Что такое «Постер достижений»
картотека

Ганзенко Валерия Евгеньевна

Информация для родителей 

Что такое "Постер достижений" в работе учителя-логопеда 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poster.docx12.24 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОСТЕР ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ»  

В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

 

Аннотация. В статье описан опыт использования пособия «Постер личностных и творческих достижений детей» учителем – логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта. Пособие было разработано для пополнения и обогащения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации элементами «доброжелательного пространства» в рамках регионального проекта «Дети в приоритете».

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, коррекционно-развивающая работа, постер, системный принцип обучения.

 

В  последние годы наблюдается выраженная тенденция к  увеличению числа детей с речевыми нарушениями. В условиях дошкольных образовательных организаций коррекционно-развивающую помощь такие дети получают в группах компенсирующего вида или в условиях дошкольного логопедического пункта.

Для занятий с учителем-логопедом влогопедический пункт зачисляются воспитанники 5-8 лет, имеющие различные нарушения в развитии речи: общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР), фонематическое недоразвитие (Фм.Н), фонетическое недоразвитие (ФН), заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и функций речевого аппарата и др. [4].

В логопедическом пункте планируются и решаются задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста:

своевременное выявление нарушений устной речи дошкольников;

определение уровня и характера речевых нарушений дошкольников;

коррекция нарушений в развитии устной речи детей дошкольного возраста;

разъяснение и распространение специальных логопедических знаний среди педагогов иродителей воспитанников [4].

Основной формой логопедической работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия, которые выстраиваются с учётом особенностей каждого воспитанника. Поэтомуодним из важнейших направлений исследований в отечественной логопедии является поиск путей и способов активизации внимания детей с недоразвитием речи и их заинтересованности на логопедическом занятии.

В современной педагогической литературе имеется множество публикаций по эффективномуиспользованию нетрадиционных технологий, методов и форм организации образовательной деятельности, а также - современных средств дошкольного образования.

Средствами дошкольного образования при построении логопедических занятий являются: технические средства обучения; наглядный материал, используемый при обследовании речи детей; наглядный материал по развитию речи; образовательные пособия в виде карточек, схем, моделей с индивидуальными заданиями; речевые игры; логопедические альбомы и др.

На стенах кабинета не рекомендуется вешать картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки [3].

Но все же, считаю важным и нужным размещение на стене пособия «Постер личностных и творческих достижений детей». Поделюсь опытом работы по его использованию.

Как известно, дети с нарушениями речи часто имеют проблемы с коммуникативными навыками, с общением со взрослыми и сверстниками, отсюда у них бывают сниженными самооценка и мотивация к получению знаний, умений, в том числе и в условиях логопедического пункта. Своевременное и корректное использование пособия «Постер личностных и творческих достижений детей» способствует решению этих проблем.

Традиционно в практике дошкольных организаций пособие «Постер личностных и творческих достижений детей» используется в возрастных группах. Его основное назначение в том, чтобы наглядно демонстрировать родителям, каких успехов достигли их дети, и содействоватьформированию задач, которые все участники образовательных отношений будут решать в дальнейшем (подготовить выставку, принять участие в конкурсе и др.) [6].

Постер представляет собой готовый напечатанный плакат с фоном или пустой ватман, который можно расположить горизонтально и вертикально. Используются плоскостиобщепринятых форматов бумаги от А1 до А3 (А1 (584х841 мм), А2 (420х594 мм) и А3 (297х420 мм). На постере размещаются фотографии детей, которые впоследствии будут заменяемыми (на магнитах, в кармашках или на текстильной застёжке – липучке). Такими же способами крепятся и критерии достижений [6].

Педагогам в работе с таким пособием в группе приходится сталкиваться с проблемами: как оценивать достижения конкретных детей, и по каким критериям; как часто менять фотографии и др. Эти проблемы в группах, конечно, решаемы с учетом нравственных и этических норм, с учетом пожеланий детей и родителей.

Я при использовании пособия в условиях логопедического пункта решаю не только задачи взаимодействия с семьями воспитанников, но коррекционно-развивающие задачи с детьми, поэтому пособие выполняет функциюматериального средства дошкольного образования.

Материальные средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [3].

Пособие «Постер достижений детей» было разработано для пополнения и обогащения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации элементами «доброжелательного пространства» в рамках регионального проекта «Дети в приоритете» [2].

