Консультация для родителей "Музыкальное развитие ребенка в раннем возрасте средствами народного фольклора"
консультация

Недойкаш Наталия Юрьевна

Коесультация для родителей "Музыкальное развитие ребенка в раннем возрасте средствами народного фольклора"

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальное развитие ребёнка в раннем возрасте средствами народного фольклора»

Муз.разв.реб..jpg

 «Значение материнского фольклора (пестушек, потешек, колыбельных песен) в жизни ребёнка»

          «Когда же следует начинать музыкальное воспитание ребёнка?» Я отвечу на этот вопрос словами известного венгерского педагога и композитора Золтана Кодая: «За девять месяцев до рождения ребенка. А еще лучше — за девять месяцев до рождения его матери».

    Это не просто красивый афоризм. Именно так дело и обстоит. Многие привыкли считать, что воспитание ребенка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трех-четырех лет растет здоровеньким — и слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых четырёх лет (от нуля до четырех).

        Известный сторонник раннего активного развития детей из Японии, Масаре Ибука, отстаивающий именно такую точку зрения, в своей книге «После трех уже поздно» в качестве доказательства приводит примеры детей (только в Индии известно несколько подобных случаев), которые были в младенческом возрасте похищены волками и в три-четыре года найдены и возвращены к человеческой жизни. Несмотря на все попытки ученых (история Тарзана — прекрасная сказка), эти дети не смогли подняться с животного уровня развития. Их не смогли научить не только читать или считать, но даже членораздельно говорить.

        Ранний период в жизни ребенка необычайно важен, что у детей до трех-четырех лет огромный жизненный потенциал. Их сознание — чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает всё новое. Познает окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются и достигают 70-80 % от мозга взрослого человека. Дети до четырех лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учебы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать.

        Масаре Ибука рассказывает об эксперименте, проведенном в Японии, в центре раннего развития, который он возглавляет. Одной группе детей в возрасте 1-2 лет давали постоянно, но небольшими порциями, слушать классическую музыку (случайно выбор пал на музыку Бетховена), а другим не давали. Дети в «бетховенской» группе оказались более понятливыми и эмоционально восприимчивыми.

        То, чему дети, более старшие, как и взрослые, учатся годами, медленно и трудно, крошечные карапузы овладевают легко и играючи. 

         Колыбельная песня – проводник к душе ребенка, его эмоциям, его психике. Сегодня мамы не все умеют петь. Беременная женщина уделяет большое внимание своему питанию, физической форме, регулярно посещает какие-либо курсы «будущих мам» и т.д. Но чтобы специально учиться петь, развивать слух, чувство ритма – еще поискать! Петь — это и не столь важно, думают многие.

         Не секрет, что в человеке имеются биоритмы, для которых существуют определенные моменты максимального и минимального функционирования. На начальных стадиях сна (дремота) человек хорошо запоминает информацию, которая откладывается надолго. В младенческом возрасте дитя не понимает смысла колыбельных песенок (а они бывают от безобидных до самых что ни на есть страшных историй), воспринимая мамину песенку через отношение к нему. Это скорее обряд усыпления, где основная роль отводится чувствам матери, её сосредоточению на тонких ниточках взаимной любви со своим чадом.

        Таким образом, в этот самый период мама напевает малышу коротенькие попевки-колыбельные, мягко, с «шипелочками», «улюлюкиваниями», «а-а-а» и т.д., вкладывая свою душу, выражаясь музыкальными образами. Дополнительные инструменты, голоса не требуются, потому что это нарушило бы единение мамы и дитя, да и одного голоса бывает много, достаточно лишь пошептать чего-либо ритмичного (последние исследования показали, что подобные звуки наравне с покачиванием напоминают ребеночку внутриутробное состояние, и он быстренько засыпает).
       И еще одно: после укладывая ребенка, напевания ему колыбельных, мама сама убаюкивается. Почему? Происходит совпадение биоритмов матери и ребенка посредством голосовой подачи (такое наблюдается нередко на уроках пения), ну и, конечно, располагающая обстановка…
         Идеологии, мода, актуальные настроения в большинстве своём стараются отвлечь человека от самого себя, своего спокойствия, равновесия, гармонии. Однако обращение к традиционной народной песне сегодня ведёт в выравниванию психического и физического состояния. Прививая любовь к песне с самых пеленок, вы даёте возможность маленькому человеку войти в современный мир уравновешенным.

