Совместное внимание у детей с РАС
консультация

Боболович Ирина Александровна

Совместное внимание у детей с РАС.

 

Дети, у которых диагностирован аутизм, имеют дефицит социальных навыков, а если говорить конкретнее, то им не хватает разделенного или, его еще называют, совместного внимания. Так называется общее внимание двух людей к одному и тому же объекту или синхронизация внимания между двумя или более людьми.

Совместное внимание — это базовый социальный навык, когда ребенок сосредотачивает внимание на том же событии или предмете, что и другой человек, то есть он как бы разделяет ваше внимание. Главные индикаторы совместного внимания — это, как правило, жесты и направление взгляда ребенка, который следует за жестами или взглядом взрослого.

Навыки, связанные с совместным вниманием, начинают формироваться еще в младенческом возрасте, примерно в шесть месяцев. Они развиваются, когда ребенок общается и играет с родителями или другими взрослыми. Например, мама или папа показывает младенцу игрушку, и младенец обращает на нее внимание, смотрит на лицо родителей и на игрушку. Это проявление совместного внимания, так как и родитель, и ребенок смотрят на один и тот же предмет.

Это навык, который необходим для дальнейшего развития коммуникации и речи ребенка. Обычно оно формируется естественным образом, но если этого не происходит, например, из-за аутизма или иной задержки развития, то важно работать над этим навыком, целенаправленно поощряя за него ребенка. Работа над совместным вниманием включает игры, подражание действиям ребенка, обучение тому, чтобы следовать вашему указательному жесту или взгляду, и обучение самого ребенка указательному жесту (вначале в качестве просьбы).

При установлении контакта с ребенком с РАС необходимо учить его удерживать внимание на процессе совместной игры со взрослым. Для этого можно осуществить ряд несложных шагов.

Шаг 1. Сначала определите фокус внимания ребенка. Выясните, что ему нравится: какие игрушки, занятия, действия. Обратите внимание на то, в чем он заинтересован и на что обращает внимание. Для каждого типа занятий составьте список предметов, материалов, игрушек или подвижных игр, от которых, как вам кажется, ребенок получает удовольствие. Если он не берет предметы по своей инициативе и не придумывает подвижные игры, предоставьте ему на выбор ряд материалов или игрушек, предложите их потрогать и поиграть с ними, чтобы выяснить, что может его заинтересовать. Если совсем не интересуется игрушками и подходящими для игр предметами, сосредоточьтесь на его реакциях на другие повседневные занятия.

Шаг 2. Затем займите правильное положение, чтобы ребенок вас заметил. Социальная коммуникация осуществляется прежде всего через контакт глаз, мимику и язык тела. Поэтому сядьте напротив. Найдите варианты положений, благодаря которым вы окажетесь в фокусе внимания ребенка. Приложите все усилия к тому, чтобы быть близко к ребенку, на его уровне, лицом к лицу. Такое положение дает возможность ребенку учиться сосредотачивать внимание на других людях в процессе общения и взаимодействии.

Шаг 3. Далее устраните «конкуренцию». Находящиеся в окружающей обстановке предметы могут в значительной степени привлекать к себе внимание ребенка. Чтобы немного уменьшить эту конкуренцию, вам, возможно, придется окинуть взглядом окружающее пространство и подумать, как немного его изменить. Подумайте, что можно убрать из его поля зрения, чтобы это его не отвлекало. Если другие люди пытаются взаимодействовать с ребенком в то же время, что и вы, его внимание будет отвлечено от вас. Постарайтесь свести отвлекающие факторы к минимуму.

Шаг 4. Необходимо определите зону социального комфорта ребенка. Чтобы привлечь его внимание к вашему лицу и телу, важно определить уровень комфорта ребенка в отношении физической близости. Выясните путем проб, в каком положении ребенку удобнее всего смотреть на вас. Расстояние, с которого ребенку комфортно смотреть на вас, — это и есть правильная дистанция для взаимодействия, обучения и игры.

Первые игры.

Так как ведущая деятельность у детей дошкольного возраста игровая, совместное внимание мы развиваем через игру.

Развитию совместного внимания способствуют игры, в которых взрослый и ребенок делают что – то вместе. Это может быть все, что угодно, главное, чтобы игра была короткой, веселой и содержала повторяющиеся элементы:  

- Это такие игры, как «Обнимашки», «Щекоталки». Используйте при этом веселые потешки, присказки и т.д. Такие игры особенно подойдут для детей, которым нравится тактильный контакт;

- Игры с коммуникативным компонентом. Для ребенка можно использовать такие как: «Сорока - ворона», игры лицом друг к другу - «Ладушки», «Ку-ку».

- Или игры по типу «по кочкам», в различных ее вариантах.

- Так же можно кружиться вместе с ребенком, приседать, при этом эмоционально вокализируя («ух!»).

Можете включать в сенсорные социальные игры разного рода предметы. Используемый в игре предмет должен быть особым: он должен привлекать внимание ребенка к вам, а не отвлекать от вас! Старайтесь выбирать предметы, которыми ребенок не умеет манипулировать самостоятельно. Таким образом вы сможете дольше удерживать предмет у себя, так как ребенок будет нуждаться в вашей помощи, чтобы начать или продолжить игру.

Ребенок одновременно учится концентрироваться и на человеке, и на предмете, соблюдать очередность.

Например: выдувать мыльные пузыри и лопать их. Если ребенок пока еще не может подуть сам, пусть он помогает вам открывать пузырек с мыльным раствором и погружать в него колечко.

Также можно использовать и другие предметы для игр, такие как воздушные шары, вертушки, помпоны, аксессуары, платки, шарфы (которые можно использовать при игре в ку-ку, подбрасывайте, прячьтесь под ними, танцуйте с ними).

Опыт показывает, что контакт обязательно возникает, потому что ребенок хочет этого, как и мы. Основное тут – не торопиться, не форсировать события, но постараться увидеть встречное движение от ребенка и адекватно на него ответить.

Пытаясь установить и закрепить эмоциональный, содержательный контакт с ребенком с РАС, необходимо делать это с подключением положительных эмоций.

Благодаря положительным эмоциям у ребенка появляется мотивация на взаимодействие с другим человеком, являющимся источником этих приятных переживаний.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnoe_vnimanie_u_detey_s_ras.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Совместное внимание у детей с РАС.

Дети, у которых диагностирован аутизм, имеют дефицит социальных навыков, а если говорить конкретнее, то им не хватает разделенного или, его еще называют, совместного внимания. Так называется общее внимание двух людей к одному и тому же объекту или синхронизация внимания между двумя или более людьми.

Совместное внимание — это базовый социальный навык, когда ребенок сосредотачивает внимание на том же событии или предмете, что и другой человек, то есть он как бы разделяет ваше внимание. Главные индикаторы совместного внимания — это, как правило, жесты и направление взгляда ребенка, который следует за жестами или взглядом взрослого.

Навыки, связанные с совместным вниманием, начинают формироваться еще в младенческом возрасте, примерно в шесть месяцев. Они развиваются, когда ребенок общается и играет с родителями или другими взрослыми. Например, мама или папа показывает младенцу игрушку, и младенец обращает на нее внимание, смотрит на лицо родителей и на игрушку. Это проявление совместного внимания, так как и родитель, и ребенок смотрят на один и тот же предмет.

Это навык, который необходим для дальнейшего развития коммуникации и речи ребенка. Обычно оно формируется естественным образом, но если этого не происходит, например, из-за аутизма или иной задержки развития, то важно работать над этим навыком, целенаправленно поощряя за него ребенка. Работа над совместным вниманием включает игры, подражание действиям ребенка, обучение тому, чтобы следовать вашему указательному жесту или взгляду, и обучение самого ребенка указательному жесту (вначале в качестве просьбы).

При установлении контакта с ребенком с РАС необходимо учить его удерживать внимание на процессе совместной игры со взрослым. Для этого можно осуществить ряд несложных шагов.

Шаг 1. Сначала определите фокус внимания ребенка. Выясните, что ему нравится: какие игрушки, занятия, действия. Обратите внимание на то, в чем он заинтересован и на что обращает внимание. Для каждого типа занятий составьте список предметов, материалов, игрушек или подвижных игр, от которых, как вам кажется, ребенок получает удовольствие. Если он не берет предметы по своей инициативе и не придумывает подвижные игры, предоставьте ему на выбор ряд материалов или игрушек, предложите их потрогать и поиграть с ними, чтобы выяснить, что может его заинтересовать. Если совсем не интересуется игрушками и подходящими для игр предметами, сосредоточьтесь на его реакциях на другие повседневные занятия.

