Буклет "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"
консультация (подготовительная группа)

Колпакова Наталья Николаевна

    Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная  сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить. К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. Данный консультативный материал содержит рекомендации по развитию концентрации внимания, зрительной памяти, пространственных ориентировок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_profilaktika_opticheskoy_disgrafii_u_doshkolnikov.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная  сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у... Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;

- добавление лишних элементов;

- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

- зеркальное написание букв.

Таким образом, дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до

начала обучения ребенка грамоте.

Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут

быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников  являются различные дидактические игры и упражнения.

Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.

1. Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине.

2. Выделить из множества картинок заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.).

3. Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.

4. Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда.

5. Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.

6. Узнать предмет по контурному изображению.

7. Соотнести предметы с их черными силуэтами.

8. Найти различия в двух предметных картинках.

9. Узнать предметы, наложенные друг на друга.

10. Узнать зашумленные предметы.

11. Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.

12. Найти одинаковые предметы, объекты.

13. Назвать недорисованные изображения предметов.

14. Определить, что неправильно нарисовал художник.

15. Определить, что забыл нарисовать художник.

16. Найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.

17. Найти спрятанные в рисунках предметы.

18. Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.

19. Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).

20. Угадать предметы по отдельным деталям.

21. Узнать изображения.

21. «Лабиринты».

Развитие зрительной памяти.

1. Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.

2. Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.

3. Восстановить пары картинок.

4. Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка).

5. Сравнить две картинки и найти их отличия.

6. Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).

  Развитие пространственных представлений: формирование

способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем

пространстве, в малом пространстве.

1. Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти.

2. Назвать, что выше (ниже) всего.

3. Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади).

4. Выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы и т.д.).7. Выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, откидывание головы и т.д.).

5. Назвать и показать правые и левые части тела.

6. Выполнить движения только в направлении направо (махи руками, ногами, наклоны головы и т.д.).

7. Выполнить движения только в направлении налево.

8. Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.п.

9. Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади).

10. Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко).

11. Выполнить команды взрослого: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад и т.п.

12. Нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа

– круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник.

13. Провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.

14. Закончить строчку по образцу (ребенок работает на листе бумаги в крупную клетку).

15. Пространственные слуховые диктанты.

16. Отработать правильность употребления предлогов перед, за, между, после, около, рядом, на, под, над, в.

17. Отработать правильность употребления противоположных понятий (антонимов).

Автоматизация зрительных представлений графических образов букв, дифференциация букв, имеющих оптические сходства.

1. Назвать буквы.

2. Назвать пары букв.

3. Найти и назвать неправильно написанные буквы.

4. Дорисовать недостающие элементы букв. Назвать эти буквы.

5. Узнать и назвать буквы.

6. Найти и вычеркнуть заданную букву, слог, слово.

7. Восстановить слова из букв.

8. Вставить в слово пропущенную букву.

9. Восстановить слова, используя заданные слоги.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1

Картинки по запросу картинки по теме дисграфия

Старший воспитатель:  Колпакова Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"

  Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...

Коррекционно-педагогическое воздействие при оптической дисграфии у дошкольников

Процесс овладения детьми письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни дети справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности.  Дисграфия никогда не во...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...

Предупреждение оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи.

Нарушение письма – одна из самых распространённых форм речевой патологии у младших школьников. Дисграфия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых расстройств, поэтому её профилактика в дошко...

Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...