Некоторые приемы формирования речевой готовности к школе
консультация (старшая, подготовительная группа)

Желтышева Наталья Николаевна

Консультация для родителей  о речевой готовности детей к школе. В статье описаны показатели речевой готовности к школе у дошкольников, приведены примеры  игр и игровых упражнений для формирования всех компонентов речевой готовности к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые приемы формирования речевой готовности к школе.

Подготовила учитель-логопед

 Желтышева Н.Н.

     Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

     Готовность  ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. Особенно необходимой становится правильная речь при овладении грамотой. И чем лучше будет развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Показатели речевой готовности ребёнка к школе.

  1. Сформированность звуковой стороны речи.

     В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к  6 – 6,6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении,  отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

   Сама  по себе «задержка» в сроках становления звукопроизношения считается отставанием от нормы, говорит о наличии у ребенка речевой патологии.

          Родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребенок не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа – автоматизации (т.е. закрепления) правильного произношения.

Ребёнок называет сначала слоги, затем картинки с этим звуком, раскрашивает их, определяет место звука в слове. Заучивайте с ребенком речевой материал насыщенный закрепляемым звуком, демонстрируйте успехи ребенка знакомым.

Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.

        2. Сформированность фонематических процессов.

     Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы (звуки) и определять звуковой состав слова: определение первого\последнего звука в слове; местоположение звуков в слове; определение линейной последовательности и количества звуков в слове.     Прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит.

     Рассмотрим кратко формирование  фонематического восприятия  по возрастам:

  • с 4-х лет:

- нахождение картинки в названии которой есть заданный звук;

- выделение звука из слова.

  • с 5 лет:

- выделение ударного гласного в начале слова: астра, осень, утка, искра;

- подбор слов с заданным звуком;

- определение первого и последнего звука в слове: мак (м\к), дом (д\м), самолет(с\т).

  • с 6 лет:

- Определение последовательности и количества звуков в слове: кошка (к, о, ш, к, а – 5 звуков).  Выделять последовательность звуков в слове нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука. Например, в слове «мак», МММАК – первый звук «М»,  МАААК – второй «А»,  МАККК – последний или третий «К». Всего в слове «мак» - три звука.

     Критерии 5 и 6 лет говорят о готовности ребенка к звукобуквенному анализу и синтезу слова. Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму.  Несколько  упражнений, которые помогут овладеть навыками звукового анализа.

        «Нужный звук». Предложите ребёнку подбирать слова с заданным звуком. Например, папа говорит: «Представь, сын, что ты пошел с мамой или бабушкой на рынок и покупать вы стали только овощи и фрукты, в названии которых обязательно есть звук «Л». Какие бы вы стали покупать овощи и фрукты?». Ребенок называет (свекла, яблоко, лук, салат и т.п.).

Другой вариант этой игры. Взрослый говорит: «У нас есть зоопарк, но необычный. В нем живут звери, в названии которых есть звук «Р». Что же это за звери?» (тигр, зубр, рысь и т.п.). А теперь соберем зверей, в названии которых есть звук «Л» (слон, лось).

        «Поймай мяч» Задание для ребёнка: «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С»».

Затем взрослый говорит: «А теперь новые правила игры. Ты будешь называть слова. В конце слова должен быть звук «К» (танк, паук, веник, мак, сок …)

         «Кто больше?» Кто придумает больше слов на заданный звук. Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой.

         «Цепочка» Придумать слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.   Например: сок — карандаш — шарик — кот...

         Слова, начинающиеся на Е, Ё, Ю, Я, лучше по возможности вообще исключить из заданий, т. к. данные буквы в начале слова обозначают не 1 звук, а сразу 2, и слышим мы в начале таких слов звук Й. Эти особенности русской фонетики трудно объяснить дошкольнику.

3.Слоговая структура слова.

     Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры такие как: скворечник, простокваша, подснежник, воспитательница, аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, лекарство, термометр, мотоцикл. Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не пропускает, не добавляет звуки и слоги.     Нарушение слоговой структуры слова характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков).

        Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова. Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:   Вариант 1. Взрослый произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой. Либо взрослый называет слова на картинках, а ребенок раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

        Упражнения на уровне звуков: 

  1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши».
  2. «Узнай, какой звук (серию звуков: АУ, АУО…) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

        Упражнения на уровне слогов:

- «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
- Сосчитать количество слогов, произнесённых взрослым.
- Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов: па-ба-па, ка-га-ка, са-ша-са,

ма – мя - ма…

        Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом. Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.

Необходимо ударить мячом об пол (или невысоко подкинуть мяч) столько раз, сколько слогов в слове. Удары (или подкидывания) сопровождаются чётким произнесением слогов.

        Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные взрослым слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

        Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.  Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок сначала произносит слова на картинках по слогам, считает, сколько слогов в каждом слове, а затем выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

                    Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.   Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, коса, писатель, колбаса).

        Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.  Материал: мяч.
Ход игры: взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог н-р: ША: ка… (ка-ша, каша), ва…, Да…, Ма…, Ми…

4. Сформированность грамматического строя речи.

     Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых.  Первые предложения детей несовершенны, слова в них еще не согласуются друг с другом, однако к четырем годам ребенок овладевает правилами изменения слов и связи  их в предложении.

     В тех случаях, когда возрастные аграмматизмы, т.е. нарушения способности пользоваться грамматическим строем речи, не исчезают к пяти-шести годам, необходима целенаправленная, систематическая работа по их преодолению. Вот несколько простейших приемов работы по преодолению аграмматизмов в устной речи детей, доступные любому  родителю:

Работа над образованием множественного числа существительных.

Здесь уместно поиграть в слова. При этом взрослый называет одно за другим существительные в единственном числе, а ребенок – во множественном.

а) Стол - столы, стакан - стаканы, тетрадь – тетради, порог - пороги;

б) Дом - дома, глаз - глаза, провод - провода, холод - холода;

в) Носок – носки, чулок – чулки, кусок -  куски;

г) День – дни, лоб- лбы, пень- пни, сон- сны, лев – львы, дятел - дятлы;

д) Стул - стулья, дерево - деревья, лист- листья, перо – перья, крыло- крылья;

е) Ухо - уши.

Работа над согласованием существительных с числительными.

      В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числительным « пять» (или «шесть», «семь», «восемь», «девять», «десять» и т.д.).  Проводить эту работу надо с «оречевления» картинок или предметов.

     Здесь же закрепляется употребление существительных множественного числа родительного падежа без предлога.

а) Один дом - пять домов, один стол - пять столов, один жук - пять жуков; много домов, столов, жуков;

б) Один заяц - пять зайцев, один палец - пять пальцев, одно платье - пять платьев, один гусь - пять гусей, один карандаш - пять карандашей;  много зайцев, пальцев, платьев, гусей, карандашей;

в) Одна лодка - пять лодок, одна перчатка – пять перчаток, одна булка – пять булок, одна масленка – пять масленок, одна девчонка – пять девчонок; много лодок, перчаток, булок, масленок,  девчонок;

г) Одна пуговица – пять пуговиц, одна рукавица – пять рукавиц, одна мыльница – пять  мыльниц;  много пуговиц, рукавиц,  мыльниц;

д) Одна майка – пять маек, одна ручка – пять ручек, одна мышка – пять мышек, одна конфета – пять конфет, одна рукавичка – пять рукавичек; много маек, ручек, мышек, конфет,  рукавичек;

е) Один цыпленок – пять цыплят, один теленок – пять телят, один тигренок – пять тигрят, один котенок – пять котят, один олененок – пять оленят, один верблюжонок- пять верблюжат; много  цыплят, телят, тигрят, котят, оленят, верблюжат;

Работа над согласованием прилагательных с существительными.

     Ребенку можно предложить поиграть в «красное», «сладкое», «лесное» или «высокое». При игре, например, в «лесное» взрослый спрашивает: «Малина какая?» (Ребенок отвечает:  «Лесная»). Взрослый: «А орех какой?» (Ребенок:  «Лесной »). Взрослый:  «А озеро какое?» (Ребенок: «Лесное»).

Затем можно предлагать ребенку подбирать подходящие существительные к прилагательным с уже заданным окончанием. Например, взрослый спрашивает: «О чем можно сказать «ЗЕЛЕНОЕ», «ЗЕЛЕНАЯ», «ЗЕЛЁНЫЙ» «ЗЕЛЕНЫЕ»?

     Важно научить ребенка правилам образования и употребления прилагательных от имен существительных. Например: «Этот стакан сделан из стекла. Какой он?» (Стеклянный). Чтобы ребенку было легче понять смысл задания, лучше сначала дать несколько примеров, когда один и тот же предмет  сделан из разного материала: «Ложка из дерева – деревянная, ложка из олова – оловянная, ложка из серебра -  серебряная», затем «рукавички из кожи - кожаные, рукавички из шерсти – шерстяные, рукавички из меха – меховые; ваза из хрусталя – хрустальная, ваза из глины – глиняная, ваза из фарфора – фарфоровая; варенье из рябины – рябиновое, варенье из клубники - клубничное, варенье из сливы – сливовое».

     При образовании и употреблении притяжательных прилагательных взрослый говорит: «У коровы голова коровья, а чья голова у вороны?» (Воронья).

а) У коровы – коровья, у вороны – воронья, у оленя – оленья, у рыси – рысья, у лисы – лисья, у рыбы – рыбья, у зайца – заячья, у кролика – кроличья, у медведя – медвежья.

