Наказание или поощрение?
консультация

Елена Федоровна Орбитан

Наказание и поощрение ребёнка являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребёнка? Как наказывать?  Как поощрять? Эти вопросы волнуют и педагогов и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakazanie_i_pooshchrenie.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Какой метод эффективнее – наказание или поощрение?

Наказание и поощрение ребёнка являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребёнка? Как наказывать? Как поощрять? Эти вопросы волнуют и педагогов и родителей. Воспитание ребёнка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений – одобрение, похвала, поощрение, но из отрицательных – порицание, запрет, наказание.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребёнок понял (осознал свою вину), раскаялся, исправился и больше так не поступал. Кроме того, наказание провинившегося и следующее за ним прощение ребёнка способствуют снятию напряжения, возникающее в малыше в результате проступка. Наказывая ребёнка, очень важно понимать, что он при этом испытывает: вину, раскаяние, беспокойство, замешательство, обиду, унижение. Именно от того, какие эмоции испытывает ребёнок в момент наказания, зависит и эффективность воспитательной меры, так как чувства ребёнка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.

Психологический смысл поощрения заключается в том, чтобы ребёнок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал правильно и хорошо. Успешное завершение какого-либо дела, достижение цели всегда сопровождается положительными эмоциями: чувствами радости, гордости, удовлетворения и т.п. и тоже является наградой за приложенные ребёнком усилия. Практика показывает, взрослые скупы на одобрение, похвалу. Выясняется: хвалят редко, только за реальный результат, но никогда за старание, за попытку. Работа не получает одобрения, если нет результата удовлетворяющего взрослого. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания педагогов и родителей. Одобрение и похвала стимулируют ребёнка и повышают мотивацию. Многочисленные психологические эксперименты, проведённые с детьми разных возрастов, показали, что чем меньше вознаграждение получает малыш, тем больше его удовлетворённость от работы. Например, очень часто родители детей – дошкольников попадают в собственную ловушку. Они каждый вечер приносят в детский сад обязательный подарок – поощрение, за то, что малыш был без мамы и без папы. Проходит немного времени и ребёнок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что же ему принесли (купили). Подарочки вытесняют радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения может вылиться в скандал. Рассмотрим, как наказывают и как поощряют современные родители детей. Характерные ответы на вопрос: «Как тебя наказывают родители дома?»: «бьют рукой», «ставят в угол», «бьют по попе», «таскают за уши», «шлёпают ремнём» и т.д. Всё это - физические наказания и родители часто рассуждают следующим образом: «Меня тоже били в детстве, и я вырос нормальным человеком!». О своих ощущениях от этого они стараются не вспоминать, вытесняя их из своего сознания. Но важно им подумать и вспомнить какие чувства они испытывали в своём детстве, когда их наказывали – физически и это может предотвратить побои. Например: Максим – 5 лет 10 месяцев. В группе детского сада отличается агрессивностью, непослушанием, драчливостью. Максим единственный ребёнок в семье, живёт с мамой, папой и бабушкой. В беседе с психологом мама сказала, что часто она не справляется со своим эмоциональным состоянием и наказывает сына физически - бьёт его. Однажды я так и сказала Максиму: « Я тебя бью, но знай, что я тебя люблю!» - призналась мама. Воспитание по принципу «бью и люблю» принесло свои плоды, мальчик усвоил форму поведения: агрессия к тем, с кем дружишь. Физические наказания эффективны на время, пока над ним господствует страх и родители теряют рычаги управления тогда, когда он перестаёт их бояться. А у ребёнка накапливается обида и отрицательные эмоции.

Крик взрослого, направленный на маленького ребёнка, это не простое сотрясание воздуха, а по сути, тоже физическое наказание (дети воспринимают это, как словесное битьё).

Неосторожное сказанное слово может тоже травмировать психику дошкольника, особенно чувствительны к этому девочки. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная слышать из уст отца, дедушки, старшего брата. Например: Даша (6лет) пришла в садик и поделилась: «Вчера папа меня обидел, назвал «клячей», я плакала. Мама Даши при беседе, сказала, что дочери надо сказать о чем-то много раз, а как только крикнешь на неё, то она сразу начинает плакать. Папа для Даши не родной, а в семье есть младшая девочка, для которой находится много хороших и ласковых слов. Воспитателю Даша сказала, что хочет стать другой девочкой, которая понравилась бы папе. Необходимо помнить, что дошкольный возраст – это период открытия, формирования и укрепления у ребёнка чувство любви. Понимающее, поддерживающее отношения значимого взрослого в этом возрасте является основой формирования гармоничных семейных отношений в будущем. При взаимодействии с детьми дошкольного возраста взрослым необходимо проявлять тактичность и деликатность и быть очень осторожным в оценке поведения ребёнка.

Результаты исследований нейропсихологов Хризмана Т.П. и Еремеевой В.Д. показали, что девочки очень эмоционально реагируют на положительные и на отрицательные оценки, для них важно быть хорошими в глазах взрослых. При поощрении, похвале девочек дошкольного возраста необходимо подбирать примерный эмоциональный компонент: «умница», «ты мой котёночек» и т.п. Мальчикам более важно указывать на то, что оценивается в их поведении или деятельности, что вызывает недовольство или, наоборот, положительную оценку. Чтобы видеть разницу в восприятии мальчиками и девочками похвалы и порицания, можно предложить детям назвать плохие и неприятные слова, то есть те, которые им не нравятся. И, наоборот – попросить назвать хорошие, добрые, приятные, позитивные слова. Это и подскажет, какие слова, словесные выражения лучше использовать для похвалы мальчиков и девочек, а каких слов и выражений остерегаться при порицании.

Поставить в угол, посадить на стул. Эти формы наказания служат для временной изоляции нарушителей порядка и дисциплины. Применяя такие штрафные санкции к детям, необходимо учитывать их возраст: количество минут удаления ребёнка должно быть соразмерно его возрасту. Также необходимо заранее обговорить с ребёнком те нарушения, за которые вводится штраф. Отношение к наказаниям и поощрениям может психологически наследоваться, особенно, если взрослый положительно оценивает своё семейное воспитание в детстве.

Чрезвычайно важно является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерными. Януш Корчак (польский педагог, врач) отмечал, что чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Недостаточное использование положительного подкрепления может создать хронический дефицит поощрений, но поощрения для детей дошкольного возраста должно быть небольшими. Положительное подкрепление со стороны взрослых необходимо дошкольникам для полноценного развития личности. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребёнка особую важность. Ему необходимо, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия. И педагогам и родителям необходим дифференцированный подход в использовании наказаний и поощрений к детям в зависимости от их пола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "К вопросу о наказании"

Как поступить родителям, решая вопрос о наказании ребенка....

Консультация для родителей. "К вопросу о наказании"

Как поступить родителям, решая вопрос о наказании ребенка....

Поощрение и наказание

Консультация для родителей...

Наказание и поощрение.

Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....

Поощрение и наказание

В данном материале  описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....

Родительское собрание "Поощрение или наказание? "

Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...