Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев»
консультация (младшая группа)

«Рука — это инструмент всех инструментов» -сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл um_na_konchikah_paltsev.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Ум на кончиках пальцев»

 «Рука — это инструмент всех инструментов» -сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Две значимых моторики.

Моторик две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей.

Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движения тела (корпуса, рук, ног).

Остановимся подробнее на мелкой моторике.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом

Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

Игра пальчиков

Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает «Сороку-белобоку» и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы.

Дети постарше с удовольствием рисуют,

лепят из теста или пластилина, собирают

конструкторы…

Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки. 

Упражнения, развивающие мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук.

- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать,    выливать-наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия;

- рисование карандашом, фломастерами;

- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание, раздевание и т. д;

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания (по лесенке, на спортивном комплексе). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.

Как выполнять упражнения для развития мелкой моторики?

Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости нужно помочь малышу или научить его помогать себе второй рукой.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого - двумя одновременно.

Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить,  как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.

Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой.

Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Массаж рук.

  1. Проводится сначала на одной руке, затем на другой. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
  2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
  3. Упражнение "Сорока-белобока"
  4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
  5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
  6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
  7. Интенсивное растирание каждого пальца
  8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон
  9. "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:                                    

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
"Пальчики здороваются"

Будучи вовлечён в активную деятельность, ребенок вынужден мыслить, думать, логически размышлять, делать выбор, анализировать.

Всё это способствует его интеллектуальному и речевому развитию.

 Развитие у ребенка мелкой моторики очень важно, т. к. ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимые важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную, мышление, словарный запас ребенка, координация движений.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых! Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Одним из любимых и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста является лепка. Лепка даёт возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д. Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

Игры со шнуровкой зарекомендовали себя как один из эффективнейших тренажеров для развития мелкой моторики детей. Давно доказанный факт, что чем лучше у малыша развита мелкая моторика, тем лучше у него развивается мышление и речь. Благодаря играм с элементами шнурования ребенок может выучить буквально все: цвета, формы, буквы, цифры.

Хочу закончить словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры на кончиках пальцев"

В данной консультации освещаются теоретические вопросы значения мелкой моторики в развитии ребенка и даются практические традиционные и нетрадиционные способы ее развития....

Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев"

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук....

Консультация для родителей "Речь на кончиках пальцев"

Игры с предметами для развития мелкой моторики  и речи.У детей с различными речевыми нарушениями, поздним появлением активной речи (после 3 лет) наблюдаются особенности  в формировании мелко...

Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев"

Консультация для родителей"Ум на кончиках пальцев"  Цель: ознакомление родителей с ролью влияния движений пальцев рук ребенка, на развитие речи; Дорогие родители! У детей при ряде ...

Консультация для родителей: «Речь на кончиках пальцев»

Цель консультации: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста.Значение развития мелкой моторики. Игры и упражнения для...