Педагогический проект по работе с родителями по развитию межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
проект (старшая группа)

У детей с ОВЗ выраженное нарушение межполушарного взаимодействия: происходит неправильная обработка информации и у ребенка, возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).

Для того чтобы корректировать и развивать интеллектуальные способности ребенка с ОВЗ, рекомендуют использовать в своей работе специально подобранные задания, упражнения, игры. Использование рекомендуемых заданий, игр и упражнений положительно повлияет на структурные изменения в организме и позволит расширить границы межполушарного взаимодействия. Благодаря данным методикам можно выявить скрытые способности ребенка, расширить деятельность мозга и его возможности.

Разработка проекта продиктована стремлением к сотрудничеству с семьями воспитанников с целью выстраивания партнерских отношений, так как, лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДОУ позволит организовать более эффективную деятельность по развитию межполушарного взаимодействия у детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект по работе с родителями по

развитию межполушарного взаимодействия у

детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Паспорт проекта

Тема проекта

«Создание онлайн-видеожурнала по развитию межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста для родителей, имеющих детей с ОВЗ»

Адрес

г. Пермь, 614070, ул. Студенческая, д.7

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №161» г. Перми

тел. (342) 262-48-32

Авторы проекта

Глушкова Татьяна Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории

e-mail:тел. 8-908-270-86-27

Цель

Создание условий для коррекции и развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам создания онлайн-видеожурнала с рекомендациями и видеоуроками по развитию межполушарного взаимодействия для родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Задачи

1. Изучить нормативные, учебно-методические и интернет-источники по теме проекта.

2. Разработать Модель проекта – онлайн-видеожурнал с уроками и рекомендациями для родителей, имеющих детей с ОВЗ.

3. Спроектировать примерное содержание образовательной деятельности при создании онлайн-видеожурнала по развитию межполушарного взаимодействия с рекомендациями и видеоуроками для родителей, имеющих детей с ОВЗ»:

- разработать Видеоуроки на темы: комплексы «Кинезиологические упражнения», «Нейроупражнения для детей», «Графомоторика. Готовим руку к письму», «Развивающая игра «Круги», «Ловкие пальчики»;

- подобрать иллюстрированный материал для родительского уголка по темам: «Что же такое межполушарные связи, зачем они нужны и как их развивать», «Гимнастика для мозга – ключ к развитию способностей ребенка», «Дидактическое пособие «Дорожки» для развития межполушарного взаимодействия у детей», «Прописи для развития межполушарного взаимодействия у детей», «Нейротренажеры», «Альбом графических упражнений для развития межполушарного взаимодействия»;

- разработать образовательные сценарии совместных детско-родительских событий на темы: «Кинезиологические сказки», мастер-классы: «Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР», «Методы развития межполушарного взаимодействия».

4. Обогатить РППС наглядным и дидактическим материалом по развитию межполушарного взаимодействия у детей: игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия

5. Разработать программу дополнительного образования «Нейро-фитнес» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

6. Спроектировать комплекс методических материалов, направленных на развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников.

7. Создать Telegram-канал для трансляции видеоуроков и взаимодействия с семьями воспитанников.

Заказчики проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №161» г. Перми

Целевая аудитория

Родители, имеющие детей с ОВЗ

Сроки и этапы реализации проекта

2023-2024 учебный год

Ожидаемые результаты

- создание благоприятного психологического климата и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

- сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и повышение педагогической грамотности семей воспитанников в вопросах развития межполушарного взаимодействия;

- осознание роли семьи и ее влияния на развитие межполушарных связей у детей с ОВЗ;

- освоение способов установления позитивного эмоционального контакта;

- укрепление внутрисемейных связей;

- трансляция видеоуроков в онлайн-журнале;

- разработка программы дополнительного образования и комплекс методических материалов, направленных на развитие межполушарного взаимодействия дошкольников.

Введение

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Поэтому так важно заботиться о формировании полноценного психического развития ребенка, сформировать предпосылки мышления, внимания, памяти, восприятия.