Шаг 2. Затем займите правильное положение, чтобы ребенок вас заметил. Социальная коммуникация осуществляется прежде всего через контакт глаз, мимику и язык тела. Поэтому сядьте напротив. Найдите варианты положений, благодаря которым вы окажетесь в фокусе внимания ребенка. Приложите все усилия к тому, чтобы быть близко к ребенку, на его уровне, лицом к лицу. Такое положение дает возможность ребенку учиться сосредотачивать внимание на других людях в процессе общения и взаимодействии.

Шаг 3. Далее устраните «конкуренцию». Находящиеся в окружающей обстановке предметы могут в значительной степени привлекать к себе внимание ребенка. Чтобы немного уменьшить эту конкуренцию, вам, возможно, придется окинуть взглядом окружающее пространство и подумать, как немного его изменить. Подумайте, что можно убрать из его поля зрения, чтобы это его не отвлекало. Если другие люди пытаются взаимодействовать с ребенком в то же время, что и вы, его внимание будет отвлечено от вас. Постарайтесь свести отвлекающие факторы к минимуму.

Шаг 4. Необходимо определите зону социального комфорта ребенка. Чтобы привлечь его внимание к вашему лицу и телу, важно определить уровень комфорта ребенка в отношении физической близости. Выясните путем проб, в каком положении ребенку удобнее всего смотреть на вас. Расстояние, с которого ребенку комфортно смотреть на вас, — это и есть правильная дистанция для взаимодействия, обучения и игры.

Первые игры.

Так как ведущая деятельность у детей дошкольного возраста игровая, совместное внимание мы развиваем через игру.

Развитию совместного внимания способствуют игры, в которых взрослый и ребенок делают что – то вместе. Это может быть все, что угодно, главное, чтобы игра была короткой, веселой и содержала повторяющиеся элементы:  

  • Это такие игры, как «Обнимашки», «Щекоталки». Используйте при этом веселые потешки, присказки и т.д. Такие игры особенно подойдут для детей, которым нравится тактильный контакт;
  • Игры с коммуникативным компонентом. Для ребенка можно использовать такие как: «Сорока - ворона», игры лицом друг к другу - «Ладушки», «Ку-ку».
  • Или игры по типу «по кочкам», в различных ее вариантах.
  • Так же можно кружиться вместе с ребенком, приседать, при этом эмоционально вокализируя («ух!»).

Можете включать в сенсорные социальные игры разного рода предметы. Используемый в игре предмет должен быть особым: он должен привлекать внимание ребенка к вам, а не отвлекать от вас! Старайтесь выбирать предметы, которыми ребенок не умеет манипулировать самостоятельно. Таким образом вы сможете дольше удерживать предмет у себя, так как ребенок будет нуждаться в вашей помощи, чтобы начать или продолжить игру.

Ребенок одновременно учится концентрироваться и на человеке, и на предмете, соблюдать очередность.

Например: выдувать мыльные пузыри и лопать их. Если ребенок пока еще не может подуть сам, пусть он помогает вам открывать пузырек с мыльным раствором и погружать в него колечко.

Также можно использовать и другие предметы для игр, такие как воздушные шары, вертушки, помпоны, аксессуары, платки, шарфы (которые можно использовать при игре в ку-ку, подбрасывайте, прячьтесь под ними, танцуйте с ними).

Опыт показывает, что контакт обязательно возникает, потому что ребенок хочет этого, как и мы. Основное тут – не торопиться, не форсировать события, но постараться увидеть встречное движение от ребенка и адекватно на него ответить.

Пытаясь установить и закрепить эмоциональный, содержательный контакт с ребенком с РАС, необходимо делать это с подключением положительных эмоций.

Благодаря положительным эмоциям у ребенка появляется мотивация на взаимодействие с другим человеком, являющимся источником этих приятных переживаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность

Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...

1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»

Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей» Консультация для родителей

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. ...