"Пространственная ориентировка"
консультация

Дронова Ольга Валерьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_v_prostranstve.docx14.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Пространственная ориентировка».

Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

  • ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;
  • ориентировку в окружающем пространстве.

Ребенок научается различать правую и левую руку раньше, чем начинает ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки.

На определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей.

Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируется на основе умения выделять правую руку. Различение левой руки у ребёнка в этот период осуществляется только через правую. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребёнок начинает различать правые и левые части тела.

Дети дошкольного возраста практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют и т.д.), но ещё полностью не владеют речевой дифференциацией «правое - левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее.

Ориентировка детей в окружающем пространстве формируется также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, то есть ближе к правой или левой руке. При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз вправо - влево.

Различение правой и левой сторон предмета, находящегося непосредственно перед ребенком, появляется позже. Особенно трудно для ребенка определение правых и левых частей тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.

Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки.

  • Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднения дать ответ, а ребенок должен повторить несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.
  • Показать левую руку. Если ребенок не может назвать левую руку, то следует ее назвать, а ребенок - повторяет.
  • Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с ленточками, развивающие пространственную ориентировку.

Известно, что первично  при ДЦП нарушается моторика. В деятельности двигательного анализатора важным является не только выполнение движений, но и создание следового образа этих движений. ...

Дидактические игры в системе обучения дошкольников пространственным ориентировкам

Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития ребенка  -дошкольника. В современных психолого - педагогических исследованиях отм...

Картотека игр для развития пространственной ориентировки.

Игры на развитие ориентировки в пространстве....

Развитие пространственной ориентировки дошкольников с ОВЗ

Данная презентация была представлена на ГПО воспитателей коррекционных групп....

Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»

Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...

Конспект занятия по развитию пространственной ориентировки в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"

Данный конспект занятия может использоваться на групповых занятиях по развитию ориентировки в пространстве для дошкольников с нарушением зрения....

Игротека для педагогов "Игры на пространственные ориентировки"

игровые задания, закрепляющие  умения  ориентроваться в пространстве, которые можно использовать в ходе НОД  с детьми по ФЭМП...