Мастер-класс с родителями на тему: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Шнякина Олеся Сергеевна

В методической разработке раскрывается суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Представлены эффективные игры, способствующие развитию межполушарного взаимодействия дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повышение уровня педагогической компетенции родителей, через освоение технологии развития межполушарного взаимодействия у детей

Задачи:

  • Раскрыть суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. 
  • Познакомить участников мастер-класса с эффективными играми, способствующими развитию межполушарного взаимодействия дошкольников;
  • Вовлечь родителей в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;
  • Активизировать самостоятельную работу родителей по изготовлению пособий для развития межполушарного взаимодействия;
  • Побуждать педагогов использовать новые формы и методы при организации работы с детьми.

Оборудование и материалы: презентация, карточки «Кинезиологические упражнения», картинки-подсказки, пособие «Цифровая дорожка», ложки разного размера, пинцеты, различные предметы (стеклянные шарики, фасоль, ракушки, галька, счётные палочки и др.); листы бумаги и картона, фетр, фоамиран, липучки, скотч, ножницы, маркеры, фломастеры, клей, геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из разного материала.

Ход мероприятия.

  1.       Приветствие.

Добрый день, уважаемые родители и педагоги! Я очень рада нашей встрече! Тема нашего  мастер-класса «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста». 

Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, попробуем применить знания на практике и изготовить пособия для развития межполушарного взаимодействия. Надеюсь, что вам будет интересно и познавательно.

       II. Теоретическая часть.

Попробуем разобраться: что же такое межполушарные связи, зачем они нужны, и как их развивать.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. Я прямо сейчас предлагаю всем присутствующим пройти небольшой тест для определения доминирующего полушария. Результаты мы будем записывать на листе бумаги.

1. Сплетите пальцы в замок. Если верхним окажется большой палец левой руки, напишите на листе бумаги букву «Л», если большой палец правой руки - букву «П»

2. Прицельтесь в невидимую мишень. Если для этого вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите букву «Л», если наоборот - «П».

3. Скрестите руки на груди, приняв позу Наполеона. Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой «Л», если правой - буквой «П».

4.  Поаплодируйте. Если Вы бьёте левой ладонью по правой, то это буква «Л», если правая ладонь активнее - буква «П».

Если у вас получилось больше букв «П», то у вас доминирует правое полушарие, отвечающее за левую половину тела, и наоборот если получилось больше букв «Л», то преобладает левое полушарие, которое управляет правой половиной тела. Более подробные результаты теста вы можете посмотреть в буклете (раздать каждому). 

Что же бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счёте как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации)

Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка?  Предложения родителей. 

Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга». Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей.

Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять, каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо, когда начнет получаться, можно увеличивать темп. Эти упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, даже если межполушарные взаимодействия сформированы.

III. Практическая часть.

Для начала я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений на развитие межполушарных связей, в ходе которых задействуются оба полушария мозга.

1. Упражнение «Ухо – нос».

Например, всем известное упражнение «Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот. Вы готовы? Начинаем.

2. Упражнение «Кольцо»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Сначала упражнение выполняется  правой рукой, затем левой, а потом двумя руками одновременно. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то на руки смотреть не надо.

3. Упражнение «Цифровая дорожка»

А сейчас будем изучать цифры. Перед вами два листа с цифровыми дорожками для левой и правой руки. Необходимо одновременно пальцами правой и левой руки закрывать определённую цифру.

4. Упражнение «Фасовка»

Одновременно двумя руками с помощью ложек разного размера, пинцетов,   перекладываем предметы (стеклянные шарики, фасоль, ракушки, галька, счётные палочки и др.) из одной  в две ёмкости.

        Изготовление пособий.

В настоящее время в продаже появилось большое множество специальных тренажеров, прописей для развития межполушарного взаимодействия.

При этом каждый взрослый может без особых финансовых затрат самостоятельно изготовить простые, но полезные в развитии ребенка пособия. Для этого нам понадобятся самые обычные материалы: картон, скотч, ножницы, маркеры, фетр, самоклеющиеся липучки.

Пособие «Проведи по линиям»

Уважаемые родители предлагаю вам, используя различные материалы,  нанести на лист бумаги или картона симметричные зеркальные линии или дорожки. Можно  воспользоваться готовым изображением на слайде, или проявить фантазию. Не забудьте обозначить начало и конец дорожки.  

А пока родители заняты изготовление пособия мы немного поиграем  с вами, уважаемые коллеги. Я предлагаю вам повторить кинезиологические упражнения, изображённые на карточках.

Родители уже готовы рассказать нам, какие материалы использовали для изготовления игровых пособий.

Вопросы для родителей:  Какие задания можно предложить детям для работы с данным пособием?  Провести по линии правой, левой рукой и одновременно правой и левой рукой; провести по линии большим (средним, безымянным, мизинцем) пальцем правой, левой, и правой и левой руками одновременно. Использовать мелкие игрушки, пробки и др.

Краткое подведение итогов: Как мы видим на слайде, дети с интересом выполняют предложенные задания. Используя различные предметы (пробки, мелкие игрушки)  мы всегда можем усложнить и разнообразить возможность применения данного пособия.

Пособие «Кулак, ребро, ладонь»

В  игре «Кулак, ребро, ладонь» каждому положению руки на плоскости соответствует определённая геометрическая фигура (условное обозначение):  положению кулака соответствуют две фигуры (круг и овал), положению ребра - прямоугольник, положению ладонь - квадрат.  

Уважаемые родители, перед вами лежат геометрические фигуры, вырезанные из разных материалов. Я предлагаю вам, используя данные условные обозначения, составить игровое пособие и предложить варианты его использования.  

Пособие может быть выполнено в виде отдельных  карточек, дорожки  или  коврика.  Использовать можно любые материалы: картон, фетр, клей, скотч, липучки и др..

Родители приступили к изготовлению второго пособия, а мы, уважаемые педагоги, немного пофантазируем и попробуем показать  упражнения по картинкам-подсказкам (вилка, коза, зайчик, колечко, цепочка, замок, ёжик).

Родители закончили изготовление игровых пособий  «Кулак, ребро, ладонь» и готовы нам их представить.  

Вопрос  для родителей:  Предложите варианты игр (упражнений) с использованием данного  пособия.

Краткое подведение итогов:  Изготовленные пособия отлично дополнят развивающую предметно-пространственную среду нашей группы. Они многофункциональны, безопасны и интересны в использовании.

IV. Заключительная часть

Уважаемые родители, коллеги! Я благодарю вас за продуктивную работу и творчество. Надеюсь, в ходе мастер-класса вы получили представления о многообразии игровых упражнений и вариантов их использования для развития межполушарного взаимодействия у детей. Я искренне желаю, чтобы эти игры, упражнения и пособия помогли вам в работе с детьми.

Пожалуйста, оцените представленный материал.  

Если вам было не интересно, и вы не собираетесь использовать данный материал в своей работе, покажите упражнение «ладонь».

Если вы сегодня узнали что-то новое для себя, покажите упражнение «вилка».

Если есть возможность использования представленных материалов в ежедневной работе лично Вами – упражнение «зайка».

Всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников....

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий

Презентация "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий"...

«Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаемые игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес...