Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста» «Изучаем свойства воды»
консультация (средняя группа)

Рябинина Татьяна Евгеньевна

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность  с детьми дошкольного возраста» «Изучаем свойства воды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_vody.doc422 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Опытно-экспериментальная деятельность

 с детьми дошкольного возраста»

«Изучаем свойства воды»

Подготовила: воспитатель Рябинина Т.Е.

Изучаем свойства воды

Всех детей очень привлекают игры с водой. Если ваш малыш раскапризничался, то попробуйте отвлечь его, посадив в ванну, полную воды, и дав пустые баночки и бутылочки из-под шампуня, пластиковые стаканчики, губки и маленькие махровые полотенца. Очень скоро настроение ребенка изменится — он будет занят интересной игрой. Малыш начнет переливать воду, наблюдать, как тонут наполненные водой емкости и всплывают со дна пустые.

Летом, в теплый солнечный день, можно организовать игры с водой на свежем воздухе, налив ее в тазик или надувной бассейн. Если вы вместе с ребенком проводите время на берегу водоема, то игры станут еще более разнообразными и увлекательными. В ходе опытов и игр у юного экспериментатора наверняка появится масса вопросов, на которые вам непременно придется отвечать.

Итак, малыш начинает знакомиться со свойствами воды. Для этого снабдите его всем необходимым. Приготовьте лейку, воронку, прозрачные емкости разной формы и величины, мерный стаканчик. В первую очередь обратите внимание ребенка на то, что вода прозрачна. Дайте малышу небольшую игрушку или камешек и попросите спрятать ее в кулачок. Затем спросите: «Где же игрушка? Нет ее, не видно. А теперь давай спрячем игрушку в воду, положи ее в таз». Выполнив задание, ребенок убеждается, что игрушку, лежащую на дне, видно. Объясните малышу, что вода прозрачная, поэтому в ней все видно. Если у вас есть аквариум, рассмотрите вместе с ребенком камешки, рыбок и растения в нем. Спросите у малыша, почему они так хорошо видны.

Продемонстрируйте ребенку еще одно свойство воды. Вода не имеет вкуса. Для доказательства налейте в три чашки кипяченую воду: в одну чашку положите чайную ложку сахара, в другую — соли, а третью оставьте нетронутой. Предложите ребенку попробовать воду из всех чашек на вкус.

Убедиться в том, что вода не имеет запаха, можно понюхав разные жидкости, например шампунь, фруктовый сок, водный раствор валерианы, и сравнив их запах с «запахом» чистой воды.

Покажите ребенку, что вода льется и принимает форму того сосуда, в который налита. Для игры дайте юному исследователю лейку, наполненную водой, и несколько прозрачных баночек разной формы. Наливая в них воду, ребенок сам убедится в свойстве воды заполнять собою сосуды любой формы.

Предложите ребенку проверить поговорку «Водичка дырочку найдет». Предложите для опыта пластиковую бутылку, в нижней части которой проделано несколько отверстий разной величины. Заполнив бутылку водой, малыш увидит, что она начнет вытекать. Причем чем шире отверстие, тем толще будет струйка воды, льющейся из бутылки.

Для измерения объема бутылок разной формы предложите малышу мерный стаканчик и воронку. Вставив воронку в горлышко бутылки, покажите ребенку, как надо аккуратно вливать в нее воду из мерного стаканчика. Не забывайте при этом вслух считать количество стаканчиков, которые вливаются в измеряемую емкость. Проделав то же самое с бутылкой другой формы, малыш узнает, в которую из них входит большее количество воды, и вместе с вами сможет сделать вывод о том, какая из двух бутылок больше.

Можно провести вместе с ребенком и еще один интересный эксперимент, погружая в воду предметы, сделанные из разных материалов, и наблюдая, какие из них тонут, а какие нет. Обратите внимание ребенка на то, что деревянные и полые игрушки, внутри которых находится воздух, плавают на поверхности воды, а металлические предметы тонут.

Следующий опыт докажет, что воздух легче воды и поэтому всегда стремится вырваться из воды наружу. Возьмите пустую прозрачную пластиковую бутылку и осторожно, горлышком вниз опустите ее в воду. Затем нагните бутылку под водой так, чтобы из нее кверху побежали пузырьки воздуха. Наверняка ребенок захочет сам повторить этот опыт.

Познакомьте малыша со свойством воды — растворителя. Для этого дайте ребенку несколько прозрачных стаканчиков с водой и краску, акварель или гуашь. Ему будет интересно получать разные оттенки одного и того же цвета, добавляя в один стаканчик больше краски, а в другой — меньше. Можно создать и три оттенка, добавив в воду только чуть-чуть краски. А если очень постараться, оттенков станет еще больше. Окрашивание воды поможет ребенку понять закономерности смешения цветов. Сочетание красной и желтой краски дает оранжевую воду, желтой и синей — зеленую, синей и красной — " фиолетовую.

Когда юный художник закончит свои опыты по окрашиванию воды, поставьте ее в морозильник. А на следующий день покажите ребенку цветные льдинки и вместе понаблюдайте, как они будут таять. Таким образом малыш узнает еще об одном свойстве воды — ее способности превращаться на морозе в лед.

Для того чтобы продемонстрировать малышу способность воды превращаться в пар (испаряться), понаблюдайте вместе с ребенком за кипящей водой. А затем проведите опыт: накройте емкость с вскипяченной водой крышкой и посмотрите, как сконденсированный пар снова превращается в капли воды и падает вниз.

Налейте в блюдце немного воды и оставьте его на несколько дней. В конце концов вода испарится, и блюдце станет пустым.

На прогулке вместе с ребенком понаблюдайте за лужей.

В воде отражаются окружающие предметы, но они мгновенно исчезают, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают разной величины и глубины: большие и маленькие, глубокие и мелкие — одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Измерить глубину лужи можно палочкой или лопаткой.

Продемонстрируйте малышу животворное свойство воды. Для этого поставьте в воду ветки кустарника или дерева, через некоторое время на них появятся листочки. Если на дворе лето или осень, то можно поставить в воду цветок, а другой такой же оставить без воды — пусть ребенок сам понаблюдает, какой из них завянет раньше.

Вот сколько интересных наблюдений можно сделать, изучая свойства самой обыкновенной воды.

Полезные и забавные игры с водой

В этой главе описываются игры, в которые можно играть и дома, и на улице в жаркую погоду. Главное, что их объединяет, — это то, что, играя в них, ребенок получает новые знания и полезные навыки. Некоторые из этих игр могут быть проведены как веселые конкурсы или соревнования. А участвовать в этих соревнованиях могут не только дети, но и их родители.

Купание игрушек

Предложите ребенку самому искупать свои игрушки в тазу с теплой водой. Дайте ему для этого все необходимое: таз, мыло, щетку, губку и полотенце. Если в воду добавить пеномоющее средство, то это занятие станет для малыша более привлекательным.

Стираем — маме помогаем

Когда вы соберетесь стирать, привлеките к этому полезному делу и своего ребенка, обеспечив его для этого всем необходимым. Пусть он рядом с вами в маленьком тазике постирает носовые платочки или кукольное платье, а затем, отжав, повесит их сушиться. Можете попутно загадать маленькому помощнику загадки или прочитать стихотворения.

Например:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Мыть, стирать не ленится. (Мыло)

Постираем мы сейчас,

Нужно мыло, нужен …(Таз)

Я один у мамы сын,

Нет у мамы дочки.

Как же маме не помочь

Постирать платочки.

Мыло пенится в корыте,

Я стираю — посмотрите.

Вот старательные дочки

Постирали все платочки,

А потом погладят сами —

Помогать умеют маме.

Рыбалка

Приобретите в магазине игру, в которой пластмассовые рыбки с металлической серединкой ловятся магнитной удочкой. Если вам не удалось купить игру, то можно изготовить ее самим, вырезав рыбок из тонкого пластика (например, из одноразового стаканчика или из бумажных пакетов из-под молочных продуктов) и надев на каждую из них по металлической канцелярской скрепке. Удочку тоже изготовить нетрудно, нужен лишь магнит.

Готовых рыбок бросьте в таз или прозрачную банку с водой. Пусть ребенок ловит их удочкой, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» В ходе игры объясните малышу, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке. А с самодельной рыбки можно снять скрепку и продемонстрировать ребенку, что рыбка перестала «ловиться».

Уровень

Игра для детей старшего дошкольного возраста.

Расскажите ребенку, что строители в своей работе пользуются одним очень простым и удобным прибором, который называется уровень. С его помощью рабочие определяют, ровно ли сделан в доме пол, нет ли наклона в какую-либо сторону. Прибор этот можно изготовить самим. Для этого понадобится прозрачная трубка диаметром от 1,5 до 4 см и длиной 10—18 см, запаянная или крепко закупоренная пробкой с одного конца. В нее необходимо набрать воду почти до самого края, а затем надежно заткнуть пробкой. Важно, чтобы у поверхности остался пузырек воздуха. Когда вы положите «уровень» на горизонтальную поверхность, пузырек воздуха начнет двигаться, а затем остановится ровно посередине трубки. Если поверхность наклонная, то пузырек убежит от центра к краю. Попросите ребенка проверить, ровно ли у вас в доме стоит стол, нет ли, пусть даже небольшого, наклона у пола или подоконника.

Тонущий корабль

На поверхность воды в таз или ванну положите мыльницу, миску или небьющуюся тарелку. Затем покажите ребенку, как из лейки или любой другой посуды с носиком тонкой струйкой лить в нее воду, ожидая момента, когда уровень воды в плавающей емкости достигнет критического и она начнет крениться и тонуть. Предложите юному испытателю самому провести этот опыт.

Можно организовать эту игру для 2 детей, внеся в нее соревновательный момент. Пусть дети льют воду в одинаковые емкости очень тонкими струйками так, чтобы «корабли» дольше оставались на поверхности. Выигрывает в этом соревновании тот, у кого корабль затонет последним. Спросите у ребенка, почему корабль сначала плавал, а потом затонул.

Дальнее плавание

Сделайте вместе с ребенком бумажный кораблик (как это сделать, показано на рис. 47), а затем спустите его на воду в таз или ванну. Покажите ребенку, как надо на него подуть, чтобы кораблик начал двигаться, удаляясь от вас. Чем сильнее и дольше будет воздушная струя, которую вы выдуваете, тем дольше будет плыть кораблик. Поэтому дуть надо не раздувая щек. Посоревнуйтесь с ребенком в том, чей кораблик уплывет дальше. Спросите у ребенка, от чего, по его мнению, зависит дальность пути кораблика.

Пробки

Соревнование для двух детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Наполните два таза питьевой водой. Положите в них одинаковое количество плавающих пробок, а затем попросите детей, встав на колени (каждый перед своим тазом), ртом, без помощи рук выловить пробки из воды и сложить их в специально приготовленные миски. Соревнование проводится в течение 2—3 минут. Побеждает тот, кто соберет больше пробок. Пусть дети пересчитают все пойманные пробки и сравнят их количество. У кого их больше — тот и выиграл.

Игры с водой в жаркий летний день

В эти веселые игры можно играть, отдыхая в жаркий солнечный день на даче или загорая на пляже, когда не страшно оказаться мокрым с ног до головы, а наоборот, приятно побрызгать друг на друга водой.

Водяные бомбы

Бомбами могут служить наполненные водой и крепко завязанные полиэтиленовые мешочки или плотные бумажные пакеты из-под молочных продуктов. Для того чтобы водяная бомба «взорвалась», надо положить ее на землю и резко с размаху топнуть по ней ногой или прыгнуть на «бомбу» двумя ногами. В результате пакет лопается, а вода разбрызгивается во все стороны, не щадя и самого бомбардира.

Меткий стрелок

Для этого соревнования на стол или скамейку нужно поставить бутылки по количеству игроков. На горлышко каждой бутылки положите легкий пластмассовый шарик (для игры в настольный теннис). Каждому ребенку изготовьте по брызгалке. Ее можно сделать из любой пластиковой бутылки, проткнув отверстие диаметром в 3—5 мм в крышке. Брызгалки заполняются водой. Теперь все готово для состязания в меткости.

Участники игры становятся на определенное расстояние (отмеченное чертой) и с помощью водяной струи из брызгалки пытаются сбить шарики с бутылки. Побеждает тот, кому первому это удалось.

Мокрый бой

Двое или больше детей, вооружившись брызгалками, пытаются облить друг друга водой. Участники игры поочередно то уворачиваются от струи, то, наоборот, идут в атаку на противника, стараясь обрызгать его водой. Перемирие наступает лишь тогда, когда в брызгалках заканчивается вода. Победителем в этой игре считается тот, кому удалось больше намочить соперника.

Пятнашки с брызгалками

Игра напоминает традиционные пятнашки (или салки), отличаясь от них лишь тем, что водящий не пятнает игроков рукой, а пытается обрызгать их струей воды. Тот, кого ему удалось облить водой, становится водящим и получает брызгалку. А водящий превращается в игрока.

Напои товарища

В игре принимают участие четыре человека, двое из них могут быть взрослыми.

Две пары игроков соревнуются в том, кто быстрее напоит своего товарища. Каждой соревнующейся паре дается кружка с питьевой водой и столовая ложка, из которой первый игрок должен напоить водой второго, сидящего перед ним на стуле. Вся сложность заключается в том, что у обоих завязаны глаза.

Удовольствие от этой игры получают не столько участники, сколько зрители, наблюдающие за этим шуточным соревнованием.

