«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок»
консультация (старшая группа)

Рагозина Елена Владимировна

Головоломки - идеальный тренажер для ума, развития логического и пространственного мышления, воображения, внимания и зрительной памяти, аккуратности и точности. Головоломки очень полезны детям, ведь их мозг только формируется, в нем еще нет стереотипов, вот, почему многие головоломки поддаются детям очень легко.

          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок

          Развитию наиболее общих качеств мышления (таких, как логичность, гибкость, сопротивляемость стереотипизирующему влиянию прошлого опыта и т.п.) – способствует решение головоломок. Головоломка, которая попадает в руки человеку, вызывает много положительных чувств и эмоций. Головоломка - идеальный тренажер для ума, развития логического и пространственного мышления, воображения, внимания и зрительной памяти, аккуратности и точности. Головоломки очень полезны детям, ведь их мозг только формируется, в нем еще нет стереотипов, вот, почему многие головоломки поддаются детям очень легко.

          Головоломки играют очень важную роль в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Они позволяют знакомить ребёнка с разными способами передачи информации, поскольку задачи в них даются в различной форме (модель, плоский рисунок в изометрии, чертёж и т.п)

         Любая головоломка, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.        
        Игры-головоломки

         Цель данных игр-головоломок, или геометрических конструкторов состоит в том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по образцу и замыслу. Игры-головоломки привлекают детей своей занимательностью, свободой действий, подчинению правилам, возможности проявлять творчество и фантазию.

Виды игр-головоломок:

“ТАНГРАМ”

“ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ”

“ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА”

“КОЛУМБОВО ЯЙЦО”

“ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА”

“ПЕНТАМИНО”

Игры-головоломки развивают:

* Пространственные представления;

* Воображение;

* Инициативность;

* Конструктивное мышление;

* Комбинаторные способности;

* Сообразительность;

* Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;

* Способность к сосредоточению

          Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе. Дети приобретают способность подходить к каждой нестандартной задаче творчески, с позиции поиска нового пути решения, а не использования уже известного им. 

         Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого – к сложному.

         Изготовить игры очень просто. Перенести чертёж и вырезать, соблюдая все пропорции. Использовать лучше цветной картон.

        ТАНГРАМ

        Это древняя китайская игра -  квадрат, разделённый на 7 геометрических фигур. Суть игры – собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. Всего насчитывают более 7000 различных комбинаций. Самые распространенные из них – фигуры животных и человека. Игра способствует развитию мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0727/000523be-6aaa97e1/6/hello_html_m3e56e10f.jpg

        ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ

        Детали игры получаются в результате деления круга на 10 частей. Игра даёт возможность создавать силуэты человека, домашних животных, птиц, рыб, предметов обихода и т.д. Интерес к игре возрастает при внесении элементов соревнования. По желанию дети раскрашивают силуэты, дорисовывают их, наклеивают в виде аппликации на лист бумаги, включают силуэтные изображения в сюжетно-ролевые игры.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1153/00156e12-1f2362fe/img5.jpg

        ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА 

        В набор «Головоломки Пифагора» входят 2 квадрата (большой и маленький), 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), и 1 параллелограмм. Простой вариант игры—это создание силуэтного изображения путём последовательного укладывания деталей на расчленённый образец. Тем же способом можно получать силуэтные изображения, пользуясь образцом. 

https://fs00.infourok.ru/images/doc/104/123584/img20.jpg

        КОЛУМБОВО ЯЙЦО

        Известно несколько разрезов фигуры овальной формы с целью получения игры «Колумбово яйцо». Наиболее распространенный вариант разреза состоит из 10 фигур: 4 треугольника и 6 фигур округлой формы. Округлость фигур располагает к составлению из них силуэтов птиц, человека, животных.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/104/123584/img23.jpg

        СФИНКС

        В наборе игры 7 простых геометрических фигур: 4 треугольника и 3 четырёхугольника. Опора на образец поможет детям справиться с задачей. Внимание детей привлекают, прежде всего, образцы ракеты, самолета, парусника, птиц. В дальнейшем ребенку следует предлагать образцы без указания составных частей или с обозначением места расположения одной из семи частей цифрой, точкой и т.п.

https://www.wite.ru/images/cms/data/game_pic/jul/OKSVA/Sfinks/sfinks_5.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=d9b936c8b9724446eed5f27868452ba9-5236332-images-thumbs&n=13

        ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА

        Элементы игры можно получить, разрезав круг на 7 частей, точно по образцу. Все элементы игры имеют обтекаемые контуры, что побуждает ребенка к составлению из них силуэтов животных, птиц, насекомых. Все действия ребёнка лучше перевести в игровую форму, стимулировать проявление смекалки, сообразительности, находчивости как в изготовлении силуэтов по схеме, так и в самостоятельном поиске способа осуществления задуманного. Увлекает детей также подрисовка, создание фона, сюжета.

Головоломка «Вьетнамский круг» и схемы скачать для печатиГоловоломка «Вьетнамский круг» и схемы скачать для печатиГоловоломка «Вьетнамский круг» и схемы скачать для печати

        ПЕНТАМИНО

        Игру составляют 12 разных по форме, но равных по размеру элементов. Каждый элемент состоит из 5 равных квадратов. Составлять силуэты этой игры достаточно сложно, поэтому необходимо вместе с ребёнком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т.п. Дети старшего дошкольного возраста увлеченно составляют, пользуясь образцами, силуэты различных видов транспорта, зверей, птиц и шахматных фигур.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=cb1a2f1aa68ad1b965135543a95145996837223f-10811924-images-thumbs&n=13https://fs00.infourok.ru/images/doc/283/288922/img11.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признак...

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Презентация из опыта работы " «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

Выступление на педсовете. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

В настоящее время доказано, что логическое мышление есть наиболее поздний продукт в истории развития мышления и что это  переходная ступенька от наглядного мышления к мышлению абстрактному....