Специфика дефекта познавательной сферы ребенка с ОВЗ и возникающие вторичные отклонения (нарушения общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы, творческой активности, процессов общения) вносят свои коррективы в известные традиционные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений для успешного коррекционно-образовательного процесса.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ может быть действенным способом решения проблемы развития высших психических функций.

Это связано с тем, что нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом.

Межполушарные связи отвечают за координацию движений, внимание, усвоение и анализ информации, эмоциональную устойчивость. Дети с развитыми межполушарными связями чаще всего не испытывают проблем в школе, им легко дается обучение письму, чтению, счету, у них нормально развивается эмоциональный интеллект и способность к рефлексии.

Если же баланс нарушен, ведущую роль на себя может взять более «сильное» полушарие, и тогда случится перекос в развитии. Последствия в этом случае бывают разные: сложности в обучении в школе, слишком эмоциональное реагирование, агрессия, нарушение когнитивных функций.

Актуальность

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной его части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.

Таким образом, при несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной информации, поступающей из противоположной половины тела.

Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – частая причина трудностей в обучении, в том числе связанных с дисграфией, дислексией и др.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Использование в работе с детьми специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия.

Новизна

Дистанционные формы взаимодействия с родителями – это не только тренд современности. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями, и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей.

Таким образом, мы выбрали он-лайн консультации в социальной сети «Telegram», в частности создание онлайн-видеожурнала с рекомендациями и видеоуроками по развитию межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ.

Проблема

В настоящий момент у дошкольников мы готовим руку к письму, рисованию, вырезанию при этом упор идет только на левое полушарие. Так получается, что мы практически не затрагиваем вторую руку, а полушарие отвечающее за ее работу практически просто перестает взаимодействовать между собой.

У детей с ОВЗ выраженное нарушение межполушарного взаимодействия: происходит неправильная обработка информации и у ребенка, возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).

Для того чтобы корректировать и развивать интеллектуальные способности ребенка с ОВЗ, рекомендуют использовать в своей работе специально подобранные задания, упражнения, игры. Использование рекомендуемых заданий, игр и упражнений положительно повлияет на структурные изменения в организме и позволит расширить границы межполушарного взаимодействия. Благодаря данным методикам можно выявить скрытые способности ребенка, расширить деятельность мозга и его возможности.

Разработка проекта продиктована стремлением к сотрудничеству с семьями воспитанников с целью выстраивания партнерских отношений, так как, лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДОУ позволит организовать более эффективную деятельность по развитию межполушарного взаимодействия у детей.

Практическая значимость:

- видео-уроки с рекомендациями;

- обогащение РППС материалами по развитию межполушарного взаимодействия.

Ресурсы проекта:

- картотеки: «Проведи по линии сразу двумя руками», «Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия», «Глазодвигательные упражнения», комплексы кинезиологических упражнений, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения на растяжку, дыхательные, телесные, релаксационные упражнения;

- нейротренажеры,

Кадровое обеспечение: воспитатели

Цель проекта: создание условий для коррекции и развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам создания онлайн-видеожурнала с рекомендациями и видеоуроками по развитию межполушарного взаимодействия у детей для родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Задачи проекта:

1. Изучить нормативные, учебно-методические и интернет-источники по теме проекта.

2. Разработать Модель проекта – онлайн-видеожурнал с уроками и рекомендациями для родителей, имеющих детей с ОВЗ.

3. Спроектировать примерное содержание образовательной деятельности при создании онлайн-видеожурнала по развитию межполушарного взаимодействия с рекомендациями и видеоуроками для родителей, имеющих детей с ОВЗ»:

- разработать Видеоуроки на темы: комплексы «Кинезиологические упражнения», «Нейроупражнения для детей», «Графомоторика. Готовим руку к письму», «Развивающая игра «Круги», «Ловкие пальчики»

- подобрать иллюстрированный материал для родительского уголка по темам: «Что же такое межполушарные связи, зачем они нужны и как их развивать», «Гимнастика для мозга – ключ к развитию способностей ребенка», «Дидактическое пособие «Дорожки» для развития межполушарного взаимодействия у детей», «Прописи для развития межполушарного взаимодействия у детей», «Нейротренажеры», «Альбом графических упражнений для развития межполушарного взаимодействия»

- разработать образовательные сценарии совместных детско-родительских событий на темы: «Кинезиологические сказки», мастер-классы: «Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР», «Методы развития межполушарного взаимодействия».

