Игровой тренинг
материал

Марченко Валентина Анатольевна

 «Вместе играем - речь ребенка развиваем»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

  • познакомить родителей с разными видами совместных игр и игровых заданий для развития речи детей;
  • способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Формы проведения: Практикум с применением игрового тренинга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой тренинг с родителями:

 «Вместе играем - речь ребенка развиваем»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

  • познакомить родителей с разными видами совместных игр и игровых заданий для развития речи детей;
  • способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Формы проведения: Практикум с применением игрового тренинга

Участники: Воспитатели, логопед, родители.  

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поучимся организации речевых игр, совместных с ребенком. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь. А с недостатками речи бороться очень трудно. Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!

1. Вводная часть. Приветствие и представление. (Упражнение «Имя»)

Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем вам представиться – назвать своё имя, отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слова на первые буквы своего имени и отчества.

Разминка – «Кто кем был, что чем было?» (для активизации мыслительных процессов и установления дружеской атмосферы)

Сейчас предлагаем Вам поиграть в небольшую игру «Кто кем был, что чем было?». Мы будем называть слова, а Вы должны сказать кем или чем это было раньше.

Папа? – мальчиком; медведь? – медвежонком; Буратино? - поленом; платье? – тканью; пирог? – мукой и т. п. Принятие групповых правил.

В каждой игре существуют правила. На нашем тренинге мы тоже должны принять с вами некоторые правила и придерживаться их. Послушайте и выскажите своё мнение:

согласны или не согласны с ними.  

  • Старайтесь участвовать во всех играх и упражнениях.
  • На тренинге может говорить только один человек.
  • Если выполнили упражнение, то поднимите флажок.
  • Не выкрикивайте, не перебивайте других, умейте выслушать другого человека.
  • Если что-то непонятно, не стесняясь обязательно задайте вопрос.

И так, начнем. Предлагаем Вашему вниманию некоторые простые речевые игры, в которые Вы можете поиграть с детьми дома. Они не требуют специальной подготовки и помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь вашего ребенка богаче и разнообразнее, а также расширить и закрепить знания об окружающем его мире. Начнем с самого простого.  1. Игра «Подбери слова»

Цель: расширение объема словаря и уточнение представлений о признаках предметов.

Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова.

  • Я знаю молочные продукты…
  • Я знаю комнатные растения…
  • Я знаю перелетных птиц…
  • Я знаю луговые цветы…
  • Я знаю лиственные деревья…

2. Игра «Скажи наоборот»

Цель: умение подбирать слова, противоположные по значению.

Взрослый         произносит         слово,         а         ребенок         должен         произнести         слово         с противоположным значением. Давайте попробуем.

  • холодный – горячий,  
  • большой – маленький,

- тяжелый – легкий,

  • веселый – грустный и т.д.

3. Игра «Я знаю три части»

Цель: расширение словаря, уточнение представлений детей о предмете

Назови по три части указанных предметов. Если назовешь пять частей, ты – победитель!

  • Я знаю 3 части машины…
  • Я знаю 3 части вертолета…
  • Я знаю 3 части компьютера…
  • Я знаю 3 части дивана…
  • Я знаю 3 части велосипеда…
  • Я знаю 3 части грузовика…

4. Игра «Найди ответ»

Цель: развивать понятийный аспект значения слов, развитие связанной речи.

  • Больничный халат такого же цвета, как…
  • Помидор такого же цвета, как…
  • Елка такого же цвета, как…
  • Вишня такого же цвета, как…
  • Цыпленок такого же цвета, как…
  • Облако такого же цвета, как…

5. Игра «Фантазёры»

Цель: развивать фантазию, творчество, расширение объема словаря.

Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, если вдруг на Земле исчезнут:

  • все ложки и вилки;
  • все учебники и книги;
  • все игрушки и т. д. Что произойдет? Чем это можно заменить?

Игра «Словесный мяч»

Предлагаю ознакомиться с игрой «Словесный мяч». Игра более сложная. Я назову слово и брошу одному из игроков мяч. Игрок должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, и бросить мяч следующему игроку или ведущему.

Например, самолет – танк – кокос;

Ананас – слон - ножницы

Игра «Найди букву»

Перед вами текст. Он скучный, неинтересный. Возьмите в руки ручки. По команде за 3 минуты необходимо зачеркнуть все буквы С.

 

Эти игровые упражнения очень нравятся детям, они с заинтересованностью реагируют на выполнение заданий в рифмованной форме, им интересен сам соревновательный момент. Если Вы, родители, будете играть с ребенком в речевые игры, то у него развивается воображение, мыслительные процессы, память внимание, обогащается активный словарь, автоматизируются поставленные звуки.

Уважаемые родители наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось своё мнение по поводу нашего занятия, поэтому я предлагаю вам выбрать из разноцветных шариков один, надуть его и высказать своё мнение: почему выбрали цвет такого шарика? С чем он ассоциируется? что вас заинтересовало? В чем испытали трудности?

 

Памятка для родителей.

Речевые игры на кухне: «Готовим сок». Образуем слово: «Из яблок получается сок…яблочный, из груш….

грушевый, из слив, вишни, моркови…», а теперь «Морковный сок из….моркови».

           «Один - много»: В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании «много».

Один дом – много домов

Один стол - много столов

Один шкаф - много шкафов

 Один жук – много жуков

«Покупки»   Выполняются различные задания.

  • назови, что не надо варить или жарить?
  • что здесь самое вкусное?
  • что самое легкое (тяжелое, вкусное, гладкое…)?

Удачи вам в совместной игре и работе с ребенком!

«Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья)

 «Кто больше» Совместно с ребенком выберите тему игру (например, «Продукты») и по очереди называете продукты (мясные, молочные, мучные).  Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Дополни предложение» Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т. д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало, и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце».

  • светило солнце;
  • ярко светило солнце;
  • на небе ярко светило солнце;
  • на небе ярко светило весеннее солнце;
  • на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
  • на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам, воспитателям и логопедам, не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить. Для того, чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки - буклеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ВРЕМЕНЕМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

ПЛАН-КОНСПЕКТИГРОВОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙНА ТЕМУ:«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ВРЕМЕНЕМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»...

игровой тренинг "Необычное путешествие"

игровой тренинг для родителей и детей...

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.Задачи:-Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального конта...

Игровой тренинг для родителей: Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе.

Игровой тренинг для родителей: Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе.  В настоящее время родителям предлагается большое количе­ств...

Сценарий мероприятия с родителями, педагогами - Игровой тренинг "Эффективные игровые технологии по обучению детей безопасному поведению на дорогах"

Игровой тренинг для взрослых , участники знакомятся с эффективными играми - викторинами, тренингами, дидактическими играми по обучению детей ПДД. При этом сами играющие соревнуются, проявляя смекалку,...

Игровой тренинг с воспитателями «Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры»

теоретический доклад и практический тренинг с народными играми с педагогами ДОУ на тему "Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры"....