«Значение колыбельной для ребенка»

          Мамины ласка, тепло, объятия, забота имеют такое же значение для малыша, как и тихая колыбельная. Наши прапрабабушки колыбельным придавали мистическое значение. Это было свое рода волшебство: тихая мелодичная молитва, при помощи которой они просили здоровья и благополучия ребенку. Каждая мама придумывала свою песенку, которая была только его и служила своего рода оберегом.

        Уже не является секретом, что еще в утробе матери ребенок распознает голоса, музыку, звуки, интонации. Поэтому, колыбельные лучше начинать петь еще до появления малыша. Так как новорожденный в состоянии распознать знакомые мелодии. Это поможет маме быстрее успокоить малютку. Ведь ее голос знаком ему и любим.

        Поющая колыбельные мама во время беременности, может нормализовать давление или сердечный ритм. В эти минуты приток кислорода для малыша больше, гармония биения маминого сердца способствует легкому массажу ребенка, влияя на колебание околоплодной жидкости.

         Мамина песня — это не просто первое знакомство малыша с миром музыки, а еще и его познания в развитии памяти и речи: ребеночек «гулит» в ответ на песню, с помощью чего развивает гортань; если интонации повторяются, это помогает сделать речь понятной, звуки запоминающимися. Для старших деток колыбельные, в которых использованы разные однокоренные слова, которые определяют знакомые события, предметы, дают возможность понять грамматическое строение слов.

       Пение на ночь оказывает влияние на характер, физическое и психологическое состояние ребенка. Множество таких песен можно найти на сайтах в  интернете, где все это можно сохранить себе на компьютер и впоследствии наслаждаться успокаивающим пением хоть каждую ночь. Конечно же, зависит ещё, какие колыбельные мама ему поет. Малыш, слушая песню, которую мама наполняет любовью и нежностью, понимает, что его любят и оберегают, чувствует себя спокойно и безопасно. Ребенок, которому не поют колыбельные, может вырасти эгоистичным, неуверенным в себе, неуравновешенным человеком, подверженным различным психическим расстройствам.

           Как правило, колыбельную мама поет, качая малютку на руках, или ложится рядом с ней, обнимает. Чувство маминой теплоты, дыхания и заботы вряд ли заменит звук динамика, даже, если он воспроизводит самую прекрасную песню на свете самым идеальным и правильным голосом.

«Пестушки, потешки, приговорки сопровождают в народной культуре телесные игры с маленьким ребенком»

        «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила: этому дала, этому дала…» – так приговаривает мать или няня, перебирая пальчики ребенка, сидящего у нее на коленях. С психологической точки зрения важность этих игр неоценима. Таким путем взрослый помогает ребенку формировать осмысленный образ собственного тела.

           Образ своего телесного «Я» – это база для развития личности малыша (равно как и для жизни личности взрослого). Ведь наличие тела – это критерий истинности утверждения «я существую». Одновременно тело – это исходная точка отсчета, необходимая для ориентации человека в окружающем физическом мире, и, как мы увидим позже, главный измерительный прибор, который все люди используют в процессе освоения физического пространства.

         В телесных играх с детьми, существующих в народной традиции, мать помогает ребенку ощутить и эмоционально прожить отдельные части его тела в живом контакте с ее руками. Пальцы рук ребенка, его ладошки, предплечья, подмышки, головка и т. д. становятся персонажами сюжетных игр, каждый из которых обладает собственным именем и характером и исполняет определенную игровую роль.

         Очень важно, что эти части тела получают в игре свои названия – имена, которые многократно повторяются на разные лады. Называние придает частям тела ребенка новое качество существования, они обретают новый статус. Сначала они становятся осмысленными элементами образа телесного «Я», которое начинает восприниматься как устойчивая совокупность тактильных, кинестетических, зрительных, вестибулярных и тому подобных ощущений, постепенно складывающаяся в целостный образ. А по мере того, как ребенок научается не только непосредственно чувствовать, но и знать, где и сколько у него глаз, ушей, пальцев, ртов, носов, по мере того, как он запоминает их названия, неизменность их местонахождения и взаиморасположения, – у него начинает складываться схема тела. Схема тела представляет собой уже обобщенные и объединенные в знаковую структуру знания о теле – нечто вроде крупномасштабной карты телесного ландшафта, на которой обозначены наиболее важные пункты. Построение такой «карты» собственного тела, несомненно, является продуктом аккультурации и систематизации психотелесного опыта ребенка, целенаправленно происходящих в процессе его общения с матерью или няней.

        Осмысление ребенком устройства своего телесного «Я» абсолютно необходимо для нормального умственного и личностного развития. Не случайно в народной культуре этот процесс направлялся и контролировался традицией. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты материнского фольклора, обращенные к детям. В них оказались зафиксированными наиболее удачные по содержанию и по форме способы обучения ребенка пониманию собственного тела. Образные, рифмованные, легко запоминающиеся тексты пестушек, потешек, пальчиковых игр были общеизвестны.     Если мы обратимся к другим жанрам материнского фольклора, например к колыбельным песням, то и там обнаружим присутствие культурных программ, целью которых является символическое представление основных пространственных координат мира, куда вошел ребенок после появления на свет.

        Упорядочивание, структурирование пространства начинается с фиксации точки, в которой находится ребенок. В колыбельных песнях часто очень подробно и преувеличенно положительно описывается колыбель – первое собственное место ребенка в этом мире, его исходное личностное пространство.

Висит колыбель

На высоком на крюку.

Крюк золотой,

Ремни бархатные,

Колечки витые,

Крюки золотые.

       И золотые крюки, и бархатные ремни, конечно, не бытовые реалии крестьянской жизни. Они образно выражают родство детской колыбели и царского трона. Ребенок здесь подобен маленькому божеству, окруженному ценными дарами – праздничной едой:

Ой, ляльки-ляльки-ляльки,

В изголовье крендельки,

В ручках яблочки,

В ножках прянички,

По бокам конфеточки,

Винограду веточки.

         В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая качественность и ценность занимаемого ребенком места, а младенчество описывается как идеальное состояние благополучия.

        Действительно, для полноценного психического развития ребенку исключительно важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире, – самое хорошее, мама – самая лучшая, дом – самый родной. Главной личностной задачей младенческого периода является формирование так называемого «базового доверия к жизни» – интуитивной уверенности человека в том, что жить хорошо и жизнь хороша, а если станет плохо, то ему помогут, его не бросят. Уверенность в своей желанности, защищенности, в гарантированности положительного отклика окружающего мира на его нужды младенец приобретает в ходе повседневных взаимодействий с матерью. Постоянство присутствия матери, точность понимания ею нужд младенца и скорость отклика на них, теплота отношения к ребенку, многообразие телесного и словесного общения с матерью имеют очень важный смысл для всей его будущей жизни. На этом глубинном чувстве базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам и его иррациональная уверенность в том, что все кончится хорошо вопреки обстоятельствам. И наоборот, отсутствие этого чувства может в будущем привести к отказу от борьбы за жизнь даже тогда, когда победа в принципе возможна.

          В материнском фольклоре колыбельных песен исходной точкой отсчета в мировой системе координат становится ребенок, лежащий в своей колыбели, а пространство окружающего мира выстраивается вокруг ребенка через противопоставление теплого дома-защиты, внутри которого находится колыбель с младенцем, и опасного внешнего мира – темного леса, луга, речки, куда до поры до времени ребенку ходить не надо.

        Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она обозначается понятием «край».

Например, такая колыбельная:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам волчок не ходи,

Нашу Таню не буди.

         Внешняя граница дома уже принадлежит к наружному опасному миру. Беспечная домашняя курица, которая по неразумию устроилась спать на завалинке – т. е. снаружи дома, – может потерять всю свою красу из-за разбойного нападения совы – птицы лесной:

Черна курица ряба

На завалинке спала,

Прилетела сова,

Серьги вывернула,

Перья выщипала.

           Вообще, фольклорное понятие края как границы перехода из своего пространства в пространство внешнего мира – опасного, страшного – символически оформляет также и повседневный опыт маленького ребенка.

    Одна из сфер жизни ребенка, где значимо понятие «край», – это его телесно-двигательное поведение. Тут опознание края как границы конкретного пространства – своего и чужого, освоенного и неизвестного, комфортного и опасного – проживается ребенком через опыт собственного тела. Кроме того, понятие «край» (в научной терминологии – «граница», «контур») является центральным для понимания того, как формируется у маленьких детей восприятие окружающего мира и самих себя.

      Итак, выделение края как границы объекта определяет успешность формирования предметного восприятия. На этом строится способность ребенка ориентироваться в пространстве внешнего мира.

       Поразительно, с какой психологической чуткостью тема края в материнском фольклоре введена в адресованные ребенку тексты и символически осмыслена народной традицией. Здесь «край» играет роль ключевого элемента в пространственно-символических «картах мира», которыми традиционная культура взрослых снабжает маленьких детей загодя.

       В колыбельных песнях слово «край» становится понятием, обозначающим границу мира своего – домашнего, защищенного и чужеродного – внешнего, опасного.

        Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше, уже имевшие самостоятельный опыт познания реальных краев, кромок, границ всевозможных предметов, опыт собственных падений и переступаний через край, познавшие неустойчивость поставленных на краю предметов, обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо. Все это живое многообразие индивидуального опыта насыщало для ребенка понятие «край» личностным смыслом.

      С другой стороны, приобщение ребенка к фольклорному пониманию темы края поднимало его личный опыт на высоту культурно-символического обобщения и придавало этому понятию еще и магический смысл. Такие смысловые оттенки способен уловить ребенок старше двух-трех лет – в этом возрасте начинается активное становление символической функции сознания, что проявляется и в продуктах собственного творчества маленьких детей.

         Кстати, только младенцу за пределами родного дома грозят опасности, так как он мал, «не готов». Взрослые же люди, равно как и некоторые животные и мифологические персонажи, могут свободно перемещаться и действовать во внешнем мире. Оттуда они приносят ребенку подарки, еду, здоровье, сон, а также сапожки, в которых он потом самостоятельно выйдет на дорогу жизни.

       Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей. Здесь ему задается структура социального пространства, в котором он найдет себе место, а также нравственные категории его взаимоотношений с младшими, со старшими и со святыми покровителями. То есть закладывается система отношений в пространстве мира людей, определяются цели жизни ребенка, а также ее границы и ее конечность.

       Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, персонифицированных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни.

«Психологические особенности живого восприятия фольклорных текстов ребенком»

        Поговорим теперь о психологических особенностях живого восприятия фольклорных текстов ребенком. Кроме их содержания многое предопределяет сама ситуация, в которой они исполняются.

       Колыбельную песню мать, бабушка или няня поет вечером, чтобы ребенок поскорей заснул. С психологической точки зрения он находится в это время в особом душевном состоянии предсонья: тельце постепенно расслабляется, глазки закрываются, собственные мысли в этом возрасте еще отсутствуют и не мешают внимательно сосредоточиться на голосе взрослого. Такому сосредоточению помогает еще и то обстоятельство, что поющий голос является главным на фоне окружающей тишины и темноты. Можно сказать, что состояние ребенка подобно тому, что бывает у людей при гипнотическом внушении. Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмами дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет очень важную роль в открывании души навстречу поющему голосу.