б) У тигра – тигриная, у лошади – лошадиная, у курицы – куриная, у утки - утиная, у голубя – голубиная, у лебедя – лебединая, у орла – орлиная.

     Правильность употребления в речи малыша всех этих многообразных окончаний достигается путем многократных повторений слов в различных ситуациях.

        Работа над правильным употреблением предлогов.

     Здесь,  прежде всего, важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога,  сопровождая наглядным и неоднократным показом на конкретных примерах.  Например, объяснив ребенку значение предлога НА, взрослый затем говорит: «Вот смотри, я кладу книгу на стол, а теперь я кладу ее на тумбочку, на шкаф», совершая при этом соответствующие действия. То же самое проделывается и с предлогом В (книга кладется В стол, В тумбочку, В шкаф), оречевляя действия.

          В другом варианте упражнений можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по- разному располагать их в пространстве по отношению друг  к другу. Карандаш кладется то НА книгу, то  ПОД книгу, то В книгу, то ПЕРЕД книгой, то ОКОЛО книги, то удерживается  НАД книгой и т.п.

     В ходе этих упражнений ребенок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употреблять  в своей речи предлоги. Взрослый спрашивает, например, «Где лежит книга?» (местоположение книги постоянно меняется). Ребенок отвечает, что книга лежит НА столе, В столе, В шкафу, НА полу, ОКОЛО карандаша, НА журнале, ПОД журналом и т.п. Развивая грамматический строй ребенка, мы  подготавливаем его к успешному овладению грамматическими нормами русского языка в процессе школьного обучения.

  1. Лексика.  

     К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов). Словарный запас ребёнка, а также усвоение грамматического строя языка зависят от условий жизни, воспитания, а также от усилий, которые прилагают взрослые в этом направлении.  Какие средства могут использовать родители?

Чтение и обсуждение прочитанного.

Основными средствами обогащения словаря детей, остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного. Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:

  • отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;
  • разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;
  • предложить ребенку выразить главную мысль текста;
  • обсудить героев произведения, их поступки, используя прилагательные.

Игры и упражнения для пополнения словарного запаса.

        Д/и «Назови часть целого»

Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.

Игровой материал: предметные картинки.

Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…);    Машина - … (колеса, фары, руль…);

Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали);

Улица - …(дома, дорога, тротуар, пешеходный переход, светофор…).

        Д/и «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова-антонимы.

Эта улица узкая, а эта ... (широкая), эта дорога длинная, а эта ... (короткая),

эта речка мелкая, а эта ... (глубокая),  эта тропинка прямая, а эта ... (кривая),

этот путь далекий, а этот ... (близкий),  этот мост высокий, а этот ... (низкий).

        Д/и «Скажи, какой»

Цель: учить детей подбирать как можно больше слов-признаков к словам-предметам.

Игровой материал: сюжетные картинки.

Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, пушистый, холодный, искристый.

Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый, голубой.

Сосулька (какая?) – твердая, легкая, прозрачная, холодная, хрупкая.

        Д/и «Кто что делает»

Цель: развивать глагольный словарь детей.   Игровой материал: мяч.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии:

Врач — лечит. Учитель — учит. Продавец — продает. Маляр — красит. Портной — шьет. Дворник — подметает. Парикмахер— подстригает. Воспитатель — воспитывает.

  1. Связная речь.

     К 7 годам в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Язык становится средством общения и мышления ребенка. К концу подготовительной группы ребёнок должен уметь:
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки,
• составлять рассказ по  сюжетной картине,
• составлять рассказ по серии картин,
• отвечать на вопросы по тексту.

Примеры заданий для совместной работы родителей и ребенка дома по развитию связной речи:

  • Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;
  • Пересказ просмотренного мультфильма;
  • Рассказ о событиях прошедшего дня
  • Придумывание продолжения начатого взрослым рассказа (что будет дальше?)
  • Составление рассказа по данному его концу (что было до этого?)

        

Литература:

1.Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.

2. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.

3. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

4. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье.

5. https:// nsportal.ru/ gotovnosty-detey-k-nachalu-shkolynogo-obucheniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"

В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....

«Формирование речевой готовности дошкольников к школе»

Готовность детей к школе формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и определенный уровень ...

Некоторые приемы формирования моторной готовности детей к школьному обучению.

Материал  может быть использован для информационно-просветительского логопедического стенда, а также для выступления на родительском собрании и для индивидуальных консультаций....

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

Статья "МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Данная статья описывает модель деятельности специалистов в образовательном учреждении...

Информация для родителей будущих первоклассников. Формирование речевой готовности дошкольников к школе.

раскрываются условия того, что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе...