить время и пространство, где позволено возводить большие конструкции. Детям необязательно иметь законченные «декорации» – школа, магазин, больница. Достаточно подушек, стульев, платков, дощечек. Все это они сами преобразят. Стол со скамейкой может превратиться в комбайн, потом сразу – в подводную лодку, а через минуту – в шалаш.

4.Рисование

Цель рисования для вальдорфского педагога – не научить, а создать условия для «переживания» цвета. Дети рисуют «мокрым по мокрому», то есть разведенной в воде акварелью по влажной бумаге, получая плавные переходы, возможность сочетать цвета между собой. Рисуют красками основных цветов: красной, синей и желтой, остальные цвета получаются смешиванием. Рисование красками производит такое сильное впечатление, что проводится не чаще, чем раз в неделю. Хорошо, если в доступном для ребенка месте всегда есть цветные восковые мелки и бумага. Это дает ему возможность отражать свои внутренние ощущения и впечатления от внешнего мира. Вальдорфский педагог не проводит занятий по рисованию в привычном смысле, но он может повлиять на рисунки детей, если сам будет рисовать рядом, если будет рассказывать сказки или показывать спектакли.

5.Сказки

Невозможно представить себе мир детства без сказок. Сказка развивает фантазию, способность к воображению, эмоциональную сферу, обогащает речь. Вальдорфская педагогика больше всего уважает народную сказку как воплощение мудрости, накопленной и отшлифованной за многие века. Первозданный образный язык сказки, подобный сновидению, больше всего соответствует мифологическому сознанию ребенка. Дети понимают смысл сказки без всяких объяснений.

Что сделать? Совершенно не важно, будете вы рассказывать своим детям немецкие народные сказки в пересказе братьев Гримм или русские народные сказки. Важнее, чтобы это было именно рассказывание, а не чтение, – ребенку нужно видеть лицо рассказчика, обращенное к нему. Сказка очень лаконична. В ней нет ни одного лишнего слова, поэтому рассказывать сказку нужно очень близко к тексту, сохраняя распевную манеру сказителя. Звук, образ, ритм, мелодика сказки тесно связывают ребенка с миром народной культуры, помогают почувствовать корни, обрести устойчивость. Полезно рассказывать одну и ту же сказку три, а то и пять дней подряд, чтобы ребенок смог «переварить» ее, целостно постичь.

6.Труд

Труд в вальдорфской системе не связан с научением и принуждением. И в то же время постепенно все дети приобщаются к ручному труду. Воспитатель просто занимается рукоделием сам и ждет, когда кто-то из детей к нему подойдет – у него все заранее заготовлено (выкройки, нитки, тряпочки, плоды и т. д.). Работая пальцами, занимаясь мелкой работой, ребенок развивает свою речь. Но очень важно, чтобы результат его труда (коврик для куклы, подушечка для иголок, бусы из каштанов и рябины) использовался в реальной жизни, а не отправился бы в мусорную корзину

Что сделать? Ткацкое дело в самом своем простом варианте (из толстых шерстяных ниток, на картонке) – беспроигрышный вариант. В результате всегда получается нарядная и полезная вещь – коврик для куклы, сумочка. А кроме того, такой труд помогает растить не потребителя, но созидателя. Шитье кукол не менее увлекательно. То, что ребенку нельзя давать в руки ножницы и иголку, – это миф. Четырехлетний малыш вполне в состоянии шить (правда, пока не очень ровно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика вальдорфской педагогики.

Специфика вальдорфской педагогики....

Вальдорфская педагогика в детском саду

Вальдорфская педагогика - педагогика радости для растущего ребенка, где наши дети укрепляют свое здоровье, развивают душу (речь) и формируют мышление через мелкую моторику. Педагогика Р.Штайнера не от...

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...

Вальдорфская педагогика. Вальдорфский детский сад.

Вальдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и пе...

Эссе: «Постулаты Вальдорфской педагогики в психолого-педагогическом сопровождении детей с ЗПР»

laquo;Наша жизнь слагается из поступков свободы и несвободы. Но мы не можем додумать до природы. Ибо мы поистине люди лишь постольку поскольку мы свободны»...

План самообразования на 2020-2021г "«Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста , через использование элементов методики Р.Штайнера,«Вальдорфская педагогика».

Изучением вальдорфской педагогики я начала заниматься недавно, но интересовалась давно. Трудности, безусловно, есть и будут, так как чтобы хорошо знать, представлять и применять тонкости вальдорфской ...