       Внутренняя настройка на другого человека через ритм его движений – это самый древний, универсальный и самый успешный способ психологического присоединения к партнеру. Таким образом, происходит объединение двух людей в целостную энергоинформационную систему, ведомую общим ритмом. Обучается ребенок такой настройке еще в утробе матери, где ритмические процессы в его организме синхронизируются с ритмами ее жизнедеятельности, а использует эту способность всю дальнейшую жизнь. Поэтому интонация, слова, образы песни беспрепятственно проникают внутрь одушевленного тельца ребенка, буквально пропитывая его и закрепляясь в самой глубине его существа. Ребенку не обязательно понимать, он должен просто впустить в себя и помнить. Пространственно-символические схемы, организующие эти смыслы в фольклорном тексте, отражают народную модель мироустройства. В дальнейшем они станут основой формирования символического мышления самого ребенка, без которого не может быть понимания мира и себя, осознания смысла своего существования.

     Вечерняя убаюкивающая песня когда-то сопровождала ребенка на протяжении нескольких первых лет его жизни. Она присутствует в быте многих семей и сейчас. Когда ребенок становится старше, к ней присоединяются рассказывание сказок и историй, задушевные разговоры о самом важном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку и для отдыха, и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Причем то, что говорится перед сном, имеет особо значимое влияние на состояние души спящего и содержание его снов.

        Больше всего ребенок боится хаоса обрушивающихся на него впечатлений, событий внешней и внутренней жизни, которые ему нужно как-то организовывать, чтобы их понять и с ними совладать. Для этого ребенку крайне необходимы образно-понятийные опоры, к которым он будет привязывать изменчивые события текущей жизни, организуя их в некое понимаемое целое.

    Традиционная народная культура обеспечивала ребенка такими опорами в разнообразных формах, последовательно и постепенно создавая мировоззренческий фундамент для формирующейся личности. Таким образом, удовлетворялась одна из важнейших человеческих потребностей – потребность в смысле, т. е. в понимании окружающего мира и осознании своего места и назначения в нем.

         В практической психологии и психотерапии хорошо известно, что раннее детство – это время установления базовых отношений ребенка с миром. Не случайно говорят, что до пяти лет закладываются основы личности.

          Родителям воспитателям маленьких детей важно осознать содержание песен и речей, с которыми они обращаются к ребенку. Особое внимание надо уделять текстам, в содержании которых кроется мировоззренческий смысл.

        Многие взрослые считают, что фольклорные тексты подходят детям, потому что они просты. В сознании этих взрослых отождествляется народное, простое и детское. Но суть не во внешней простоте. Психологическое значение этих текстов связано с их своеобразной магической силой. Фольклорные образы необыкновенно ёмки, а словесные формулы недаром похожи на заклинание. Они легко проникают в самые глубины души, в её бессознательные слои, потому что говорят на их языке. Говорят о самом важном для ориентации этой души в земной жизни, о том, что кристаллизовалось в материнском фольклоре из огромного душевного опыта многих поколений людей, которые когда-то тоже учились жить на свете.

 
 


 
Литература:
1.     Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Год издания: 1999 Издательство: Питер ISBN: 5-88782-202-3 Страниц: 276
2.     Мадорский Л. Зак А. Начинайте с колыбели. Музыкальная палитра. №5-6, 2009 г.
3.     Интернет-ресурсы: http://rodnaya-tropinka.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

СОДЕРЖАНИЕ          Введение ………………………………………………………………….3      Глава         I. Теорет...

Консультация для родителей. « Развитие речи детей раннего возраста средствами художественной выразительности».

Влияние художественного текста на развитие речи детей раннего возраста несомненно велико. Происходит постепенное овладение родным языком, у ребенка формируется правильное восприятие художественно...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора "

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора "...

Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».

Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста средствами игровой деятельности»

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. И поэ...