Консультация для родителей "Играя развиваем интеллект детей"
консультация

Мельникова Ирина Олеговна

В консультации описаны возрастные особенности развития мышления детей и подобраны дидактические игры, направленные на развитие мышления и интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_igraya_razvivaem_intellekt_rebenka.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Играя развиваем интеллект ребенка»

Подготовила

учитель – дефектолог

Мельникова И.О

Большинство родителей родив ребенка, желают ему самого лучшего: самых лучших игрушек, самых лучших оценок в школе, обучения в престижном ВУЗе, профессиональных успехов, продвижения по карьерной лестнице... Но далеко не все задумываются о том, что для такого развития событий уже в дошкольном детстве необходимо уделять внимание развитию интеллекта своего малыша.

Мышление - это важный навык восприятия окружающего мира и происходящих в нем явлений. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Так, посмотрев в окно, увидев гнущиеся деревья и кутающихся в теплую одежду прохожих, мы делаем заключение о том, что на улице ветрено и холодно. Наше мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствии. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы, или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам). Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и другие.

За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения.

Первые признаки мышления у детей проявляются к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста.

Кроме того, ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Например, рисунок может изображать игрушку, а игрушка — то, что нарисовано. Формируется способность к замещению — умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы — представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям еще не готов. В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление. Все, чем ребенок занимается в дошкольном возрасте (рисование, лепка, конструирование, различные игры) развивает у него такие мыслительные операции, как классификация, установление причинно-следственных связей, обобщение, сравнение, абстрагирование, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Если вы видите, что ребенок испытывает какие - либо затруднения в речевом развитии или, если вам кажется, что мыслительные операции вашего ребенка недостаточно развиты, помогите ему справиться с трудностями.

Так как же развивать детское мышление?

Ведущий вид деятельности ребенка – это игра. Вовлекая ребенка в игру, вы не только развиваете его, вы насыщаете ваше общение положительными эмоциями и впечатлениями. Играйте весело, в шуточной форме и всей семьей, задавая вопросы не только ребенку, но и папе, бабушке, старшему брату…

Рассмотрим некоторые игры, развивающие речь и все мыслительные операции:

  1. «Назови одним словом».

Данная игра учит обобщать, классифицировать.

Взрослый называет несколько слов одного предметного ряда. Ребенок должен назвать обобщающее слово.

- стол, кресло, шкаф (мебель)

- сапоги, туфли, валенки (обувь)

- тарелка, чашка, нож (посуда)

  1. «Добавь словечко».

Данная игра учит обобщать, классифицировать.

Взрослый называет несколько слов одного предметного ряда. Ребенок должен добавить предмет и назвать обобщающее слово.

- майка, футболка, носки…(платье. Это одежда)

- яблоко, банан, слива…(апельсин. Это фрукты)

- пылесос, фен, телевизор…(холодильник. Это электроприборы)

  1. «Четвертый- лишний»

Данная игра учит обобщать, классифицировать.

Взрослый называет три слова одного предметного ряда и одно слово из другого предметного ряда. Ребенок должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

- свекла, малина, морковь, капуста (Малина лишняя, потому что это ягода. Свекла, морковь и капуста - овощи)

- корабль, машина, автобус, мотоцикл (Корабль лишний, потому что это водный транспорт. Машина, автобус, мотоцикл – наземный транспорт)

- понедельник, среда, воскресенье, сентябрь (Сентябрь лишний, потому что это название месяца. Понедельник, среда, воскресенье – названия дней недели)

  1. «Закончи предложение»

Данная игра развивает речь, логику.

Взрослый начинает предложение, ребенок заканчивает.

- Ваня надел варежки, потому что…

- Света взяла зонт, потому что…

- Мы включили свет, потому что…

- Щенок радостно завилял хвостом, потому что…

- Мама купила торт и свечи, потому что…

- Мальчик был с мамой в магазине и вернулся грустный, потому что…

  1. «Бывает – не бывает»

Данная игра развивает речь, логику, слуховое внимание.

Взрослый называет ситуацию, ребенок соглашается или не соглашается и исправляет ошибку в предложении.

- Карандаш лежит на столе.

- Карандаш рисует Машей. (Нет. Маша рисует карандашом.)

- Осенью прилетают перелетные птицы. (Нет. Осенью улетают перелетные птицы)

- Мама пришла с работы.

- Лодка плывет по небу. (Нет. Лодка плывет по воде)

- Ежик читает книгу. (Нет. Мама читает книгу.)

- Папа спит на коврике. (Нет. Собака спит на коврике.)

- Зимой идет снег.

  1. «Придумай, чем все закончилось?»

Данная игра развивает речь, мышление, фантазию.

- Катя и Максим пошли в лес. Там они встретили волка…

- Таня с папой катались на лодке. Вдруг подул ветер, и шляпка улетела в воду…

- Бабушка пригласила Егора погостить у нее в деревне. Но Егор опоздал на поезд…

  1. «Назови на один признак как можно больше предметов»

Данная игра развивает речь, логическое мышление.

- Что бывает длинным/коротким? (Волосы, рукава, дорога, веревка…)

- Что бывает колючим?

- Что бывает желтым?

- Что бывает сладким?

Эти простые игры помогут разнообразить ваше общение. Сделают его веселым, интересным и продуктивным. Играйте и развивайте своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Развиваем у детей логическое мышление"

Смысл развивающих занятий в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление ,речь, двигательную сферу, произвольное поведение, то ес...

Консультация для родителей «Развиваем у детей умение классифицировать»

материал предназначен для педагогов детских садов...

Консультация для родителей "Развиваем речь детей"

Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и...

Консультация для родителей "Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ- игр".

Методы ТРИЗ  позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития....

Консультация для родителей. «Развиваем фантазию детей применяя природный и бросовый материал»

Творчество- очень важный  момент в развитие ребенка. Хорошо когда ребенок видит и замечает красоту окружающего мира.Но еще лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит ее.Работу по ...

Задания развиваем интеллект детей 3 лет

Задания развиваем интеллект детей 3 лет...