Сказка, как средство познавательного развития у детей раннего дошкольного возраста.
проект

Шарифьянова Айсылу Аслямовна

Сказку можно рассматривать как ценное педагогическое средство познавательного развития младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краткосрочный проект на тему: «Сказка, как средство познавательного развития у детей раннего дошкольного возраста» “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…” В.А. Сухомлинский

Слайд 2

Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам познавательного развития дошкольников обусловлено главной особенностью современного мира - его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Уровень развития технологий, общества и темп жизни требуют от ребенка развития умений сравнивать, анализировать, классифицировать, делать самостоятельные выводы. Достижению этих целей будет способствовать развитие познавательной деятельности. Сегодня мало иметь запас некоторых знаний, развитый кругозор, нужно уметь доказывать, находить информацию, рассуждать. Познавательное развитие детей одно из приоритетных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. ФГОС ДО рекомендует «реализацию Программы в формах, специфических для детей раннего возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности» По нашему мнению, актуальность проблемы познавательного развития детей раннего возраста связана с ее направленностью на развитие любознательности, активности, самостоятельности, а в дальнейшем на формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности согласно ФГОС ДО. Одним из универсальных обучающих, воспитывающих и развивающих средств для работы с младшими дошкольниками является сказка. С ее помощью можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. При помощи сказки «оживает» изучаемый материал. Привлекая сказочные образы можно найти путь к эмоциональной сфере ребёнка раннего возраста. Когда ребёнок слушает увлекательную историю, он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая логически, анализируя, обосновывает свои действия. Сказки учат добру и справедливости. Несмотря на свою простоту и незатейливый сюжет, сказки говорят о самом главном: о смысле жизни, борьбе добра и зла, им присуще нравственное начало. Поэтому сказку можно рассматривать как ценное педагогическое средство познавательного развития младших дошкольников АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 3

ЦЕЛЬ проекта: Создание условий для выявления возможностей сказки в познавательном развития младших дошкольников.

Слайд 4

Объект исследования : процесс познавательного развития раннего возраста. Предмет исследования : познавательное развитие младших дошкольников посредством сказки.

Слайд 5

- проанализировать особенности познавательного развития младших дошкольников; - выяснить сущность понятия «сказка» и выявить ее роль в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста; - провести примеры использования сказки как средства познавательного развития младших дошкольников; - разработать методические рекомендации педагогу по использованию сказки как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 6

- Живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. - Развивается любознательность; - Активно проявляется потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети данного возраста; - Формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых; - Может воспринимать предмет без попытки его обследования. Ожидаемые результаты

Слайд 7

Подготовительный Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей раннего возраста, материала по развитию театрализованной деятельности в раннем возрасте. Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде Разработка проекта «Сказка, как средство познавательного развития у детей раннего дошкольного возраста». Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных рисков проекта. Организации группового пространства, отвечающего ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Этапы реализации проекта: I этап:

Слайд 8

Основной Работа с детьми: Совершенствование предметно-пространственной развивающей среды. Обогащение книжного уголка Чтение художественной литературы (русские народные сказки «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» «Волк и семеро козлят» «Три поросёнка», «Три медведя») В зоне театрализованных игр расположить настольный и пальчиковый театр «Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три поросёнка» Драматизация русских народных сказок «Теремок» «Колобок», «Курочка Ряба» «Волк и семеро козлят». Пальчиковые игры «Теремок» «Колобок», «Курочка Ряба». Создание ситуации для организации строительно-конструктивной игры «Помочь зверятам построить теремок». Конструирование «Теремок». Разучивание потешки «Терем - теремок». Беседа «Книги нужно беречь» . Д/и «Разложи героев по сказкам». С/р игра «Больница для книг». Звукоподражательные игры. Подражательные движения характерные животным. Беседа «Моя любимая сказка». Д/игра «Узнай сказку по иллюстрации». Разговор с детьми о дружбе. Инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят» Работа с родителями: Конкурс рисунков «Моя любимая сказка» Изготовление настольно-печатной игры «Разрезные картинки» с изображением героев сказок «Теремок». Консультация «Какие сказки читать детям в мл. дошкольном возрасте». Беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», Организация домашних спектаклей «Театральная мастерская». Совместно с родителями изготовление книжек-малышек II этап:

