Родителям о дактильной речи
консультация

Еремеева Светлана Анатольевна

Что же такое дактильная речь и какова ее роль в обучении неслышащих дошкольников?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_daktilnoy_rechi.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

 «РОДИТЕЛЯМ О ДАКТИЛЬНОЙ РЕЧИ» 

Консультация для родителей

Для того чтобы уберечь ребенка с нарушением слуха от немоты, научить общаться, развить способность воспринимать устную речь окружающих людей, должны быть использованы все возможные средства. Одним их таких эффективных и доступных средств обучения детей является дактильная речь.

Что же такое дактильная речь и какова ее роль в обучении неслышащих дошкольников?

Слышащий ребенок усваивает устную речь путем восприятия речи на слух и подражания. Процесс этот происходит без каких-либо сознательных усилий со стороны ребенка. Нарушение слуха приводит к тому, что восприятие устной речи на слух становится невозможным или значительно затрудняется. Устной речью ребенок с нарушением слуха овладевает длительное время, испытывая при этом значительные трудности.

В обучении детей с нарушением слуха языку используется письменная форма речи – каждое слово предъявляется ребенку в письменном виде (на таблице). Восприятие целых слов по письменным таблицам представляет для ребенка значительные трудности, и речевой материал накапливается медленно. А пользование только устным словом, которое усваивается с большими трудностями, может надолго затормозить процесс овладения детьми речью и речевым мышлением.

Дактильная речь, используемая в обучении неслышащих детей, и есть средство, позволяющее значительно ускорить и облегчить формирование словесной речи.

Дактильную речь неосведомленные родители путают с мимикой или с жестовой речью. Жестовой речи детей в детском саду не обучают. Ведущие сурдопедагоги призывают к широкому использованию дактильной речи как средству предупреждения нежелательного развития у детей мимической речи вместо словесной.

Дактильная речь – это форма словесной речи. Она позволяет членить слово на части (буквы) и представляет каждую букву в виде особого статического положения пальцев, а слово в целом в виде движущихся пальцев руки.

Ближе всего дактильная речь стоит к письменной речи. В дактильной азбуке 33 знака, каждый знак точно соответствует букве алфавита. Дактилирующий слово как бы «пишет» его в воздухе знаками. Дактилируют слово точно так же, как пишут (орфографически правильно), поэтому усваивая дактильную речь, ребенок будет постигать грамоту. Дактильный знак дети легче воспринимают и значительно легче воспроизводят, чем звук. Исследования показали, что даже дети двух с половиною лет могут овладеть дактильной азбукой, а трехлетние усваивают ее за 30 дней. Это имеет большое значение, потому что к ребенку, овладевшему дактильной азбукой,  можно обращаться при помощи дактильного слова,  называть ему, как слышащему, любой предмет в любой обстановке. При этом ребенок точно воспримет буквенный состав и грамматическую форму каждого слова, так как при дактилировании предложение строится так же, как и пишется. Так начинается обучение речи в общении. Со временем, научившись произносить звуки, ребенок будет говорить устно все те слова и выражения, которые он к этому времени сможет правильно сказать на память дактильно. Таким образом, дактильная речь – не цель, а средство, облегчающее формирование у детей с нарушением слуха словесной речи.

Дактильные знаки освобождают педагога от необходимости форсировать у ребенка постановку звуков, позволяют задержаться для более тщательной отработки произношения. Самоконтроль за произношением у дошкольников не сформирован, поэтому дети в самостоятельной речи допускают много ошибок. Дактилология позволяет осуществлять контроль за произношением детей. Опираясь на дактилирование во время произношения слов, дети лучше проговаривают звуки.

Дактилируя слова, дети быстрее запоминают их звукобуквенный состав, что позволяет во много раз увеличить объем словаря, и активно включить ребенка в процесс общения.

Широкое использование дактильной речи помогает ребенку лучше узнавать слова с губ. Дело в том, что зрением, читая с губ, можно воспринять лишь часть произносимых звуков. Легко различаются гласные звуки а, о, у, е, и; группа согласных п-б-м отличается от т-д-н или от ш-ж-ч-щ. Но внутри каждой группы звуки зрительно воспринимаются одинаково. Звуки к, г, х вовсе не видны.

Познакомившись со словом в дактильной форме, усвоив его значение, овладев буквенным составом, ребенок гораздо легче сумеет прочесть это слово по губам, по памяти восполнив невидимые или  видимые нечетко звуки. Таким образом, дактильная речь оказывает большое влияние на уровень общего развития неслышащего ребенка.

Овладение дактилологией происходит у детей на основе подражания. Обучение необходимо начинать с упражнений, которые развивают у ребенка умение подражать движениям взрослого.

Вначале это крупные, легко различимые движения рук, головы, ног, туловища. Поднять обе руки вверх и опустить. Хлопать над головой. Потрясти кистями рук. Сложить руки на груди, соединить на голове. Наклонить голову вниз. Топать двумя ногами. Топать одной ногой. Приседать. Наклониться вперед, в стороны. Эти движения проводятся стоя.

Сидя на стульчиках, можно положить руки на колени, убрать за спину, похлопать по коленям, наклониться и коснуться руками пола. Для того, чтобы сделать упражнения привлекательными для малышей, можно использовать игрушки, кубики, ленты, флажки. На одно занятие берут 5-6 движений, повторяют их 2-3 раза, тщательно следя за тем, чтобы ребенок выполнял движения как можно более точно.

Постепенно, по мере развития навыка, для подражания берут более мелкие движения (движения пальцев, движения речевых органов). Эти упражнения проводятся с детьми за столом или перед зеркалом. Сядьте за стол друг против друга, дайте ребенку бутылку и мелкие предметы: пуговицы, фасоль, горох, бусинки. Покажите ребенку, что нужно все предметы собрать в бутылку. Начните сами, а дальше учите ребенка действовать по сигналу: Возьми. Брось.

Затем положите руку на стол раскрытой ладонью вверх и начинайте последовательно сгибать пальцы, собирая их в кулак, затем так же последовательно их разгибайте. Поочередно прикладывайте кончики пальцев к большому пальцу, пальцы одной руки к пальцам другой. Помогите ребенку точно выполнить эти движения, сложить пальчики. Необходимо учить ребенка помогать себе другой рукой. Часть этих движений является элементами дактильных знаков.

Через несколько занятий можно уже использовать для подражания дактильные знаки. Необходимо, чтобы во время упражнений на подражание глаза ребенка привыкли различать,  а пальчики воспроизводить дактильные знаки.

Во время первых упражнений берутся более легкие для воспроизведения и резко отличающиеся между собой знаки: а-в, о-л, у-с, ч-у, р-м. Пока еще их не связывают с буквами. Сначала воспроизводите знаки, держа руку на столе, а затем, опираясь локтем о стол, показывайте их в воздухе. Например, положите одну руку на стол ладонью вниз, потом другую так же пальцами вперед. Ставьте руку на локоть и показывайте так же знак. Это уже буква В. Сожмите пальцы в кулачок. Это буква А. Помните, от ребенка необходимо требовать точного подражания!

Группы знаков для запоминания

А, В, Г       Ф, П, У

Ч, Я, Е       Ш, Э, М

Р, И, Ж      Х, Б, Ъ

Ы, Ц, Д       О, С, К

Е, Л, З       Н, Т, Ю       Щ, Ь, И

Учите дактильную азбуку в такой последовательности.

Занятия должны быть не утомительными для ребенка: 8-10 движений, выполненных в группе более занимательных упражнений на подражание. Каждый день, повторяя ранее усвоенные знаки, включайте 3-4 новых, повторяйте их по 2-3 раза. Неправильно воспроизведенный ребенком знак  обязательно исправляйте. Своими руками придавайте нужное положение пальцам ребенка, учите ребенка помогать себе левой рукой.

После знаков, резко отличающихся по изображению, переходите к сходным знакам: о,р,н; п,л,д; т,ш,щ. Привлекайте внимание ребенка к трудно уловимым различиям в знаках. Дайте ему ощупать знак, который вы показываете, чтобы он не только увидел, но и почувствовал разницу в движениях.

Постарайтесь сделать эти упражнения забавными для того, чтобы ребенку не наскучило повторять движения. Например, вытянутую руку со знаком А неожиданно и быстро уберите за спину. Ребенок не разглядел. Снова покажите знак и вновь уберите. Теперь ребенок разглядел и покажет правильно. То же проделайте с другими знаками. В другой раз накройте руку нарядным платочком. Заглядывайте под платочек, интригуйте ребенка. Дайте ему ощупать знак, который вы показываете под платочком. Используйте другой прием – поменяйтесь с ребенком ролями. Он – учитель, вы – ученик. Ребенок показывает знак, вы – повторяете. Учите ребенка быть внимательным, замечать ваши «ошибки», исправлять их.

Долго задерживаться на подражании отдельным знакам не рекомендуется. Как только ребенок с вашей помощью или самостоятельно сможет воспроизводить 5-6 знаков, переходите к обучению его подражанию слову, сказанному дактильно. Например, ребенок легко показывает знаки а, н, д, и. Учите его словам, составленным из этих знаков. Так, передавая ребенку игрушку, покажите «На», а желая получить что-то от ребенка, покажите «Дай». Теперь показывайте знаки уже не раздельно, а слитно. Слова, взятые для дактилирования, должны быть ребенку хорошо знакомы. Благодаря этому сочетания знаков приобретут для ребенка значение.

Усвоение слов в дактильной форме пойдет быстрее, если другие члены семьи будут пользоваться ими в общении с ребенком, а также в присутствии ребенка обращаться этими словами друг к другу. Это облегчит ребенку понимание значения слов и осознание смысла пользования ими. Одновременно с показом пальцами произносите слова устно.

Если ваш ребенок вместо жеста скажет дактильно «Дай» - это уже ваш успех, результат обучения. Ребенок начал усваивать словесную речь, чтобы пользоваться ею в общении вместо жестов. Насколько сложным окажется для ребенка этот процесс, будет зависеть от его возраста, развившихся у него навыков внимания и подражания, от вашей настойчивости в требованиях.

То есть, успех в развитии вашего ребенка прямым образом зависит от вашего желания помочь ему, от ваших усилий, от вашего терпения и труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дактильная речь – зачем она нужна.

                                    Консультация для родителей...

Консультация "Дактильная речь"

Дактильная речь.Её значение и правила дактилирования.    Дактильная речь – это своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук. Дактилос – в переводе с греческого «палец». К...

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Дактильная речь

Краткое описание что же такое дактильнгая речь и основных правил дактилирования....

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Речь родителей влияет на развитие речи ребенка. Как? узнаете из консультации "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Консультация для родителей: "Зачем ребенку с нарушением слуха использовать устно - дактильную речь?"

В данной консультации разьяснены особенности применения дактилологии и роль устно - дактильной речи в обучении детей со слуховой депривацией....