4. Обогатить РППС наглядным и дидактическим материалом по развитию межполушарного взаимодействия у детей: игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия

5. Разработать программу дополнительного образования «Нейро-фитнес» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

6. Спроектировать комплекс методических материалов, направленных на развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников.

7. Создать Telegram-канал для трансляции видеоуроков и взаимодействия с семьями воспитанников.

Этапы реализации проекта:

I этап - Подготовительный

Постановка цели и задач, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, пополнение предметно-развивающей среды, подбор диагностического инструментария.

II этап – Основной. Организационно – практический

Реализация проекта через взаимодействие с родителями посредством введения онлайн-видеожурнала с видеоуроками и рекомендациями и внедрение различных форм работы с родителями.

Мероприятия клуба

«Нейро-фитнес»

Сроки

Ответственные

- Круглый стол для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия как средство коррекции и

развития интеллектуальных способностей детей с ЗПР»

- Подготовка и распространение среди родителей буклетов на тему «Что же такое межполушарные связи, зачем они нужны и как их развивать»

Сентябрь

2023 г.

Воспитатели

Воспитатели

- Презентация «Игры и упражнения для развития межполушарных связей у детей с ЗПР»

- Мастер-класс для родителей «Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР»

Октябрь

2023 г.

Воспитатели

Воспитатели

- Консультация «Гимнастика для мозга – ключ к развитию способностей ребенка»

- Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 1)

- Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 2)

Ноябрь

2023 г.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

- Консультация «Дидактическое пособие «Дорожки» для развития межполушарного взаимодействия у детей»

- Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 3)

- Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 4)

Декабрь

2023 г.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

- Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 5)

- Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 6)

Январь

2024 г.

Воспитатели

Воспитатели

- Буклет для родителей «Прописи для развития межполушарного взаимодействия у детей»

- Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 7)

- Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 8)

Февраль

2024 г.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

- Консультация для родителей «Нейротренажеры»

- Видеоурок «Нейроупражнения для детей»

- Буклет для родителей «Альбом графических упражнений для развития межполушарного взаимодействия»

- Видеоурок «Графомоторика. Готовим руку к письму»

Март

2024 г.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

- Мастер-класс «Методы развития межполушарного взаимодействия»

- Видеоурок «Развивающая игра «Круги»

- Видеоурок «Ловкие пальчики»

Апрель

2024 г.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

- Мониторинг «Выявление уровня психомоторного развития детей»

- Детско-родительский досуг «Кинезиологические сказки»

Май

2024 г.

Воспитатели

Воспитатели

III этап – обобщающий

Разработка программы дополнительного образования «Нейро-фитнес» и комплекса методических материалов (видеоуроков), направленных на развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, презентация опыта работы.

Список литературы:

1. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч 2/ Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС-пресс, 2019. – 114 с.: ил. – (Культура здоровья с детства).

2. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения/ Ирина Праведникова. – М.: АЙРИС-пресс, 2019. – 112 с.: ил. + вклейка 8 с. – (Популярная нейропсихология).

3. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 78 с.: ил. – (Школа развития).

4. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи/Т.П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 31 с.: ил. – (Школа развития).

5. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: раскраска с заданиями/Т.П. Трясорукова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 31 с.: ил. – (Школа развития).

6. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика/Т.П. Трясорукова. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 32 с.: ил. – (Школа развития).

7. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР): рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 53, [3] с.: ил. – (Школа развития).

8. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейропсихологические игры: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 60 с.: ил. – (Школа развития).

9. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи для мальчиков/Т.П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 32 с.: ил. – (Школа развития).

10. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: готовимся к школе: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 48 с.: ил. – (Школа развития)., 2020. – 85 с.: ил. – (Школа развития). 11. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: пальчиковый фитнес: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 38 с.: ил. – (Школа развития).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий

Презентация "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий"...

«Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаемые игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес...

Мастер-класс с родителями на тему: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»

В методической разработке раскрывается суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Представлены эффективные игры, способствующие развитию межполушарн...