Слайд 9

Заключительный. Буклеты «Особенности чтения сказок о животных», «Воспитание и книги». Пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания. Обновить подборку «Книжка своими руками», Подбор раскрасок на тему «Русские народные сказки». Выставка иллюстраций к русской народной сказке «Теремок». Презентация краткосрочного проект на тему: «Сказка, как средство познавательного развития у детей раннего дошкольного возраста». III этап:

Слайд 10

Занятие

Слайд 11

Пальчиковая игра «Три медведя» Пальчиковая игра «Три поросёнка» «Три медведя» - это супер – сказка для познавательного развития детей. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками. Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – «Три поросёнка, Кажется, что именно для этой цели она и создана. Можно пересчитывать вместе с ребёнком раннего возраста героев сказки, и легко запоминать количественный счет до 3. Понятия «много»- «один»

Слайд 12

Настольный театр по сказке «Курочка Ряба»

Слайд 13

Сказка «Теремок». Помогает запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка Театрализация сказки «Теремок»

Слайд 14

Театрализация сказки «Колобок» Сказки «Колобок» и «Репка» особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто самый большой (маленький). Кто повстречался Колобку третьим? А в «Репке» можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?

Слайд 15

Театрализация сказки «Курочка Ряба»

Слайд 16

В процессе чтения сказки «Волк и семеро козлят» педагог может спросить: «Согласны ли вы, что эта песенка принадлежит козе, а не волку? (« Козлятушки - ребятушки, отопритеся , отворитеся …») - Почему вы пришли к такому мнению?

Слайд 17

Домашний спектакль «Теремок»

Слайд 18

Домашний спектакль «Курочка Ряба»

Слайд 19

Играем в семье пальчиковый кукольный театр «Репка»

Слайд 20

Играем сказку с бабушкой и дедушкой

Слайд 21

Сказка является эффективным средством познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, т.к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они стараются подражать им в своих играх дома и в детском саду. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми. Кроме того, во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко. Поэтому сказка будет являться эффективным средством развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста. С целью познавательного развития детей посредством сказки в работе мы использовали такие методы и приёмы: - подобрали сказки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - чтение, рассказывание сказки; - вовлечение детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок; - использовали дидактические игры; - вместе с детьми строили сказку «Теремок» из конструктора с опорой на сенсорные представления; - играя в сказку, использовали различные виды театра (настольный, пальчиковый, кукольный, драматизация) с формированием элементарных математических представлений; - активно взаимодействовали с родителями воспитанников, привлекали детей и родителей к участию в драматизации, - организовали игры в сказку на прогулке в ходе совместной и самостоятельной деятельности детей. Применение сказок положительно повлияло на быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повысилась познавательная активность, активизировался интерес к обучению. В дальнейшей своей педагогической деятельности планируем повысить желание у детей чаще слушать произведения художественной литературы, что будет способствовать познавательному развитию детей Цель, поставленная в работе, достигнута, задачи выполнены.

Слайд 22

В процессе работы над сказками мы сталкивались с появлением новых слов, непонятных ребенку (например: сусеки, клочки по закоулочкам, золотое яичко и простое, отопритеся и пр.) В силу особенностей детей раннего возраста возникали сложности с объяснением детям значений этих слов. А также при появлении героев, животных неизвестных детям (кабан и пр.) коротко рассказывали об этом герое, животном, его образе жизни. Мы делали это в предварительной (вводной) беседе до прочтения сказки. А также делали остановку во время чтения (уже знакомой сказки) для объяснения непонятного слова. Возникшие трудности в процессе реализации проекта

Слайд 23

В мире много сказок Грустных и смешных. Нам нельзя без света, Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят Вам тепло Пусть добро навеки Побеждает зло! Желаем Вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование малых фольклорных форм как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Создание оптимальных  условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм....

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка....

Мастер-класс на тему «Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

      Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствуе...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста.(презентация)

Дидактическая игра как средство развития  познавательной активности у детей  раннего  дошкольного возраста.(презентация)...