Постер представляет собой плакат формата А2,на котором размещены 12 кармашков для фотографий детей, посещающих занятия с учителем – логопедом. Под каждой фотографией расположен кармашек, в который дети после каждого занятия размещают картинку-схему, обозначающую его достижения на данном занятии.

Картинки - схемы обозначают направления логопедической работы, которые были приоритетными на конкретном занятии. А именно:

упражнения в произношении (ребенок произнес правильно звук или словосочетание с ним);

лексико-грамматические упражнения (правильно использовал эмоциональную лексику, правильно изменял слова по падежам или правильно использовал предлоги, местоимения и др.);

упражнения на активизацию словаря (придумал много родственных слов или слов,обозначающих явление или состояние и др.);

упражнения на развитие связной речи (хорошо пересказал текст, придумал интересное окончание сказки, составил описательный рассказ и др.).

Эти картинки-схемы были разработаны вместе с детьми в начале учебного года, поэтому хорошо понятны им.

К примеру, для того чтобы отметить удачную работу на занятии по составлению рассказа используется картинка – схема, на которой изображена раскрытая книга.

Для подчеркивания хорошей работы по обучению правильному звукопроизношения предлагается картинка - схема нужного звука (технология В.М. Акименко) [1]. При этом ребенок еще раз вспоминает характеристику звука, таким образом, эта работа способствует формированию элементарных умений анализа собственной работы и собственных навыков.

Учитывая системный принцип построения логопедической коррекционно-развивающей работы, приоритетных направлений, на которых, по мнению ребенка и педагога, он добился успехов на занятии, может быть несколько. Тогда под фотографией ребенок размещает несколько картинок-схем.

Важно помнить, что ребенку непросто увидеть собственные промахи и ошибки. Личность ребенка 5-6 лет еще не сформирована на должном для этого уровне. Ребенок еще ощущает себя самымхорошим, способным переплыть моря и океаны, покорить любые просторы. Как у такого молодца может что-то не получиться? Ему проще признать «у нас» не получилось, чем «у меня». Постепенно ребенок осознает свой конкретный вклад в это «у нас», но произойдет это не сразу [3].

Таким образом, все дети, которые были на занятиях в конкретный день, оценивают свою работу, наглядно представляют свои достижения, что способствует положительной мотивации на дальнейшую деятельность.

Родители могут ознакомиться с достижениями детей при посещении дошкольного логопедического пункта.

Обучение в дошкольном логопедическом пункте для детей становится более интересным и результативным.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

2. Ковригина Л.В. Использование элементов современных технологий при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Электронный журнал: Фундаментальные исследования. 2008.  № 3. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2772 (дата обращения: 20.10.2020).

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.  М.: Академия, 2001.

4. Организация и содержание работы учителя-логопеда детского сада общеразвивающего вида.Практические рекомендации. Ярославль: ГЦРО, 2009.

5. Особый ребенок: равные условия  – нестандартный подход: Методическое пособие. В 2 ч. Ч. 1 / под. научн. ред. Брызжевой Н.В.; авт.- сост.: Баранова Г.А., Григорьева А.И., Дьячкова Т.В., Патрикова Т.С.  Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2016.

6. Русанова И. Алгоритм создания «Постера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постер достижений

Схематическое отображение достижений детей за месяц по темам недели и областям...

Постер " НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ"

Главная цель создания постера стало  донести до родителей  важную информацию, показать, на что способен ребенок на определенном этапе взросления....

Использование постеров достижений в формировании положительного образа Я у ребенка дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО в качестве результата образовательной деятельности определяет, что к 7 годам «ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру,...

Сценарный план на тему «Постер детских достижений»

Каждый день приносит детям новый опыт, новые представления. Каждый результат деятельности становится для ребенка значительным и знаменательным и помогает ребенку самоутвердится.Начать я хочу с того, ч...

Проект: «Личностно-ориентированный подход к дошкольникам через педагогические технологии «Постеры индивидуальных достижений» и «план-дело-анализ»

Внедрение в работу новых технологии для нового поколения «Постеры индивидуальных достижений» и «план-дело-анализ», направленных на формирование самостоятельности  и инициа...

Описание постера личных достижений в подготовительной группе

Каждый день приносит детям новый опыт, новые представления. Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением его «Я». Окружающий мир для ребенка определяется не только мир...

Консультация для родителей "Постер детских достижений"

Здесь рассказывается о доброжелательной технологии «Постер достижений» как форме работы по совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста....