Консультация "Дактильная речь"
консультация по теме

Смолкина Любовь Викторовна

Дактильная речь.

Её значение и правила дактилирования.

 

   Дактильная речь – это своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук. Дактилос – в переводе с греческого «палец». Каждой букве алфавита соответствует особое положение пальцев.

   Дактилология используется как заменитель устной речи для общения слышащих с глухими, глухих между собой и как средство общения детей с нарушением слуха.

   Для того чтобы уберечь ребёнка от немоты, научить общаться с окружающими, должны быть использованы все возможные средства. Одним из таких доступных и эффективных средств обучения является дактильная речь. Необходимость использования в процессе обучения детей с нарушениями слуха этой непривычной  формы речи часто вызывает возражения и протесты родителей. Подлинный страх и отчаяние звучат иногда в голосе матери: «Неужели мой ребёнок будет говорить руками?».

   Родителям необходимо понять значение дактильной речи, чтобы не только научиться правильно применять её в общении с ребёнком, но и уметь объяснить её значение тем людям, чьё мнение, а точнее предрассудки, наносят вам лишнюю боль и грозят помешать полноценному развитию ребёнка. Дактильная речь – могучее средство обучения глухих, средство, которое позволяет во много раз повысить объём словаря и качество усвоения речи, а также уровень общего развития глухих.

   Дактильную речь неосведомлённые люди часто путают с мимической (или жестовой) речью.

   Жестовая речь – это речь, где целое слово или даже фраза передаётся с помощью одного жеста. Жесты не имеют характерной для словесной речи грамматической формы, т.е. не изменяются по родам, числам, падежам.

   Несведующие люди, говоря о сходстве этих форм речи (мимической и дактильной), имеют в виду самые внешние признаки, то, что в обоих случаях в разговоре участвуют руки. Но и здесь есть отличия. Говорящий дактильно пользуется только пальцами одной руки (хотя в некоторых странах, например, в Англии, дактильная речь изображается пальцами обеих рук). В мимической речи участвуют обе руки, изображающие не буквы, а разнообразные жесты в сочетании со специфической, усиленной мимикой лица. Внешне такая речь привлекает внимание и настораживает окружающих.

   У многих, чаще у неграмотных глухих людей, жестовая речь примитивна, производимые ими жесты выражают не отдельные слова, а передают простые представления и мысли. Один и тот же жест в зависимости от обстановки, выражает разные понятия.

   Мимика у человека, владеющего словесной речью и умеющего читать с губ, не угрожает его общему развитию, а наоборот, помогает быстрее и легче воспринять обращённое слово и передать мысль глухому собеседнику.

   Когда жесты используется в сочетании с устным словом, то строй мимической речи подчиняется строю словесной речи, помогая воспринимать слова. Опасность же для развития речи ребёнка с нарушением слуха и представляет жестовая речь вместо  словесной. Но дело заключается не в том, чтобы запретить мимику и этим бороться с ней, а в том, чтобы как можно скорее дать развивающемуся человеку слово, как более полноценное средство общение и мышления.

   Именно поэтому мы рекомендуем использование дактилологии, ускоряющее формирование словесной речи вашего ребёнка и в значительной степени избавляющее его от необходимости пользоваться только мимикой.

   Заканчивая разговор о мимике, нужно сказать следующее: конечно, мимическая речь примитивна, она непривлекательна внешне, и глухой человек, владеющий только мимикой, лишается возможности полноценно общаться со слышащим, он ограничен в своём развитии. Всё это так. Поэтому мы советуем вам как можно раньше начать обучение ребёнка словесной речи. Но нельзя забывать и другое. Для глухого ребёнка общение жестами также естественно, как для слышащего устное. В коллективе глухих он овладевает мимикой легко и естественно. Некоторое время мимика для него – единственный способ общения с окружающим миром.

   Опасность мимики, заменяющей словесное общение, уменьшается по мере усвоения ребёнком словесной речи. Вместо мимики можно использовать дактильную речь. Дактильная речь – это форма словесной речи. Пользоваться ею – значит понимать значение слов, владеть грамматическим строем языка, что поможет усвоению речи в письменной и вы устной форме. Дактильный знак не только легче воспринимать, но и значительно легче воспроизводить, чем звук. Если сравнивать дактильную речь с другими формами словесной речи, то ближе всего она стоит к письменной. Как и при письме, ею может пользоваться лишь грамотный человек.  Мало того, усваивая дактильную речь, человек тем самым постигает и грамоту, т.к. дактильная речь, как и письменная, это словесные формы речи.

   В дактильной азбуке, как и в буквенной, 33 знака. Каждый дактильный знак точно соответствует букве алфавита, и многие знаки в дактилологии изображением напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов. Например, дактилемы «о», «л», «м», «с» и т.д.

   Усвоив дактилологию, можно обратиться к ребёнку с помощью слова, назвать ему, как слышащему, любой предмет, но делать это, не только произнося слово устно, но и «произнося» его пальцами. При этом ребёнок точно воспринимает буквенный состав и грамматическую форму слова, что не всегда возможно только при устном проговаривании, т.к. некоторые звуки схожи артикуляционно (м-п) или вообще не видны (к,г,х).

   Со временем, научившись произносить звуки, ребёнок будет пользоваться в устной форме всеми теми словами и выражениями, которые к этому времени он сможет правильно «сказать» на память пальцами. Таким образом, дактильная речь – это лишь вспомогательное средство обучения речи, необходимое для облегчения формирования словесной речи, т.к. система обучения глухих дошкольников предусматривает обязательное обучение их устной речи.

   Дактильная речь, умело используемая, помогает развитию не только устной речи, но и чтению с губ, т.к., чем больше запас слов и выше общее развитие ребёнка (чему способствует использование дактильной речи), тем легче ребёнку читать с губ, тем больше возможностей догадываться о значении известного или нового слова.

   Познакомившись со словом в дактильной форме, усвоив его значение, овладев буквенным составом, ребёнок гораздо легче сумеет прочесть это слово по губам, по памяти восполнив невидимые или видимые нечётко звуки.

   Важное условие в дактилологии – правильное и красивое дактилирование. Для этого  необходимо выполнить несколько правил:

-         «говорить» нужно правой рукой;

-         держать руку на уровне или чуть ниже линии рта, с тем, чтобы ребёнок мог воспринимать и дактильный знак и артикуляцию;

-         локоть руки слегка прижат к правому боку;

-         двигаться должны только пальцы и иногда кисть (например, движение руки чуть вниз при показе «щ»);

-         как и при письме, буквы в слове располагаются не отдельными знаками, а слитно (для этого, показывая букву, вы должны мысленно готовить руку к положению следующего знака);

-         между словами нужно делать паузу (как при письме одно слово отделяется от другого);

-         знаки нужно показывать чётко и ясно на одном уровне (как письмо по линейке), но рука остаётся неподвижной;

-         показывая такие буквы как й, щ, ц  кисть поворачивается мягко;

-         на первоначальном этапе усвоения дактилологии возможно несколько замедленное, протяжное дактилирование и произношение, но нельзя говорить по слогам или отдельными буквами;

-         упражняйтесь сами и учите ребёнка произносить слова и дактилировать в одном темпе;

-         избегайте механического дактилирования, т.е. без понимания значения слова; ребёнок должен понимать то, что говорит дактильно, главное не прочитать, а понять.

   Таким образом, учить говорить глухого ребёнка – это значит не только научить говорить дактильно или научить произносить звуки, хотя это и является специфичным в обучении неслышащего и требует особого умения, но главное - научить понимать смысл речи и пользоваться разговорной речью в общении, понимать по губам говорящего и самому внятно говорить.

               

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...