Формирование навыков одевания и раздевания.
консультация

Епифанова Оксана Витальевна

Освоение навыков самообслуживания – важный этап развития ребенка. Важно не только то, что каждое новое умение открывает перед ним новые перспективы, но и то, что каждый освоенный навык существенно облегчает жизнь родителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navyka_odevaniya_i_razdevaniya.docx292.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка одевания и раздевания.

   Самообслуживание (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.

   Формирование навыков самообслуживания позволит в будущем эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

   При нормальном развитии ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

   У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются.             Причин могут быть такими: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций контроля, нарушения интеллектуального развития.

   Задача формирования навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является главной для самих детей и родителей.

   В основу этой работы входит пошаговое обучения навыкам самообслуживания. Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в случае нормального развития. Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление — любимая еда или питье, любимые занятия и т.п.). Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем — к инструкции.

   Задачи обучения:

·         определение текущего уровня развития данного навыка;

·         определение ближайших шагов;

·         отработка навыка внутри каждого шага;

·         разработка системы поощрений и контроля;

·         обсуждение результатов с родителями.

Формы работы:

·         индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);

·         групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания)

При формировании навыка одевания и раздевания решаются следующие задачи:

- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;

- учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;

- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д.;

- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду. Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; учить пользоваться носовым платком.

Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.

   Основными приемами по формированию самообслуживания являются подражание, показ и объяснение, в процессе которых педагог сопровождает свои практические действия комментариями. В дальнейшем умения детей необходимо закреплять, стимулируя их устные высказывания, что способствует выработке у них обобщенных представлений о выполняемом способе действий, формируемом навыке и в целом о здоровом образе жизни.

   В своей работе педагоги и родители могут использовать следующие игры. 

«Кукла Катя идет на прогулку», «Наведи порядок», «Кукла Катя готовится ко сну», «Подберем куклам одежду»

Цель: развивать представление об одежде, учить последовательно одеваться и раздеваться, воспитывать бережное отношение к одежде.

Взрослый называет одежду и одевает/раздевает куклу, проговаривая последовательность одевания/раздевания.

Различные игры с пуговицами и шнурками так же формируют представление детей об элементах одежды: «Портной», «Пуговица».

Рамки с застежками развивают не только мелкую моторику пальцев рук, но и учат детей последовательно застегивать свою одежду.

Игра «Найди пару» способствует формированию умения находить свою обувь.

  Таким образом в игровой форме, основываясь на особенности каждого ребенка, взрослый может помочь ребенку сформировать умения одевания и раздевания.

   Следует отметить, что наглядный материал (алгоритмы) имеет очень важное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема последовательности процессов одевания и раздевания детей раннего возраста

Схема последовательности процессов одевания и раздевания детей раннего возраста. Будет полезна родителям и начинающим воспитателям. ( Порядок действий ребенка, способы действий ребенка,место ребенка, ...

Рекомендации по формированию навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии

Рекомендации по формированию навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии...

алгоритм одевания и раздевания

изготовление алгоритма одевания и раздевания...

КАРТА ОЦЕНКИ "КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ДЕТЕЙ ПРИ ОДЕВАНИИ И РАЗДЕВАНИИ"

Вопрос об оценке деятельности воспитателя был и остается актуальным. Проверяющий, анализируя сводную таблицу, получает информацию о степени проявления каждого критерия по воспитателям, по отдельным ви...

Формирование навыков одевания у детей с синдромом Дауна

Навыки самообслуживания, в частности - навыки одевания, совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском сад...

Беседа на тему: «Формирование навыков одевания и самостоятельной еды»

Умение самостоятельно одеваться – это важная веха в развитии детей. Этот навык требует от ребенка знать, как называются отдельные виды одежды, как продевать пуговицы в петли, как одеваться по по...

Статья "Развитие навыка самостоятельного одевания и раздевания у дошкольника".

В данной статье я рассказываю, как научить ребенка одеваться самостоятельно....