Перечерпай воду

Для этой игры двум игрокам нужно дать одинаковые тазики или ведерки с водой и кружки одного объема. Игроки соревнуются в том, кто быстрее сумеет вычерпать воду из ведра с помощью кружки, перелить ее в тазик и при этом не разлить воду.

Водоносы

Каждому игроку дают наполненный до краев стакан (или кружку) с водой. Дети по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта. Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

Лихие шоферы

На детские машинки-грузовики поставить стаканы или ведерки с водой, налитые до краев. Задача игроков довести машинки от старта до финиша, стараясь не разлить воду. Побеждает тот из шоферов, который быстрее других доехал до финиша и не разлил при этом воду.

Водовозы

Двое (или больше) детей становятся на четвереньки. На спины им ставятся пластиковые миски, наполненные до половины водой. По сигналу игроки начинают движение от стартовой черты. Побеждает тот, кто пришел к финишу раньше других и «довез» больше воды.

Бои на шарах

Игра для детей от 3 лет и старше.

Перед началом игры каждому игроку дается воздушный шарик, частично заполненный водой, а затем надутый. Шарики нужно привязать веревочкой к запястью таким образом, чтобы длина веревочки между шариком и запястьем составляла примерно полметра. Игра заключается в том, что дети стараются лопнуть шарик противника и сохранить целым свой. Игрок, у которого шар лопнул, выбывает из игры. Победителем считается игрок с уцелевшим шариком.

Кто дальше бросит шар

Игра для детей с 3 лет и старше.

В воздушные шарики через воронку налейте 1/3 стакана воды, затем надуйте их до одинакового размера и крепко завяжите ниткой. Соревнующиеся игроки встают у стартовой черты и со всей силы бросают шары. Побеждает тот, чей шарик улетел дальше.

Веселые поварята

Соревнуются двое игроков-«поварят». На расстоянии 5 м друг от друга для каждого игрока ставятся стаканы. На старте стакан, полный воды, а на финише — пустой. Задача «поварят» переносить воду в столовой ложке из одного стакана в другой, стараясь не расплескать на ходу ни капли. Побеждает тот из детей, кто скорее перенесет воду и меньше, чем соперник, прольет ее по дороге. Соревноваться можно и командами, проводя игру как эстафету.

Игры на берегу и в воде

Отдыхая с ребенком на берегу водоема или на пляже, покажите ему разнообразные игры у самой кромки воды. Разнообразных развлечений для великолепного времяпровождения в жаркий летний день очень много. Это уже описанные ранее игры, когда малыш создает из песка замки и крепости, готовит обед для куклы, а также рисует или выкладывает на прибрежном песке узоры из камешков. При строительстве из песка, кроме привычных дорог и переездов, у берега можно сделать целый порт для кораблей, выкопав искусственные заливы и соединив их каналами. Посоветуйте ребенку перегородить рукотворные водоемы плотинами и мостами, сделать острова. Между портами начнут ходить пароходы, катающие игрушечных пассажиров, или баржи, груженные песком и камнями. На берегу появятся маяки, причалы, портовые сооружения (рис. 48).

Маленькие камешки могут послужить не только для выкладывания на песке разнообразных изображений и строительства плотин, но и для соревнований в дальности броска. Предложите малышам бросать их с берега в воду, наблюдая, чей камень дальше улетит и от какого из них получится больше кругов на воде.

Для соревнований на меткость можно использовать и различные «подручные» средства. Предложите ребенку «потопить» пластмассовый «корабль» из игрушечного ведерка, наполнив его маленькими камешками. Попробуйте также посоревноваться с ребенком в меткости, закидывая небольшой мячик в центр надувного круга, плавающего в воде, недалеко от берега.

Все дети, конечно же, очень любят купаться. Даже самые маленькие, еще не умеющие плавать малыши с удовольствием входят в воду, плещутся в ней, бегают, поднимая брызги. Предложенные в этой главе игры рассчитаны как раз на детей, еще не научившихся плавать. Вместе с малышом в них может принимать участие взрослый, но еще лучше, если играющих детей двое или больше — получатся самые настоящие соревнования в воде, где в качестве ведущего и судьи будет выступать взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы   Тема: « Свойства воды»   Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...

Консультация для воспитателей. "Опытно - экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста."

Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспери...

Консультация "Специфика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В.В. Воскобовича"

     Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Как с...

Мастер-класс по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. Тема: Волшебница вода

Экспериментирование - способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в общих ситуациях....

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

В раннем возрасте — познание мира происходит через экспериментирование: от манипуляции к целенаправленному действию.Детское экспериментирование выступает как метод обучения, и применяется...

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста» «Игры на воде для детей 4-5 лет»

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста» «Игры на воде для детей 4-5 лет»...